История пропавшей картины

Александр Вайнерман
       Эта почти детективная фантастическая история могла бы, наверное,  произойти при удачном стечении обстоятельств. Почти все персонажи истории – реальные люди. Это повествование смело можно назвать воспоминанием о будущем.

Рано проснувшись, ещё не было и шести утра, в своих  уютных апартаментах в престижном лондонском районе Кенсингтон (Kensington High Street ) молодой, подающий надежды ученый, писатель и предприниматель Грегори Горби сладко потянулся и взглянул на будильник. До его противного, но как никогда нужного сегодня звонка оставалось еще почти полчаса. Электронный календарь показывал  пятое августа 2036 года. Неяркое солнце с трудом пробивалось сквозь обычный лондонский туман и оставляло длинный кинжалообразный след на полу светлой, заставленной толстыми фолиантами книг и увешанной красивыми картинами, спальни. Огромная комната разделялась раздвижной перегородкой на спальню и кабинет. Гостиная тоже была очень большой и соединялась с кухней перегородкой бара. Всю наружную стену гостиной занимало окно, встроенное от пола до потолка и прозрачное только изнутри. Оно выходило на красивый цветник и бассейн. Любовь к большим помещениям Грегори привили родители: первые годы своей жизни он провел в очень большой комнате, занимавшей всю площадь  второго этажа дачи в ближнем Подмосковье, в России, где родился и вырос.

        Широкая трехспальная кровать с покрытием из натуральной кожи могла подниматься, опускаться и трястись с разной скоростью при нажатии кнопки на пульте, чем пользовался хозяин, когда хотел расслабиться сам, либо расслабить своих подружек.  На стене располагался огромный, плоский встроенный экран на всю стену, который реализовывал функции всех электронных приборов в квартире, включая видеонаблюдение за всеми помещениями и входом с частью улицы, ТВ, компьютер, скайп. Кроме того, на нем можно было одновременно: следить за курсом акций всех основных бирж мира, играть дистанционно в казино, смотреть фильмы в 4Д и 5Д форматах, заказывать еду в ресторане, выполнять расчеты и писать. Экран при желании разбивался на любое количество более мелких ячеек. 
В той части спальни, которая в дневное время отделялась перегородкой и становилась кабинетом, стоял красивый, красноватого оттенка  стол из ценных пород дерева, привезенный из Индонезии дедом Грегори – известным в прошлом российским экономистом, поэтом и писателем. Из широкого окна открывался вид на красивую улицу, станцию метро и богатые магазины этого района Лондона.

       Ко времени описываемых событий передвижение по городам и странам осуществлялось как на сверхзвуковых электрических самолетах, питающихся за счет энергии солнца, так и на различных видах надземного и подземного транспорта, управляемого из единых навигационных центров. Почти все улицы городов мира стали пешеходными, общественный транспорт, оснащенный роботизированными системами-автоматами пролегал либо под землей, либо над домами. Планета понемногу возвращалась в нормальное, присущее естественной природе состояние. Порядок в доме обеспечивался умной роботизированной системой, осуществлявшей все операции по уборке, стирке, приготовлению пищи в автоматическом режиме, включая закупку продуктов и индивидуальную утилизацию отходов.

      Урожденный Григорий Горбачев, который окончил старейший в Великобритании Оксфордский университет и затем поселился в Лондоне, превратившись в Грегори Горби, был привлекательным двадцати трехлетним мужчиной с темно-серыми глазами, немного вьющимися светлыми волосами  и полными, сладострастными губами. Узкий подбородок скрывался за коротко подстриженной рыжеватой бородкой. Постоянные, с ранней молодости, занятия спортом придавали его фигуре достаточно внушительный вид. Ростом наш герой был под два метра,  широкоплеч и длинноног, любил баскетбол, односолодовый виски, красные вина и стройных женщин с большими глазами и грудью. Его отец происходил из той же станицы Ставропольского края и из того же многочисленного казацкого рода, что и архитектор российской перестройки Михаил Горбачев. Некоторые черты характера выдавали в Григории настоящего казака. По материнской же линии Грегори взял элегантность и прагматичность матери и бабушки, а от дедушки - творческую натуру и ощущение полета.

      В описываемый день исполнилось ровно двадцать пять лет с той поры, как поженились его родители, и Гриша собирался к ним в гости на серебряную свадьбу. Родители помогли ему с образованием, определив на учебу в Англию и оплатив все первоначальные затраты. Будучи талантливым и хватким от природы человеком, Гриша сумел во время учебы открыть собственный бизнес, связанный с приобретением и продажей антикварных изделий, в том числе, старинных книг и картин. За короткий срок он сумел сколотить весьма приличное состояние. Этот вид деятельности, скорее всего, никогда не утратит своей актуальности и интереса. Длительное общение с дедушкой в детстве и жизнь в Италии активно способствовали погружению в  атмосферу творчества. Эта страна – центр мировой культуры и родина эпохи возрождения, дала юному Грегори возможность непосредственно прикоснуться к шедеврам архитектуры, живописи и скульптуры, поэзии и музыки, заложив в нем с детства интерес к культурному наследию человечества.

      Родители Гриши, посвятившие свою жизнь компьютерным технологиям, несколько лет назад переехали из Москвы в ближний пригород Парижа, где приобрели двухэтажный дом с подвалом, садом, виноградником и теннисным кортом. Они, так же как  сын, открыли собственное дело и могли позволить себе удовольствия в виде путешествий по экзотическим странам и созданию в подвале своего дома блестящей коллекции вин. Гришин папа собрал коллекцию из нескольких раритетных автомобилей, что тоже являлось предметом гордости семьи.
 
      У Грегори была младшая сестра Елизавета, которая заканчивала учебу на архитектурном факультете Принстонского университета, вышла  замуж за отпрыска русской аристократической семьи первой волны эмиграции и жила в Нью-Джерси, неподалеку от Нью-Йорка. Муж Лизы Майкл, 28 лет отроду,  старше жены на семь лет, являлся совладельцем адвокатской конторы.  Лиза с мужем тоже собиралась на серебряную свадьбу к родителям. Она была похожа на свою мать – высокая, стройная блондинка с пронзительными серо-зелеными глазами и длинными вьющимися волосами, прекрасно рисующая и блестяще владеющая тремя языками. От папы ей передалось усердие и прилежание в освоении любых наук, а от мамы – умение схватывать все на лету и добиваться поставленной цели, во что бы то ни стало. От бабушки передалось умение делать все быстро и качественно, отменный художественный вкус и основы игры на фортепьяно и гитаре. Дедушка научил Лизу основам стихосложения, впрочем, и Гришу тоже, во время долгих прогулок вдоль берега моря в Италии. А жена дедушки (он был женат вторым браком на красавице-архитектрисе) привила внукам художественный вкус и научила  рисовать, благодаря чему и раскрылся талант Лизы -  будущего зодчего.
Легко понять, что купить родителям подарки на значительные суммы не представляло для наших героев никакого труда. Но интересно было подарить нечто экстраординарное.

      Лиза решила подарить родителям на серебряную свадьбу ключи от маленького шале в  Швейцарских Альпах, на берегу высокогорного озера. Это был достойный и неординарный подарок. Грегори тоже придумал подарок, который мог произвести на родителей неизгладимое впечатление.

      Ровно в три часа пополудни по местному времени вся семья собралась в беседке в саду нового родительского дома в пригороде Парижа за богато сервированным столом. Лето уже перевалило за свою середину. Фрукты в саду наливались соком, некоторые уже отошли, виноград обвивал лозой фундамент дома. Летали бабочки и стрекотали кузнечики. Было тепло и умиротворяюще тихо, небольшие перистые облачка лишь подчеркивали лазурную голубизну августовского летнего неба. Большой, тенистый дуб не давал лучам солнца проникать в беседку и на стол.

      Елизавета, помимо корзины цветов и нескольких бутылок коллекционных вин, подарила родителям ключи от их новой дачи в горах, чем вызвала неописуемый восторг и аплодисменты. Григорий распаковал большую деревянную коробку и достал из нее картину, при взгляде на которую его мать чуть не потеряла сознание, а отец удивленно крякнул и налил Грише в знак благодарности полный стакан его любимого шестнадцатилетнего односолодового шотландского виски.
- Где ты взял эту картину, мой дорогой, любимый мальчик? - прошептала вмиг побелевшими губами мама.

       - Она пропала так давно, мы с ног сбились, пытаясь ее найти, но все было тщетно. Здесь необходимо сделать экскурс в историю, чтобы понять, почему эта картина вызвала такой восторг и удивление одновременно. За четыре месяца до рождения Гриши на двухлетие свадьбы папы и мамы, дедушка и его жена подарили им эту картину известного художника восемнадцатого века, на которой был изображен граф Григорий Потемкин и княжна-фрейлина царицы Екатерины. Не менее известным и умелым художником изображение голов графа и княжны были заменены на головы папы и мамы Гриши, причем так искусно, что не знающим их людям представлялось, что это и были подлинные лица. Картина много лет висела в изголовье над Гришиной кроватью. Но в один прекрасный день, когда Гриша отдыхал летом в Италии у деда, родители решили сделать косметический ремонт. Во время ремонта картина таинственным образом исчезла из чулана, где ждала окончания ремонта. Родители Гриши ужасно переживали эту пропажу, но найти картину и узнать, кто это  сделал, так и не смогли.

       Когда Григорий вырос и занялся антиквариатом, ему приходилось по роду своей деятельности часто посещать различные, в том числе и частные,  картинные галереи. И однажды он увидел эту картину в частной коллекции одного португальского коллекционера, у него дома, в старинном особняке бывшей столицы этой страны - Порту.

       Попивая марочный портвейн из длинной красивой рюмки, Гриша сказал, что хотел бы приобрести эту картину, так как на ней изображены его родственники. Португалец Жозе, которому принадлежала картина, сказал, что впервые увидел ее в кают-компании одной роскошной яхты, принадлежащей русскому олигарху. Как он ее приобрел, олигарх наотрез отказался рассказать, также, впрочем, как и продать картину. После грандиозной пьянки по-русски на борту яхты, Жозе, которому почему-то очень приглянулась эта картина, предложил сыграть на нее в карты. Азартный русский богач согласился, проиграл, и картина поселилась в Португалии.

      Грегори предложил за картину португальцу такую сумму, что Жозе не смог устоять. Так картина вернулась к своим законным владельцам, а Грегори дал себе слово в будущем обязательно раскрыть тайну исчезновения и дальнейший путь до яхты олигарха этой семейной реликвии. 
          5 августа 2013 года            Москва