Дуэль

Питон22
                Памяти Вадима.
                Спи спокойно, брат.



Длинное вступление.

Что может заставить двух современных взрослых мужчин, имеющих такое же отношение к классической литературе, как милостивый государь к государю императору, спорить о «Евгении Онегине»?
И не просто спорить, а на протяжении полугода; в самых неподходящих для этого местах; размахивая мятыми листками с цитатами;  не обращая внимания на недоумённые взгляды приятелей; игнорируя жонино «да сколько же можно» и «вам не надоело»?

Смею предположить, что причина в неизбежности.
Нас волнует всё, связанное с нею, а ссоры с другом, увы, никто ещё не сумел избежать.
И её крайнее проявление, описанное Пушкиным, очищенное от школьных обязаловок, да ещё и в свете немалого собственного опыта…

Началось с того, что некоторое время назад один из моих друзей посмотрел на широком экране последнюю версию буржуйского «Евгения Онегина».
Упомянут сей факт был походя: на прошлых выходных с женой пошли туда-то, потом заехали к тому-то, потом сходили в кино, прикинь, на «Онегина».
– Неплохой фильм, кстати. А Онегин-то, оказывается,  гад, а я раньше и не думал о нём так плохо.
– С чего вдруг?
– Он,  взрослый дядька, хладнокровно отправил пацана Ленского на тот свет.
Моё замечание, что это очередная версия очередного режиссёра, к тому же далёкого от российских реалий буржуина, было встречено декларацией солидарности с америкосом и доводами, эту солидарность обосновывающими.

Нужно ли говорить, что «Онегина» я читал ещё в школе, что несколько заученных отрывков, сохранившихся в памяти, никак не относились к теме?
«Онегин целит прямо в глаз,
Сейчас застрелит, педагог»,– попытался я отшутиться.
Не тут-то было.
Пришлось брать тайм-аут и давать твёрдое обещание не прибегать к аргументам типа
«хрень всякая, обсуждать здесь нечего».

Разговор не забылся, и наш спор продолжился спустя две недели.
За это время мы оба перечитали «Онегина», оба сделали выписки, оба проигнорировали  варианты, предлагаемые Рунетом.
Вот  мы сошлись.
Да, не как «стихи и проза, лёд и пламень», но всё же…
И «сходились» не единожды.
И пришли, в конечном итоге, к согласию, за что выпили по рюмке.

Сформированное мнение требовало публичной огласки.
Сложно не похвастаться специфическими по нынешним временам знаниями.
Такая возможность представилась в разговоре с Доком.
– А ты бы опубликовал это,– сказал он, слушая мой рассказ.
– Да ну, фигня какая. Где я, где пушкиноведение.

И вот, спустя несколько месяцев, я решился всё же поделиться своим видением проблемы.
Причин тому несколько:
во-первых, большинство из прочитанного мною на эту тему, если и касается причин дуэли, то весьма поверхностно;
во-вторых, практически все авторы сходятся на виновности Онегина,  с чем я не согласен;
в-третьих, моё тщеславие.
Все цитаты приведены по ПСС Пушкина, изданному АН СССР, М. «Наука» 1964.

Часть 1. «Плохой» Онегин.

Восемнадцатилетний, т.е. по тем временам уже вполне взрослый мужчина, уроженец и житель столицы.
Законченный эгоист, получивший домашнее образование.
Гламурный светский лев,  гений любовных интриг, циник, балагур, интриган, острослов.
Такому кого-нибудь проткнуть шпагой или застрелить ничего не стОит.

Но внезапно «…чувства в нём остыли; ему наскучил света шум…», Евгений забросил прежнюю жизнь и подался в деревню.
Здесь я хотел бы акцентировать внимание на том, что пишет о нём Пушкин.
«И хоть он был повеса пылкий,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец».

Сабля и «свинец», читай, «пистолет» – самое распространённое в тот период дуэльное оружие.
 «Природы глас предупреждая, мы только счастию вредим, и поздно, поздно вслед за ним
летит горячность молодая. Онегин это испытал…»
Похоже, настрелялся и нафехтовался?
Выходит, что так.
«Мне нравились его черты, мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлаждённый ум».

Радость от смены столицы на деревню длилась три дня; на четвёртый Евгений заскучал вновь.
Тем не менее, «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил».
Это нововведение, а также демонстративное уклонение от назойливого внимания соседей привело к тому, что «все дружбу прекратили с ним».

Часть 2. «Хороший» Ленский.

Полурусский Владимир был «без малого» осьмнадцати лет, т.е. чуть младше Онегина.
Богат, хорош собою, закончил Геттингенский университет,  прибыл в своё поместье из Германии.
Личностью он был довольно инфантильной: «в полном цвете лет» «он сердцем милый был невежда»; подозревал в цели жизни некую загадку; имел «всегда восторженную речь» и т.д.
Как и Онегин, Ленский тяготился обществом соседей и ролью жениха окрестных дев.
Во всём остальном – полная противоположность Евгению.

Ленский  был, ко всему прочему, эгоистом: «верил, что друзья готовы за честь его принять оковы и что не дрогнет их рука разбить сосуд клеветника».
Прошу отметить, сам Владимир не был готов постоять за друзей, но ни минуты не сомневался в их обязанности «принять оковы» за его честь.
К той уверенности добавлялась уверенность, что некая родная душа «безотрадно изнывая, его вседневно ждёт».
Видимо, для подкрепления своей уверенности в друзьях и любимой, юный поэт приобрёл пару дуэльных пистолетов.
Согласитесь, не самые распространённые предметы в шкафах деревенских помещиков, восторженных лириков и учёных невежд.

Часть 3.  Несколько слов о сёстрах Лариных.

Ольга Дмитриевна, младшая из двух сестёр (около 14 лет), пленила Ленского ещё в детском возрасте.
Очаровательное дитя, выросшее в семье, где крепостных во время сбора ягод, чтоб те не съели невзначай пары штук, заставляли всё время петь песни.
Была официально помолвлена с Ленским, а в то время помолвка налагала больше обязательств, чем некоторые нынешние браки.
Онегину Ольга не нравилась, о чём он открыто сообщил Ленскому.
Владимир даже обиделся, но ненадолго.

Татьяна Дмитриевна, старшая сестра (отроковица, т.е. 15 лет максимум), едва знавшая русский язык, дикарка, предпочитала играм со сверстниками страшные рассказы няни.
Как сочетались патриархальный быт русской деревни, нянины сказки и незнание родной речи, я не понимаю.
По меркам того времени   засиделась в девках, что для вдовствующей матери было большой проблемой, поскольку,  начитавшись романов, Татьяна жила в предвкушении встречи с одним из принцев или, на крайний случай, рыцарей.

Часть 4. Немного нервно.

Я нисколько не удивился бы, узнай, что у Евгения имелась селянка, избавлявшая его от спермотоксикоза.
Но то, что он «со сна садится в ванну с льдом» свидетельствует, скорее, об обратном.
Татьяна, решив, что встретила своего рыцаря, пишет Онегину письмо.
Евгений приехал к Лариным спустя два дня.
Пересказывать его беседу с Татьяной не буду, уточню лишь, что «Не в первый раз от тут явил души прямое благородство».
А до ванны со льдом было далеко…
И то, что Онегин вовсе перестаёт посещать Лариных, для меня «плюсик» в его характеристике.

Минуло полгода.
Всё это время Ленский наведывается к Онегину, попивает алкоголь, беседует о прелестях Ольги: «… как похорошели у Ольги плечи, что за грудь!».
Как мило обсуждать интимные прелести будущей жены с собутыльником.
Тонкая, невинная, возвышенная поэтическая натура!
Мне лично такие типы противны.
Даже в нынешнее, не столь щепетильное время.

За две недели до собственной свадьбы «чуткий» Ленский в очередное посещение уговаривает Онегина приехать к Лариным на именины Татьяны.
Татьяна при этом Евгения не приглашала. «Оленька и мать велели звать».

И вот, спустя неделю Онегин и Ленский приезжают к Лариным.
Дом полон народа, Татьяна на глазах у гостей при виде Евгения едва не падает в обморок.
Евгений, взбешённый и обманом Ленского, уверявшего, что никого из посторонних у Лариных не будет, и реакцией Татьяны, «негодуя, поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить».
Тем не менее, состояние Татьяны «в его душе родили жалость. Он молча поклонился ей, но как-то взор его очей был чудно нежен».

Поели-выпили.
Гости сыграли восемь робберов в вист.
Вист– карточная игра, как правило вчетвером.
Перед раздачей жеребьёвкой определяются партнёры.
Раздаются по одной все 52 карты колоды, игроки зарабатывают в основном беря  взятки.
Роббер в висте это две сдачи.  После каждого роббера партнёры определяются заново. 
Мне кажется, что роббер физически не мог занимать меньше 10 минут. 

Попили чаю.
Чем или кем в это время занимались Ольга и Владимир, я не знаю.
Но времени пообщаться у них было более, чем достаточно.

И вот  раздались звуки музыки, все потянулись в зал для танцев.
При этом Ольгу ведёт отнюдь не жених, а некий Петушков.
Ленский же увлёк Татьяну.
Что мешало Володе быть рядом с наречённой?
Почему он не ангажировал её на все танцы?
Почему, зная о взаимоотношениях Онегина и Татьяны, Ленский, оставив сестру младшую, занялся именно старшей сестрой?
Немудрено, что Евгений обратил внимание на Ольгу.

А где был Вовчик, когда Онегин её развлекал?
Да кто ж, кроме автора это знает?
Зато Володя, обнаружив их вместе, «не верит собственным глазам». Ну надо же!
Друг танцует с его невестой.
С невестой, прелести которой он ещё недавно так красочно ему живописал.
С невестой, оставленной на Петушкова, ради её старшей сестры.
Той старшей сестры, чувства которой наконец-то сделали взгляд друга «чУдно нежным».
Ай да Вовчик, ай да сукин сын!

Вы полагаете, что увиденное побудило жениха к действиям?
Это было бы верным применительно к любому другому жениху.
Даже к любому другому мужчине, любому поэту, любому Владимиру, наконец. 
Ленский, увы, в этот перечень не вошёл.
Онегин оставил на время Ольгу.
Та успела встретиться с Татьяной.
Затем сёстры встретили Буянова.
Буянов подвёл обеих сестёр к Евгению, и тот приглашает на танец снова Ольгу.
Ленский всё это время продолжает не верить своим глазам.
А глаза транслировали чудовищное изображение!
Вот Онегин что-то шепнул Ольге.
Вот запылал румянец на её лице.
Перегруженный мозг поэта перестал логически осмысливать происходящее.
Румянец – это не результат быстрых движений мазурки, не следствие жары в зале, а проявление коварной измены!
Тут Вова решил, наконец,  действовать и пригласил Ольгу на котильон (танец такой).

Ольга постеснялась при гостях поинтересоваться: чем она хуже старшей сестры и где всё это время носило суженного.
Постеснялась отослать прямым текстом жениха туда, где ему было весело и без неё.
Вместо этого младшая Ларина с ехидной улыбкой соврала, что уже обещала танец Онегину.
«Ах вот, значит, как ты безотрадно изнывая, вседневно ждёшь меня»! – подумал Ленский. Он выходит, требует коня и, проклиная ещё пять минут назад до дрожи любимую Оленьку, а ныне коварную изменщицу, куда-то скачет.
А с Ольгой никто этот котильон так и не станцевал…

Часть 5. Снайперская.

Ленский, как оказалось, поскакал не в никуда, а писать Онегину вызов на дуэль.
Своим секундантом  он выбрал некоего Зарецкого, его же попросил доставить вызов по адресу.
Одним из умений этого типа было «друзей поссорить молодых и на барьер поставить их, иль помириться их заставить, дабы позавтракать втроем, и после тайно обесславить».
Скачка, как видим, остудила голову, но не пыл:  вызов получился учтивый, «с ясностью холодной».
Какой ответ, кроме «всегда готов» можно ожидать от Онегина?

Нужно уточнить, что в тот период дуэль регламентировалась довольно строго.
Оружие должно было быть непременно смертоносным.
Оговаривалось место, время, конкретный вид оружия и другие условия боя.
Опоздавший более, чем на 15 минут, считался уклонившимся от дуэли.
Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех участников.
Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться.
В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты.
Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте.
При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего — одной минуты с момента падения.
Большинство вызовов, последовавших по пустяшным причинам или спьяну, заканчивались мирно.
Но были и бретёры, сделавшие дуэль щекочущим нервы развлечением, стрелявшиеся по поводу и без оного.
(©Владимир Рогоза http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-30977/)

Да, Онегин, раскаивался во вчерашнем своём поведении.
Он не допустил ничего оскорбительного, но не учёл взбалмошности Ленского, его инфантильности, его эгоизма.
Тем не менее,  осознавая, что «в это дело вмешался старый дуэлист; он зол, он сплетник, он речист», не решается первым пойти на примирение. «Пружина чести, наш кумир! И вот на чём вертится мир!»

Отправив письмо, Ленский, выбравший в секунданты одиозного Зарецкого, «кипя враждой нетерпеливой» ждёт ответа у себя дома.
Весть о готовности Онегина к дуэли, принесённая посланником, для Владимира праздник.
Он переживал вовсе не из-за того, что может потерять друга, а чтобы Евгений «не отшутился как-нибудь».
Восторженный лирик, переполненный чувством радости от возможности скорого пролития крови своего друга, несёт это чувство к Лариным.
Там, встретив Ольгу, он мужественно прощает ей воображаемую измену, «он счастлив, он почти здоров».
Решив быть мужественным всё время, а не только в этот раз, Ленский  заботливо планирует не допустить, чтоб Евгений, этот «червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелек».
И, даже если Ольга вчера не думала об  измене, а Евгений не был искусителем, то на будущее без него всё равно спокойнее будет.

Прошу ещё раз отметить: события происходят за неделю до свадьбы.
Мысль, что такая безделица, как убийство, может омрачить торжество, Ленскому даже в голову не приходит.
Мысль, что Ольга расстроится, если убьют его самого – и подавно.
Володя не мог не знать об отношениях Евгения и Татьяны, но чувства будущей родственницы во внимание не принимались вовсе.
Ольга почувствовала недоброе.
«Что с вами?» – Так. – И на крыльцо.»

Дома Ленский осматривает дуэльные пистолеты,  записывает вопросы о месте пребывания златых дней и про меню на завтра: «куда, куда вы удалились весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит?»
Грядущий день приготовил дуэлянтам встречу наедине,  за мельницей, где вдали от секундантов они имели последний шанс помириться.
Но Онегин уже спрашивал Ленского: «Что ж, начинать?».
И Ленский уже давал ответ: «Начнем, пожалуй».
«Но дико светская вражда боится ложного стыда».

Дуэлянты,  разойдясь на 32 шага, начали сходиться.
Сделав 4 шага, Евгений стал первым медленно поднимать свой пистолет.
А когда каждый сделал по 9 шагов, когда «Ленский, жмуря левый глаз, стал целить», произвёл выстрел.
Шаг взрослого человека равен примерно семидесяти сантиметрам.
Таким образом, в момент выстрела между дуэлянтами было 14 шагов, т.е. около десяти метров.
Какова вероятность не промахнуться в ростовую фигуру с этого расстояния из дуэльных пистолетов, т.е. изготовленных с особым тщанием и более точных, нежели обычное оружие?
Каковы последствия ранения шарообразной безоболочечной пулей калибра 10 мм?
Я не осуждаю Онегина за то, что он, выстрелив первым, сохранил себе как минимум здоровье.

Жалко ли мне Ленского?
Скорее нет, чем да.
Если убит тот, кто вознамерился убить друга, даже не попытавшись поговорить с ним, значит в мире есть справедливость.