Гл. 5-а. Об амфибрахических и комплексных логаэдах

       В Главу 5 о ЛОГАЭДАХ, дольнике, тактовике и акцентном стихе:

                      http://www.stihi.ru/2013/10/18/6805

Прошу прощения у доверчивых читателей. Я несколько погорячился в отношении АМФИБРАХИЯ (якобы отказав ему в праве на существование в логаэдической среде).
Тут же некоторые читатели меня неправильно поняли, что породило дискуссию, которой вполне могло бы не быть, если бы читатель был внимательнее, а я – конкретнее в своих высказываниях.

Итак, ещё раз повторюсь, что амфибрахиеподобной стопы ( о1о, о1оо, оо1о) не может быть В ОКРУЖЕНИИ обычных чётных (о1, оо1, ооо1) или нечётных (1о, 1оо, 1ооо) стоп. Иначе тогда любой логаэд можно будет расписать произвольным образом. Например:

Тот же амфибрахий можно представить как ямб + несколько анапестов:
о1о   о1о   о1о    о1о   =
о1    оо1   оо1     оо1  о  - последний ноль – просто женское окончание.

Но куда тогда податься бедному семинаристу, если логаэд можно описать разными способами?  Только бросить всё, плюнуть и перестать об этом думать.
Ибо кому это нужно тогда вообще?

Совсем иное дело при подходе, предложенном мной. Никакой неоднозначности. Главное при описании ЛОГАЭДА правильно определять ИКТЫ (1) и не путать их со слабыми (дополнительными) ударениями (+). А дальше – дело техники.

Но, повторяю, это вовсе не исключает существования в природе АМФИБРАХИЧЕСКИХ ЛОГАЭДОВ. То есть логаэдов строфных, где основным метром является АМФИБРАХИЙ, но в некоторых местах (как правило, в конце строки) теряются безударные слоги и получаются некоторые иные СТОПЫ.

Это ни чётный, ни нечётный ЛОГАЭД, а третий вид – АМФИБРАХИЧЕСКИЙ.

В чём тут дело?

А вот в чём:

Амфибрахий – взаимоуравновешенная стопа. Как весы: о1о.

И это дорогого стоит. Если уж она имеет место быть, и основой стиха являются стопы АМФИБРАХИЯ, то оставим его в покое и не будем пытаться привести к ЧЁТНОМУ логаэду, как я попытался сделать выше (кстати, к нечётному – не получится, т.к. строка начинается с безударного слога). Сумеем заметить эту уравновешенность ритма и оставим за этим ЛОГАЭДОМ право считаться АМФИБРАХИЧЕСКИМ.

И вот, пожалуйста, пример:

(Б. Эйхенбаум, [1913])

И там, над застывшей водою.
+1+   о1о   о1о
Где нет ни людей, ни огня,
+1+   о1+   о1
Я тоже железной уздою
+1о   о1о   о1о
Удерживаю коня!
о1о    о0о   1

Прекрасный строфный АМФИБРАХИЧЕСКИЙ ЛОГАЭД, где в последней строчке последняя стопа замещается хореем. Эффект от этой замены трудно переоценить. Мы как будто видим этого коня, застывшего над обрывом.

Всего один безударный слог проглотили, а каков эффект!

Справедливости ради следует отметить, что амфибрахический логаэд – достаточно редкое явление. Подавляющее большинство ЛОГАЭДОВ всё же ЧЁТНЫЕ или НЕЧЁТНЫЕ. Далее идут ДРОБНЫЕ. И замыкает шествие СОСТАВНОЙ ЛОГАЭД. А АМФИБРАХИЧЕСКИЕ – просто чрезвычайно редкое явление. Но в природе они возможны, что показано на примере выше, а значит их следует рассматривать хотя бы для полноты картины.

И ещё на одну деталь обращу ваше внимание. НЕЛЬЗЯ ВЫРЫВАТЬ из середины амфибрахической строчки безударный слог и на этом основании говорить, что это амфибрахический логаэд. Нет! Это будет просто неграмотный амфибрахий, и на это место в строке «будет проситься» какой-нибудь слог.

Так что "вырывать" безударный слог следует ТОЛЬКО В КОНЦЕ СТРОКИ. И лучше, как в приведённом выше примере, в конце ПОСЛЕДНЕЙ строки катрена.

А вот вам пример очень взвешенного и оправданного, на мой взгляд, амфибрахического логаэда (недавно мне попался амфибрахий, несколько нарушенный, но с рациональным зерном). Я его малость подправил и вот что получилось:

 Какая зима по счёту
 о1о  о1о  1о                2 амфибрахия + хорей
 Приходит, рассыпав снег?
 о1о  о1о  1
 А мне словно шепчет кто-то:
 о1о  о1о  1о
 "Замри, придержи свой бег!"
 о1о  о1о  1

На мой взгляд очень оправданное подрезание последней стопы. Будто волна амфибрахия в конце разбивается о берег. Не так ли?

Хотя, согласитесь, что я мог бы представить этот логаэд как просто чётный:

о1 оо1 о1      ямб + анапест + ямб

и ничего бы, по большому счёту, не изменилось.

Так что продолжаю утверждать, что безаговорочные амфибрахические логаэды, подобные логаэду Эйхенбаума - явление очень редкое.
 
                   КОМПЛЕКСНЫЙ СТРОФНЫЙ ЛОГАЭД

А теперь немного расширим понятие СТРОФНОГО логаэда.

Если строфные логаэды не сильно меняются от строфы к строфе, то стих в целом можно тоже считать логаэдом, но КОМПЛЕКСНЫМ СТРОФНЫМ ЛОГАЭДОМ, пардон за введение нового термина.

И как пример, приведу КОМПЛЕКСНЫЙ СТРОФНЫЙ ЛОГАЭД  Тимофея Бондаренко:

Мазок огонька ясного,
о1 оо1 ^ 1оо ( дробный чётно-нечётный логаэд ямб+анапест ^ дактиль)
Тарелка с рисом дымящая,
о1 о1 оо1 оо (чётный логаэд – 2 ямба + анапест + дактилическое окончание)
Стаканчик вина красного,
о1 оо1 ^ 1оо ( дробный чётно-нечётный логаэд ямб+анапест ^ дактиль)
Звезда из выси глядящая.
о1 +1 оо1 оо (чётный логаэд – 2 ямба + анапест + дактилическое окончание)

Далее схемы расписаны, но не расшифрованы. Предоставляю читателю самому судить о правомочности наших с Тимофеем изысков.

Закрыли цветы чашечки,
о1 оо1 ^ 1оо
Покрылась трава влагою
о1 оо1 ^ 1оо
И миру внимая спящему,
+1 оо1 о1 оо
Поэт сидит над бумагою.
о1 +1 оо1 оо

Стрекочут во тьме цикады,
о1 о+1 о1 о
Кукушка поёт долголетие
о1 оо1 оо1 оо
Темно ... И никто не скажет
о1 +о1 +1 о
Какое идёт столетие...
о1 оо1 о1 оо

Кстати, вторую строку последнего катрена вроде можно, конечно, и так расписать:

Кукушка поёт долголетие
о1о о1о о1о о

Амфибрахий с дактилическим окончанием, однако замечу, что одна случайная амфибрахическая строка «погоды не сделает», и расписываю её как обычный ЧЁТНЫЙ ЛОГАЭД, ибо общий строй стиха, думаю все согласятся, – ЧЁТНЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЛОГАЭД С ДРОБНЫМИ ВКЛЮЧЕНИЯМИ.

Как всегда, жду вопросов, споров, дискуссий.
Ваш Ю.П.

Контрольные вопросы:
1. Чем характерен АМФИБРАХИЧЕСКИЙ ЛОГАЭД?
2. Что такое КОМПЛЕКСНЫЙ ЛОГАЭД?


Рецензии
Здравствуйте, Юрий Петрович!
Очень интересное исследование! Да. Необходима точность в определениях!

Вот ещё пример НЕЧЁТНОГО ЛОГАЭДА.

Осень разбросала монетки

Осень разбросала монетки.
Щедрая госпожа.
Рыжим разукрасила ветки –
Золото и пожар.

Сосны одиночество тешит…
С чувственности берёз
Сброшена в овалы проплешин
Требовательность грёз.

Всё, что восхищало недавно,
Скрашивают года.
Тайное становится явным.
Скрытое – никогда.

21.10.2015
© Copyright: Виктор Дванольодинвосем
-
-
Вот схема ударных и безударных слогов:

1ооо1оо1о
1оооо1
1ооо1оо1о
1оооо1

Или так – с разделением на стопы для наглядности:

1ооо_1оо_1о
1оооо_1
1ооо_1оо_1о
1оооо_1

Здесь

1оооо = чистый пентон первый = пятисложная стопа с первым ударным слогом.
1ооо = пеон первый = четырёхсложная стопа с первым ударным слогом.
1оо = дактиль = трёхсложная стопа с первым ударным слогом.
1о = хорей = двусложная стопа с первым ударным слогом.

А вот, например, эту структуру иначе как септоном (семисложником) не назовёшь.

Наблюдающие за Наблюдающим. Септон 1. Фэнтези. Фрагмент

Скапливаются наблюдающие за Наблюдающим
В раковинах у разгорающегося очага.
Вглядываются сконцентрированно и вопрошающе
В папоротниковые выщербленные берега.

Впитывающий неразгаданное повествование
Связывается с Проносящимися по небесам.
Смешивает оптимистические воспоминания
С требованиями к могущественнейшим существам…

19 декабря 2015
© Copyright: Виктор Дванольодинвосем
.
.
Вот слоговая схема чистого семисложника первого:

1оооооо1оооооо1оо
1оооооо1оооооо1
1оооооо1оооооо1оо
1оооооо1оооооо1

Или так – с разделением на стопы для наглядности:

1оооооо_1оооооо_1оо
1оооооо_1оооооо_1
1оооооо_1оооооо_1оо
1оооооо_1оооооо_1

Здесь
1оооооо = чистый семисложник 1 = семисложная одноиктовая стопа с первым ударным слогом. Или септон первый.
.............................................................................
Вот ещё чистые семисложники:

Наблюдающие за Наблюдающим. Септон 1. Фэнтези. Фрагмент
http://www.stihi.ru/2015/12/19/10414

Оплаканные мумифицированными вознесутся. Семисложник второй
http://www.stihi.ru/2014/06/22/5768

Семисложник со вторым ударным слогом. Трёхстопный
http://www.stihi.ru/2014/05/13/9168

Зомбирование. Чистый семисложник второй. Триолет
http://www.stihi.ru/2014/10/08/1958

Банкротство предрешено. Семисложник второй. Фрагмент
http://www.stihi.ru/2014/09/05/8544

Историческая необходимость. Семисложник второй
http://www.stihi.ru/2014/11/23/3002

С уважением,
Ваш друг Виктор
Исследователь пентона)))

Виктор Дванольодинвосем   10.01.2016 12:53     Заявить о нарушении
Серьёзная заявка!
Сейчас некогда.
Вернусь к ней позже, "Давно ль один совсем?".

Семинар Юрия Петровича   15.01.2016 14:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.