Театральные эпиграммы Григория Гольдмана

Григорий Гольдман
Театральные эпиграммы Григория Гольдмана,
                сочинённые на фестивалях театров кукол
               
                Фестиваль в Калинине, 1983 г.
С-ль «Ноэмзар» («Армянская легенда») г. Брянск. Реж. – Яков Мэр. (Первая постановка).В традиционном ширмовом спектакле, оформленном и сыгранном в очень условно-поэтической манере, в финале на ширме забила настоящая вода…
                Первый раз в СССР
                «Ноэмзар» поставил Мэр.
                Непонятно ни huya,
                Но понравилась струя!
                ---------------
С-ль «Сказка о царе Салтане» (Калининград). Реж. Григорий Мазин (полный, бородатый человек).
                Солиден и благообразен
                Калининградец Гриша Мазин.
                Хоть не горит во лбу звезда,
                Зато – большая борода!
                ------------------
С-ль «Приключения Буратино» (Архангельск). Реж. - Василий Дерягин.
                Из Архангельска в Калинин
                Путь далёк, тернист и длинен,
                Но успешно путь прошёл
                Деревянный pizdobol.
                ---------------------
С-ли «Кошкин дом» С. Маршака (все поют и пляшут) и «Голый король Е. Шварца (Калинин). Реж. – В. Никитин.(Написано между 1-м и 2-м с-лем) 
                Бом-бом, тили бом,
                Показали «Кошкин дом,
                Отплясали трепака,
                Obosrali Маршака.
                И теперь все люди ждут:
                Скоро ль Шварца obosrut?
                --------------------
С-ль «Гадкий утёнок» (Мурманск). Реж. – Фёдор Шевяков (?).
                Со мной случилось горе от ума,
                Забились мысли весело и звонко,
                Я понял вдруг, что Дания – тюрьма
                Для гадкого и мерзкого утёнка!               
                Фестиваль в Оренбурге (1985 г.)
С-ль «Алые паруса» (Нижний Тагил). Реж. – А. Янкелевич. (Все были поражены количеством материи, пошедшей в годы всеобщего  дефицита на изготовление волн, парусов и т. п.)
                Посмотрели «Паруса» -
                Встали дыбом волоса!
                Лучше б с этих парусов
                Всем детям пошить трусов!!!
                ---------------------
                Фестиваль в Воронеже, 1988 г.
С-ль «Ревизор» (Краснодар). Реж. – Анатолий Тучков.
                Тучкова не подловишь на цитате,
                Он с Гоголем на дружеской ноге!
                Поставил «Ревизор», а в результате
                От Гоголя осталось только Г…
                -------------------------
 С-ль «Любопытный слонёнок» (Краснодар). Реж. - Анатолий Тучков.   
                Давно известно – рвётся там, где тонко,
                Так повелось.
                Вчера Тучков нам показал «Слонёнка»,
                И порвалось!
                --------------------------------------
С-ль «Ханума» (Брянск). Реж. – Яков Мэр.
                Я никогда, конечно, не пойму
                Две вещи, недоступные уму:
                Зачем Герасим утопил Муму,
                А Брянский Мэр поставил «Хануму?!
                ------------------------------
С-ль «Тута и Людвиг» (Курск). Реж. – Виллис Руллис. (Очень антимилитаристский с-ль! В финале мы увидели звёздное небо над нами)
                С неба звёздочка упала прямо Руллису в штаны,
              Наплевать, что нет спектакля, лишь бы не было войны!
                ------------------------------------
С-ли «Принцесса и Эхо» (Реж. Владимир Гусаров) и «Брысь!..» (Реж. Валерий Вольховский. (Воронежский театр кукол).
                Володя Гусаров на гребне успеха,
                Ему рукоплещет восторженный зал!
                Он всем показал и принцессу, и эхо,
                Вольховский притих, даже «брысь!» не сказал…
                --------------------

                Санкт- Петербург, 1996 г.
«До третьих петухов» (Дипломный с-ль памяти В. Шукшина
и В. Сударушкина Санкт-Петербургской театральной Академии).
                Где мысли? Чувство? Форма? Ни хрена!
                Беспомощный Иван бредёт по лесу…
                Зачем же было в память Шукшина
                Убого ставить слабенькую пьесу?!
                ----------------------------
 «Преступление и наказание» (Тверской Тюз).
                Полярно разделились мнения
                О многочасовом создании:
                А что здесь было «преступление»,
                И в чём здесь было «наказание»?
                Я честно слушал тексты гения,
                И чуть не потерял сознание:
                Такое ставить – преступление!
                Смотреть такое – наказание!
                -------------------------------------

                Фестиваль «Муравейник». Иваново, 2008 г.
 «Несколько дней из жизни Феньки» (Вологда.) Реж. – Александр Борок.
                Сказку про Феньку, зануднейший морок,
                Лихо поставил заумнейший Борок.
                Надо ж случиться такой вот беде
                В Вологде-где-где-где, в Вологде-где! 
                -----------------------------
«История одного города»  по Салтыкову-Щедрину (Минск). Реж. – А. Ивашкевич. («Антисоветский» с-ль, который очень невзлюбили зрители).
                Вы, братцы, оторвались всласть
                И поимели нашу власть!
                Но вот, скажите: на хрена
                Вы поимели Щедрина?
                ----------------------
 «Куклы-Шоу» (Ярославль). С-ль был показан после Минска.( См. выше.)
                Всем Ярославцы показали,
                Каков он, кукольный Эльбрус!
                Все сразу ohueli в зале
                И полюбили Беларусь! 
                ------------------------

Белорусскому гос. театру кукол (г. Минск), здание которого находится напротив президентской резиденции А. Лукашенко.
                Сидите вы напротив Лукашенко,
                И в этом есть ирония судьбы.
                Не рухнула бы кукольная сценка
                Под грузом политической борьбы!
                -------------------

                Фестиваль в Минске, 2008 г.
С-ль «Сокровенное» (Германия). (Моноспектакль актрисы, на шее которой висела видеокамера, в виде трубки. С её помощью актриса искала своё внутреннее «Я», засовывая камеру в самые интимные места, а мы наблюдали эти «картинку» на мониторе…)
                Шуруя камерою-трубкою,
                Во все места её суя,
                Искала девушка под юбкою
                Своё таинственное «Я».
                Она найти его пыталася
                В носу, и в ухе, и в глазу,
                Но не нашла, как не старалася,
                И всё же я пустил слезу!
                Искусство девушки недетское
                Я в полной мере оценил:
                Люблю я видео немецкое,
                Я-а! Я-а всегда его любил!
                -----------------
«Синяя птица» (Минск, реж. – А. Лелявский) и «Чёрная курица (Витебск,
реж. В. Климчук). ("Крутой" авангард и не менее" крутая" традиция)
                Синяя птица и Чёрная курица
                Встретились в Минске в конце-то концов.   
                Кто победил? Неужели, Кустурица?
                Думаю, всё же, Сергей Образцов!
                -----------------------
С-ль «Фауст в кубе» (Театр «АХЕ», г. С.-Петербург).
                (На самом деле, с-ль мне понравился)
                Всё нелепо, всё некстати
                День окончен во грехе.
                Фауст в кубе, бред в квадрате –
                Вот такое вот АХЕ!
                -----------------------
 «Голый король» (Молодечно). Реж. В. Андреев. (Разгар антигрузинской компании. Генриха в с-ле почему-то сделали татарином).
                Я за спектакль вам очень благодарен,
                Но хочется задать вопрос один:
                Ну, почему ваш свинопас - татарин?!
                Спасибо, что хоть мальчик не грузин!
                --------------------------
«Пер Гюнт» по Ибсену, музыка Грига. (Кемерово, реж. – Д. Вихрецкий).
                Искусство Ибсена и Грига
                Пленило зала большинство!
                А вы спектакль сыграть смогли бы,
                Коль нету больше ничего?!
                ---------------------------
 «Ослик из Назарета» (Словения). (Рождественская история).
                Шутить на тему рождества Христова
                Поверьте, что неловко мне немного,
                Поэтому, скажу всего два слова:
                Закончили, и слава Богу!
                --------------------
 «Эгле – королева ужей» (Вильнюс, реж. – В. Мазурас). (По сюжету народного предания женщина вступает в интимные отношения с ужом)
                Что ж, можно и с ужом, прошу прощения,
                И это всё - фольклор, не извращение!
                ---------------------
С-ли «Охота на зубра» (Брест) и «Поэма без слов» (Гродно). Реж. – Олег Жюгжда. (В финале одного из с-лей, сделанных в зловеще-условно-пластически-мистическом стиле, на полном серьёзе звучит фонограмма песни «Беловежская пуща» в исп. «Песняров».
                Всё такое кричащее, всё такое влекущее
                Заповедною чащею, Беловежскою пущею.
                Всё такое зловещее, всё такое брутальное,
                Всё Олегово-вещее, и насквозь фестивальное!
                --------------------------
Эпиграмма на эпиграммы Григория Гольдмана и его с-ль «Поминальная молитва». (Автор неизвестен. На писано на белорусском языке).
                Было б на фестывалi нашим сумна,
                Каб Гольдман не пiсау тут эпiграмм.
                Адно бянтэжыць, што сваю «Малiтву»
                Ён прысвяцiу… не яурэям, а жидам!
               
                что в переводе означает
                На фестивале было б очень скучно,
                Коль Гольдман не писал бы эпиграмм.
                Одно тревожит, что свою «Молитву»
                Он посвящает не евреям, а жидам!
                (перевод  Г. Гольдмана)
               
                Мой ответ.
                Оправдываться, вроде, не пристало,
                Но у меня всегда ответ готов.
                Одно тревожит – если мыслей мало,
                Сейчас же вспоминают про жидов!
                ------------------------------------
               
                Фестиваль «Каспийский берег» в Астрахани (2008 г.)               
                «Красная шапочка»(Баку).
(К. Ш. плывёт в Париж, там сидит на Эйфелевой башне, в лесу  какие-то зайчик с белкой висят на дереве, волков – 4 штуки, и т. д.).
                1. Сия история морским узлом связала
                День нынешний и день вчерашний,
                И я бежал из зрительного зала,
                Как Мопассан от Эйфелевой башни!

                2. Что ж вы, зрители, хмуры, невеселы,
                Ковыряете тихо в носу?
                Ну, и что, что зайчишку повесили?
                Ведь не где-то! В Булонском лесу!
                ---------------------------------
                «Персиковая косточка» (Махачкала).
                (После восторженного обсуждения).
                Как рад за дагестанских я друзей,
                Их полотно – ну, прямо хоть в музей!
                И девочка, и персики в наличии…
                Жюри, найдите двадцать два отличия!
                -----------------------------
                С-ль «Мёрзни, волчий хвост!» (Астрахань).
(Одному из критиков очень понравилось, что на игривое обращение Лисы к Деду: «Мужчина!», живо отреагировал конь).
                Да, Конь – мужчина, хоть куда,
                Чего не скажешь про ДедА!
                ---------------------------

 «Сказка белого месяца» (ТЮЗ, Элиста. Реж. Б. Манжиев).Вся сценография построена на вёдрах и сделано это здорово, но…
                Из вёдер можно сделать очень много:
                Скамейку, степь, дракона, дом, дорогу.
                И, если очень сильно постараться,
                То можно обойтись без декораций.
                Лишь одного у вёдер свойства нет -
                Из них не сделать тему и сюжет!
                -------------------------
               
                Фестиваль «Кукарт» 2009 г., Санкт-Петербург.
      С-ль «Приключения Гулливера», С. Петербургский театр марионеток.
                По сцене долго ползал Гулливер,
                И нудно дёргались марионетки,
                И вот вам, детки, истинный пример
                Того, что можно сделать из конфетки!
                ------------------------
              С-ль «Подарок морского царя». Театр «Кукольный формат»,
                Дед, слава богу, жив здоров,
                Но жаль утопленных коров!
                -----------------------------
               
                Фестиваль  Рязанские смотрины. 2009 г.
                «Заколдованный фаэтон». Болгария.
                Болгары удивили!
                Мы ж братья на века?!
                За что же нас травили
                Час целый, П Р К!*
*ПРК – спец. фонарь, от которого во тьме всё светится. Вреден для глаз!
                ------------------------
        С. Маршак «Сказка о глупом мышонке». Рязань, реж. В. Шадский
                На фестивале сделан первый шаг.
                С рогами лошадь – это очень круто!
                Но только я не понял почему-то,
                Что сочинил тут Шадский, что – Маршак?
                --------------------------------------
                « Concerto grosso», реж. А. Борок. Вологда.
                Как не крути, как не верти,
                Но Борок – всё же не Жанти!
                Коль нету вкуса, нет и спроса!
                Такое вот КОНЧЕРТО ГРОССО!..
                Софокл. «Антигона». Полтава. (Реж. Оксана Дмитриева)
                Вся тетрадь от слёз промокла,
                Даже ручка стала ржавой!
                Уничтожили Софокла,
                Словно шведа под Полтавой!
                --------------------
                «Зимы не будет», Рязань. (реж. В. Шадский)
                Куда же двигаться нам дальше,
                Когда в словах так много фальши,
                А мы – всё пляшем и поём!
                Спектакль пусть критики обсудят,
                Но автор прав – ЗИМЫ НЕ БУДЕТ,
                Мы до неё не доживём!
                ----------------------------------
     А. Островский. «Горячее сердце», Краснодар, режиссёр – А. Тучков
                Я скажу без дураков:
                Удивил меня Тучков!
                Задал-таки перца:
                Не выдержало сердце!
                -----------------------------
                «Мальчик-газель», Швеция.
                Мальчик, газель, верблюд и я –
                Простая шведская семья!
                -------------------------------
 «Чудеса в решете», Краснодар. (А. Ярославцева и В. Кремнев, они же постановщики с-ля, играют на сцене вместе со зрителями. И всё…)
                Два хороших артиста отважно
                Убедили своею игрой,
                Что спектакль сыграть может каждый,
                А поставить – каждый второй! 
                ------------------------
   
        Дон Жуан в  Венеции, Архангельск. (Реж. Д. Лохов)   
            Отдыхает «Аншлаг», мирно спит Петросян –
            Из Архангельска прибыл в Рязань «Дон Жуан»!
                . . .
         Мы побывали на спектакле странном,
            И правильно понять меня прошу:
            Для тех, кто хохотал над «Дон Жуаном»,
            Я больше эпиграммы не пишу!!!
                ----------------------
"Загадка Курочки рябы". Оренбург, Театр "Пьеро". Реж. А Ярилов
                Били, били без конца -
                Это вам не шутка!
                Что ж осталось от яйца?!               
                И представить жутко!..
                ----------------------------
                Фестиваль "Муравейник». Иваново, 2010
«Котёнок на снегу» Ставропольский театр кукол,
                реж. Наталья Ледовских
                «Котёнок» удался вполне!
                Наташу он прославил,
                И след глубокий он во мне
                И на снегу оставил!               
                ------------------------------

                Фестиваль в Минске 2010 г.
    «Конёк-Горбунок», г. Молодечно. Реж. Н. Андреев (Царь-Девица
в восточном наряде (?!) задорно танцевала танец живота у шеста)
Цель у девушки проста,
Было бы желание,
И, пожалуйте, с шеста –
Прямо на венчание!
                ---------------------
«Почему стареют люди?» Минск, реж. А. Лелявский.
                Эпиграммы не ждите, не будет –
                Я сегодня воркую ласково!
                Почему же стареют люди?
                Потому, что не любят Лелявского!!!
                -----------------------
«Волшебное зеркало пана Твардовского», Гродно, реж. О. Жюгжда.
                Всё красиво, благородно
                На спектаклях Жюгжды в Гродно.
                Всё музычно-драматично,
                Эротично, чувственно,
                Впрочем, очень симпатично,
                И вполне искусственно.
                Короли всё, да князья,
                Только вот, при чём тут я?!
                --------------------------
«Чемодан-дуэт КВАМ», Санкт-Петербург.Реж. А Князьков
                По горячим бы следам,
                Я бы без сомнения
                Сдал бы этот чемодан
                В камеру хранения!
«POISON”, Могилёв (Против загрязнения окружающей среды)
                (Реж.  И. Казаков)
                Смотрел спектакль, и возникало чувство,
                Какое, не скажу, жалея вас!
                Есть, братцы, ремесло, и есть искусство,
                А есть банальный, пошлый госзаказ!
«Евгений Онегин», Кемерово. («Заседание клуба разбитых сердец
Им. Е. Онегина на курсах кройки и шитья». Реж. Д. Вихрецкий)
                Всё с поэтом сделать можно,
                Но стою я на своём:
                Пушкина испортить сложно
                Даже кройкой и шитьём! 
                --------------------------
                «Русалочка», Брест. Реж. Д. Нуянзин
Хоть с ногами, хоть с хвостами,
Хоть бы вплавь, а хоть пешком,
Что ж дурными голосами
Так орать на дне морском!?   
                ------------------------
                «Цветик-семицветик», Витебск. Реж. В Климчук
Лети, лети, лепесток,
Хоть на юг, хоть на Восток,
Хоть в Россию, хоть в Китай,
Только к нам не залетай!!!
                --------------
                “КукАрт» 2011. Санкт-Петербург.
«Лев Толстой и дети» Рязань. Режиссёр – В. Шадский.
                1
Мило, простенько, без затей.
Сделать вывод – проще простого:
Лев Толстой – он любил детей,
Ну, а Шадский любил Толстого.
                2
Всю мне психику исковеркало
Это зрелище ни о чём.
Лев Толстой – он, конечно, «зеркало»,
Но зачем же так, кирпичом!?
           -----------------------------
«Теремок».  Рязань. Режиссёр – В. Шадский.      
Крепко заперт Теремок,
Но потерян ключик,
И открыть его б не смог
Ни Эфрос, ни Плучек!
Ну, а Шацкий не дремал:
Вжик! И теремок взломал!       
Театр пластики и рук «Hand made». Реж. А. Князьков
Готов я восхищаться вами,
Ответьте только мне сперва:
Коль можно сделать всё руками,
Тогда зачем нам голова?!
            ---------------
Театр «Dzamhano». «Медный всадник». (Весь спектакль в целлофане)
Всадник медный, зритель бедный,
Зал дремотой обуян…
Органичней всех на сцене
Был, конечно, целлофан!
      ---------------------- 
С-ль «Fish in the forest» (Финляндия). Игрался на английском языке. 
Вряд ли есть печальней повесть,
Чем спектакль про «фиш ин форест»!
По-английски ли, по-русски -   
Стоило ли мучиться?!
Если нечего сказать,
Вряд ли, что получится!
              -------------------
«Микробус и Бактериус». Театр «Кукольный формат».
Играли в музее Достоевского. Реж. А. Викторова
Посмотрел я спектакль, и сразу
Обнаружил в себе много мерзкого!
Вот такая, ребятки, зараза
В доме Фёдора Достоевского.
                ---------------------
       Моноспектакль «Орук» (Исландия, Швеция, Норвегия)
Три страны – пожалуй, маловато,
Я бы посоветовал взамен,
Чтоб улучшить резко результаты,
Срочно подключить сюда и Штаты.
А не хватит – так и весь Шенген!
             ----------------------
С-ль «Как с Луны свалились». Томск. Режиссёр – Сергей Столяров.
Скорей зовите докторов:
С Луны свалился Столяров!!!
                -----------------
Иркутск. Сказки с небесного чердака. Реж. И. Уткин
Финал. Пора рубить концы.
Доковыляли еле-еле...
А Иркутяне – молодцы:
Своим спектаклем всех уели!
                -----------------
         
На закрытие "КУКАРТа"
Фестиваль к концу подходит,
Подведём итог:
Как не бьёмся, не выходит
Каменный цветок!
            ----------------
Баллада о чёрном кабинете
Ах ты, чёрный кабинет!
Эх, святая троица!
Трое сбоку, наших нет –
Всем бы так устроиться!
Кто придумал это бред,
Игры с марионетками?!
Ах ты, чёрный кабинет
С кофе да конфетками!
Перепутали в бреду
Жизнь с дурными сказками,
И смешат нас раз в году
Золотыми масками.
С фестиваля на банкет,
А потом на морюшко!
Эх ты, чёрный кабинет,
Луковое горюшко!
Старикам – всегда почёт,
Молодым дороженька,
Ну, а жизнь себе течёт,
Как задумал боженька.
Знать, другой системы нет,
Будет жизнь красивою:
Чёрный-чёрный кабинет
С серой перспективою.
           -----------
             Виктору Шрайману
На пике славы и успехов,
Кто ж знал, что всё так обернётся?!
Что главным бунтарём уехав,
Он главным классиком вернётся!
                ---------
Фестиваль  «Рязанские смотрины». 2011 г.
«Повелитель крыс» (Кемерово)
С большим трудом, пройдя все муки,
Шахтёры оказались стойки.
В награду – продолженье «Буки»
Вдруг раскопали на помойке.
                ---------
«Фокус» (Театр, имени которого нельзя называть)
Театр, имени которого…
Всех удивил,  признаться, здорово!
В чём фокус, мы, увы, не отгадали,
А фокус в том, что он на фестивале.
                ----------
«Бременские музыканты» Саратов. Реж. Г. Шугуров
                1
    Живого чувства нет ни грамма,
    И чувства меры никакого,
    И тут бессильна эпиграмма
    И даже музыка Гладкова.      
                2
    Бывает вдруг такое чувство,
    Как будто ешь вчерашний стэйк,
    И тут кончается искусство,
     И начинается ремейк.
          -------------
 «Чао, Фелинни!» (Тверь, режиссёр – С. Белкин)
(в финале с-ля на сцене горит «Тайная вечеря» Леонардо…)               
                1
Суров Тверской театр ныне,
Но я  ещё суровей нынче -
Всё это явно неспроста!
Прикрывшись именем Фелинни,
Прилюдно жгли шедевр Де Винчи,
Спасибо, не сожгли Христа!
                2
Пусть буду гадким я и мелким,
Но не могу не написать:
«Прощай, Фелинни! Здравствуй, Белкин!»…
Что я могу ещё сказать?!
                ---------
 «Маленький принц Датский» (Челябинск, режиссёр А. Борок)
Ставить «Гамлета», однако,
В переводе Пастернака,
Театру было дорого,
Вот, и взяли Борока.
          ---------
       «Театральный рассказ» (Серёжа Адамов, Дания)
Трёх поросят нам подложил
В наш день последний Шацкий:
Ведь Ваня Датский вроде был,
Вдруг всплыл Серёжа Датский!
К. Кириллову, директору Рязанского театра кукол (и бывшему актёру)
Не видя вас ни разу, как актёра,
Как режиссёр, скажу вам, не тая:
Вернётесь вы на сцену очень скоро,
Но всё ж, дай бог, чтоб ошибался я!
                --------------
На юбилей О. Жюгжды, которого в одном из тостов назвали «гением»
Хоть чувство рифмы мне не чуждо,
Но долго мучиться пришлось,
И наконец-то слово «Жюгжда»
Зарифмовать мне удалось.
И потому я, без сомнения,
Имею право пить за гения!
                ---------------------
Фестиваль в честь 110-летия С. Образцова и 80-летия ГАЦТК
   
«По ту сторону Гоголя». Южно-Сахалинск.
Когда на сцене жизни нету,
На ум приходит лишь одно:
По ту ли сторону, по эту –
Уже, поверьте, всё равно!
               -----------
 С-ль «Гранд вояж» (режиссёр Е. Образцова, внучка С. В. Образцова)            
                1
Сказать нам это нелегко,
Но всё-таки мы скажем:
Вам не уехать далеко
С подобным "Гранд вояжем"!
Да, это - явно не победа,
Скорей - совсем наоборот.
Нет, не поможет внучка деду,
И репка бедная сгниёт!

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭПИГРАММА
Бывает - суп недосолили что ли,
Но если вкусно - в этом нет беды.
Беда - коль в супе вовсе нету соли,
А также перца, мяса и воды!
                ---------
На день рождения Николая Боровкова
Поздравляя Боровкова,
Мне хотелось бы сказать,
Что другого, вот такого
В целом свете не сыскать!
Он и ставит, он и пишет,
Он и кукол мастерит,
Он одним театром дышит,
Всё в руках его горит.
В детском садике и в школе
Слышно громкое «Ура!» -
С днём рожденья дядю Колю
Поздравляет детвора!
                ----------------------
Эпиграммы Николая Боровкова на Григория Гольдмана.       
                («Кукарт» 2011)            
    После слащавого болгарского спектакля
С Гришей на пару с утра мы
Готовы строчить эпиграммы,
Но только болгарские сласти
Нам склеили зубы в пасти.
            -------------
После дипломного с-ля «Бармалей (БТК, реж. Руслан Кудашев)
Деток таких не убьёшь кирпичом,
Руслан – надёжная крыша.
Им никакой Бармалей нипочём,
На них нужен Гольдман Гриша!
            ---------------
После дипломного с-ля «Зокки и Бада»
Стареем мы, видно, с Гольдманом:
И скучно, и грустно, и больно нам,
Но только на всякую «Баду»
Уже не хватает яду!
         --------------
Не стану спорить: голь - она
Всегда на выдумки хитра,
А эпиграммы Гольдмана
Сегодня лучше, чем вчера.
Секрет его успеха прост:
Из-за того его творения
Идут, как говорится, в рост,
Что много стало удобрения.
          -------------
На комедии и драмы
Пишет Гриша эпиграммы,
Может каждого пришить,
Кто посмеет согрешить.
Он ни в ком души не чает,
Смело всех изобличает,
Будто сам не лыком шит
И со всеми не грешит.
                * * *

                -------------
Я сочувствую Грише Гольдману,
Незавидная выпала роль ему:
Чтобы стать ядовитым хулителем,
Быть сначала приходится зрителем.
                ------
 Мой ответ Николаю Боровкову
Не сочувствуй, Коля, не надо!
Поделом же мне, подлецу!
Жаль, вот, только - запасы яда
Постепенно подходят к концу...
            --------------
Николай Боровков - мне..

Берясь писать стихи про Гришу,
Терзаюсь множеством сомнений:
Вдруг напишу, про то, что вижу,
Не разглядев, что Гриша - гений.

Я - Николаю Боровкову
Берясь писать стихи про гения,
Всем в оба надо бы глядеть!
А если в чём-то есть сомнения,
Очки советую надеть!
           ---------------------
Эпиграмма Сергея Балыкова  на Григория Гольдмана      
Как только примет триста граммов,
Так сразу пишет эпиграммы!
А как возьмётся что-то ставить –
Тут эпиграммой не поправить!
                * * *
Мой ответ С. Балыкову
Ещё остались режиссёры,
Про коих не писал пока…
Вы не волнуйтесь, очень скоро
И вас прославлю на века!
Я знаю одного такого,
Ну, что ж, придёт его черёд…
Но чтоб писать про Балыкова –
Тут нужно граммов восемьсот!
                ---------------



К премьере «Вия» в Гродно (режиссёр – О. Жюгжда)
Пусть горят фейерверки,
Если в мире всё серо!
Поднимите мне веки,
Чтоб я видел премьеру!
* * *
Автоэпиграмма ( После спектакля "Поминальная молитва"):
Уж сколько было мне говорено:
 "Не ставь, Григорий, Гришу Горина!"
 Но кто ж заполнит эту нишу -
 Как не поставить Грише Гришу!?
--------------------

В ночь перед Рождеством.
 (Николаю Коляде, играющему короля Лира)
Лир ослепший кричать устал:
Ливень, лей! Страшный ветер, дуй!
Ведь сегодня твой день настал –
Колядуй, Коляда, колядуй!!!
Ты не бойся ни пуль, ни стрел,
Сам верши над собой закон,
Чтобы я, наконец, прозрел,
И с тобой пошёл на поклон!
Пусть не кончится этот день,
Пусть он будет с тобой всегда!
Наплевав на усталость и лень,
Колядуй! Колядуй, Коляда!!!»

Критику
Благодарю, мой чуткий критик,
Ты мудр и точен, как змея!
Жаль, весь твой яд так быстро вытек,
И что ж осталось?.. Нет сырья!
                * * *





На совершеннолетие «Почти Красной шапочки» 1996 г. рождения. (Ивановский театр кукол, режиссёр Г. Гольдман)

Как всё придумано хитро:
Почти классическая сказка,
Почти шедевр, почти Перро,
Почти счастливая развязка.
И сами от себя балдея,
Играют этот милый бред
Три первоклассных лицедея
Уже почти шестнадцать лет!!!
Не постарели, не устали –
Сердца стучат, глаза горят,
И даже падают в финале,
Как много-много лет назад!
Знать, наша песенка не спета,
Раз мы играем до сих пор,
И вас благодарит за это
Почти хороший режиссёр!
                18.03.2012.

На выступление 4-го курса актёров эстрады РАТИ
в Доме Актёра
Не понятно, о чём, не понятно, зачем,
Только с мыслью: «Как мы хороши!!!»
Но на сцене нельзя без идей и без тем,
Пусть и с голосом, но без души.
                2012.
Саше Бороку, лауреату «Золотой Маски» 2012.
За золотою маской Борок
Теперь скрывается… Ну, что же…
Он был всегда театрам дорог,
Теперь он стал ещё дороже!
                ------------               




Фестиваль «Муравейник». Иваново, 2012.

Иваново. "Чайковский. Детский альбом". (Реж. – Е. Иванова)
Приятно удивили снова
Ивановцы и Иванова
Тем, что они, в теченье часика.
Легко переиграли классика!
                --------
"Откуда берутся дети"(Ровно, Украина)
Вот, так вопрос! Ну, кто же нынче спросит
Серьёзно о таких простых вещах?!
Все знают – либо аист их приносит,
А либо - их находят в овощах.
Но я - дотошный! Вечно мне неймётся!
Теперь я до банкета буду маяться
Вопросом: ну, откуда, что берётся?
А главное - куда потом девается?!
                ---------------
«Мойдодыр» (Оренбург, театр "Пьеро"). Реж. В. Скиданов
Сверхзадача, горько плача,
Спит в кулисах тяжким сном,
И сквозное, как шальное,
Убежало за зерном,
Чтобы не мешать артистам
Развлекать детей и мам…
А нечистым пародистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
                ------------------------
"Басни дедушки Крылова (Кострома). Реж. М. Логинов
Я в полном восхищеньи, право слово!
Приятно удивила Кострома:
Ведь тут не "Басни дедушки Крылова",
Тут - Грибоедов! "Горе от ума"!
            -----------
«Соловей» (Паневежис, Литва)
Какое дикое невежество!
Какой немыслимый позор,
Что соловья из Паневежиса
Мы не слыхали до сих пор!
Признаюсь вам, что был моментом
Я близок к полному экстазу!
И пусть он с лёгким пел акцентом,
Но не сфальшивил, гад, ни разу!!!
                -------------
«Почемучка» Московский Камерный театр кукол.
В спектакле маленькая девочка жалуется маме на мальчика:
                «Мама, он меня дерёт!!!).
Ты ответь мне, Почемучка,
Почему на сердце тучка?
Я чего-то не пойму –
Слишком много «Почему»!
Ты ответь мне, Почемучка,
Почему мне так хреново?
Отвечает Почемучка:
«Наливает Иванова!»*
Чувства гаснут, ум немеет,
Музыка орёт,
И значенья не имеет,
Кто кого дерёт!
    *Е. Иванова-гл. реж. Ивановского театра кукол.            
                -----------------
«Я тогда гостила на земле…». Белгород (по стихам М. Цветаевой)
Возможно, я не очень-то умён…
Стучало, вроде, сердце, но болело ли?..
И снова вечный вопль всех времён:
«Ребята, для чего вы это сделали?!»

«Солнечный луч». Московский обл. театр кукол. (чёрный кабинет)
                1
Слава богу, дали свет,
И хочу я дать совет:
«Не дружите, дети
В чёрном кабинете!»
                2
Чтоб отзыв мой вас не обидел,
Не тратил я своих чернил,
Но, если б что-нибудь увидел,
То непременно б сочинил!
            -------------------------
 «Трагедия о Макбете». Гродно, Беларусь. (2 предыдущих спектакля играли в «чёрном кабинете, с песнями Вертинского)
Эпиграмму не буду писать на «Макбета» -
Где мишень для критических стрел?!
Всё банально – ни чёрного нет кабинета,
Ни Вертинский ни разу не спел!!!
                ----------

«Сказка о попе и работнике его Балде» Вологда.
                1
У каждого – своя беда.
Ну, вот  у Вологды – «Балда»
Жаль, что схватить звезду с небес
Не помогли ни поп, ни бес!
                2
Неплохо, вроде бы, играют,
Но мой совет вам – вот таков:
Вы б, в свете дела «Пуси райот»
Поосторожней про попов…
Не то, скажу вам без балды,
Недалеко и до беды!
Поющей актрисе
Так воют кошки по весне,
Так воет вьюга в чистом поле!..
Не пой, красавица, при мне,
А без меня - не пой тем боле!
                ---------------
Студентам Нижегородского театрального училища. (Критики сказали, что фестиваль поставил рекорд по количеству финалов в спектаклях)
                1
В компании профессионалов
Вы заслужили свой успех!
А по количеству финалов
Опередили, точно, всех!
                2
Желаю вам счастливого пути,
Добра, любви в гармонии и в смуте,
Желаю вам доехать и дойти
До всех вершин, а главное – до сути!
            ---------
                Н.Боровков.
Прощание с Гр. Гольдманом, заболевшем перед закрытием               
             «Муравейника».
Вот отзвучал аккорд прощальный…
 Чего бы кто бы ни хотел,
 Но Муравейник музыкальный
 Затих, померк и опустел.
Грустим. Спасибо, Гриша Гольдман,
 Ты смехом не разрушил храм,
 Хоть с содроганием невольным
 Все ждали новых эпиграмм.
Ты, пробуждаясь с петухами,
 Весь день не прекращал творить.
 Марину Юрьевну стихами
 Заставил ты заговорить!
Не обретя под добрым кровом
 Ни орденов, ни прочих блях,
 Ты прилетел сюда здоровым,
 А возвращаешься в соплях.
Недомоганье – не итог ли?..
 Но, если говорить всерьёз,
 В последний вечер все промокли
 От искренних прощальных слёз.
                -----------

Минск 2012. Предпоследний день фестиваля…

Прошу всего одной минутки,
Чтоб краткий подвести итог.
Всё началось с «Волшебной дудки» -       
На ней сыграли, кто, как мог.                (Театр кукол Молодечно)
Издали греки крик победный –
Спектакль без слов нам всё сказал.
Пал жертвой телевизор бедный,              (В греческом спектакле «Дома Клоунов» на глазах
Ему завидовал весь зал.                у зрителей совершили половой акт с телевизором)
Ночь показалась всем не лишней –
Кто пел, кто ел, кто спал, кто пил…
Наутро Минск нас «Белой вишней»          
Гостеприимно усыпил.                (Белорусский гос. Театр кукол, Минск)
Пора Булгакова настала…
Надеясь втайне на успех,
«Собачье сердце» застучало,               
Но достучалось не до всех.                (Гомельский театр кукол)

Мы все читаем между строчек,
А Витебск, всё сказал сполна:
Сто поцелуев за горшочек –                («Принцесса и свинопас», Витебский театр кукол)
Неадекватная цена!
Лелявский ждал вечерний триллер,         (На обсуждении А. Лелявский сказал, что он ждал               
Такой, чтоб дрогнула земля,                от спектакля «Дикая охота короля Стаха» /Могилёв/
Но вместо триллера был Шиллер,             триллера, а вместо этого ему показали Шиллера.)         
Под видом «Стаха-короля»
Мы все романтике не чужды,
Но любим смех, чего юлить!
Литовская «Семейка» Жюгжды                («Семейка из большой рощи», Каунас,
Сумела нас развеселить!                режиссёр – О. Жюгжда)
Но вечером, на том же месте,
Я смех оставил «на потом» -
Явился «Лир» петрушкой в Бресте,       («Король Лир», Брест, режиссёр – А. Уставщиков, роль
А главный режиссёр – шутом.                Шута сыграл главный режиссёр театра Д. Нуянзин.)
А утром, после чая с булочкой,
Я снова хохотал до слёз:
Меня «Клочки по закоулочкам»               
Очаровали, и всерьёз!                (Волынский театр кукол, Украина)
Что ж, неужели, расставанье?
Вновь самолёты, поезда…
Простятся утром молдаване
«Весенней песнею дрозда».                (Кишинёвский театр кукол)
День пятый. Близится прощание…
Как грусть разлуки превозмочь?!
Тем более, нас ждёт «Венчание»               
И брачная, возможно, ночь!                (Белорусский гос. Театр кукол, Минск)
А завтра днём сам «Всадник Купрум»
Прискачет к нам с брегов Невы,
Чтоб передать привет всем куклам,
Которых любим я и вы!           (Театр «кукольный формат, Санкт-Петербург, Россия)
                ------------------------------------

            «Всадник  Купрум» (театр «Кукольный формат»,
            Санкт-Петербург, режиссёр Анна Викторова)

Скажи мне честно, всадник Медный,
Куда ты скачешь? Дай ответ!
Ответил, мокрый он и бледный:
«Всё к Анне, вот вам мой совет!
А я просохну, и в дорогу –
Учитесь, братцы, не тонуть,
Ведь все учились понемногу –
Чему–нибудь, и как-нибудь…»
                =================
С-ль "Красный смех (по Л. Андрееву).On line лаборатория.Питер
Рождает такое искусство,
Влекущее в бездну ли, в высь ли,
Лишь рвотно-животные чувства
И точно такие же мысли!
                --------------


Театральный фестиваль «Молоко». Одесса, 2012.
От фестиваля «Молоко»
Искусство очень далеко.
И где корова та живёт,
Что это молоко даёт?!
Ни мастерства, ни смысла!
Знать, молоко прокисло.
               -------------
 Фестиваль «Петрушка Великий». Екатеринбург, сентябрь 2012.
Хакасский национальный театр кукол «Сказка». Абакан.
С-ль «Флюм-пам –пам», номинант «Золотой Маски»  2012.
Какая восхитительная сказка!
Какое, братцы, чудо в Абакане!
Ещё бы, номинацией на «Маску»
Ребята обеспечены заранее!
Но часто номинации на «Маску»
Чудесную испортить могут сказку!
И, надышавшись золотою пылью,
Она чихнёт, и сделается былью…
                =============
Не обижайтесь, милые коллеги,
На писанину некоего Гриши!
Ведь лучше эпиграммы, чем «телеги»,
И, коль не он, кто их на вас напишет?!..
                -------------
А. Пушкин. «Маленькие трагедии». Екатеринбург.
                1
Что нам Машеньки и Медведи?!
Ни к чему нам цветочки аленькие!
Мы умеем ставить трагедии,
Правда, очень пока что, маленькие…
                ---------------
                2
Спектакль меня, конечно, восхитил,
Вот только, текст немножечко смутил.
По-моему, он явно слабоват,
И, как всегда, тут Пушкин виноват!
                _____________
«Гроза» (по А. Островскому). Петрозаводск
                1
В искусстве мало понимая,
Я на спектакль пришёл не зря:
Люблю грозу в начале мая
И в середине сентября!
Но мнением своим нескромным
Я поделюсь, коль уж пришлось:
Луч света в этом царстве тёмном
Мне разглядеть не удалось!
                2
Иду на «Грозу», что же вижу я вместо? –
Четыре кило первоклассного теста!
                --------------
«Садко». Екатеринбург, реж.Е. Сивко.(На сцене - огромное яйцо Фаберже)
Явился раз к Сивко Садко
И говорит несмело:
«Скорей поставь меня, Сивко –
Лежать мне надоело!»
Тут призадумался Сивко:
«Садко» поставить нелегко!
И, сделав умное лицо,
Взял, да поставил он яйцо!
              ----------------
«Пиковая дама». Гродно. Реж. Олег Жюгжда.
Конечно, ни к чему тут эпиграмма!
Скажу я, честно глядя вам в глаза,
Простая ваша Пиковая дама
Легко побьёт козырного Туза!
                --------------------
Волк и семеро козлят (Германия)
Моя любовь к театру зла –
Порой полюбишь и козла!
А если немцы разозлят,
Тогда полюбишь и козлят!
                ---------
               

«Каштанка» (Красноярский театр кукол)       
Восторг и сердцу, и уму -
Как Чехов верно вами понят!
Каштанка, к счастью, не Муму,
Такая точно не утонет!
             ---------------
«Каштанка»(Воронежский театр кукол. Худ. Е. Луценко)
Честь собачью не уронишь
Это доказал Воронеж!
Всем хорошая оценка,
А отличная – Луценко!!!
              -------------------
Челябинск. «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Реж А. Борок.
Великий Борок! Этой сказкой
Он наши покорил сердца!
Вот жаль, за ЗОЛОТОЮ МАСКОЙ
Не разглядеть теперь лица…
              ----------------
Всем, на кого я ещё не успел написать эпиграмму
Простите, братцы, и до встречи!
Я всех вас помню и люблю,
И обязательно примечу,
И, в гроб сходя, благословлю!
             ----------------
Всё было выпукло и впукло!
Вопрос: а на хрена тут кукла?!
             ---------------------
Нам от провалов никуда не деться –
Ни опыт не спасёт, ни мастерство.
Забавна жизнь – одни впадают в детство,
Другие выпадают из него.
          ----------------------
                Александру Бороку
Слышал, кто-то поставил в Москве «Муму».
Говорят, что шедевр, что спектакль века!
Проведите! Проведите меня к нему!
Я хочу видеть этого человека!
                ------------------
«Сказка о рыбаке и рыбке». Театр «Гулливер, Варшава.
Нет у меня желаний больше,
Боюсь желать чего-нибудь.
Мне доказал спектакль из Польши –
Пора забыться и заснуть!
             --------------
«Колобок» БТК (после обсуждения)
                1
Цинично съеден Колобок не зря –
Он обнаглел, по правде говоря!
Таков удел изделия съестного,
Как объяснила Ольга Глазунова.
                2
Так это было примитивно,
Что стало Шрайману противно.
Проблемы голода, нужды
Его эстетике чужды!
           -----------
«Старик и море», Франция
Поверить в это вы могли бы?
Но доказали нам уже,
Бывает от французов РЫБА
Ценней яйца от ФАБЕРЖЕ!
                ---------------------
«Отпусти поводья и лети!», Казахстан. Реж. С Балыков.
Идёт охота на волков, идёт охота!!!
И очень хочется помочь, метнуть пращу.
А вот писать про это что-то неохота –
Боюсь я, что поводья отпущу…
                ---------
«Цирк Шардам» (Амурский театр кукол). Реж. А Смирнов.
                1
Когда на сцене чувств и жизни нет,
Коль ничего мне сердце не тревожит,
То не поможет «чёрный кабинет»,
И КАБИНЕТ московский не поможет!
                -----------------         


                2
(Ключевая фраза из с-ля: «Мы деревянные актёры, мы не можем утонуть!..»)
Спектаклем этим я, конечно, тронут,
Но вывод мой печален, тем не менее:
Актёры деревянные не тонут,
И режиссеры тоже, к сожалению…
                -----------
        Фестивалю «Петрушка Великий»
Ну, что, великий брат Петрушка,
Как настроение, старик?
Эх, выпьем с горя, где же кружка,
И вспомним, как ты был велик!..
                --------------------
Челябинскому фестивалю, на котором меня не будет
Всем пожелать хочу успеха
И пью за всех две сотни грамм!
Пусть в этот раз, ну, так, для смеха,
Ваш фест пройдёт без эпиграмм!
И пусть поможет всем всевышний,
Но я хочу, чтоб победил
Мой самый лучший, хоть и Нижний,
Но самый мой родной Тагил!
                ----------------------------
Фестиваль «Оренбургский Арбузник. 2012 г.

Марине Яриловой на открытие её выставки
Нам этот мир невыносимо тесен,
И так охота вырваться порой
В мир красочных фантазий, сказок, песен,
Где всё вокруг становится игрой!

Из мира серого, тоскливого, унылого,
В мир, где нас нет, но где мечтаем быть,
Уносит нас Мариночка Ярилова…
Ну, как её за это не любить?!..
                --------------


«Варвара Ивановна», Оренбургский т-р «Пьеро» (хозяева ф-ля)
Я режиссуру и актёрскую игру,
Художника и музыку, и свет
ХВАЛЮ, а то, грозились – отберут
Талоны на сегодняшний обед!
               ----------------
«Сказки добрых чародеев»(«Злые мысли». Оренбургский областной театр кукол (В зале раздавали апельсины…)
Одна лишь злая мысль осталась –
Мне апельсина не досталось!
И всё в спектакле этом странном
В конце накрылось целлофаном…
                ----------------
"Серебряное копытце (Театр "Туки-Луки", Пермь)
Злая мысль опять пришла:
Кто ответит за козла!?
                -----------------
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Озёрск)
Всё не нравится Гольдману злому,
Но мы чувства его бережём:
Не зарежем козла из соломы
Магазинным железным ножом!
               -----------------
«Детский альбом» П.И. Чайковского (Иваново)
Ната, Боря, Вова, Лена –
Не играют, а порхают!
Всем им море по колено,
И Чайковский отдыхает!
                ------------             
"Три медведя" (Паневежис, Литва.)
Как обаятельны, как трогательны мишки,
Что с девочкой живут в литовской книжке!
И чтобы с Машей было всё в порядке,
Готов вместо неё лежать в кроватке!
                ------------
Частный театр (Оренбург)
Наконец-то, друзья, наконец
И у нас будет свой Гришковец!!!
               ------------------
"Сказка про Волка" (Ереван). После обсуждения, посвящённого проблемам драматургии в театре кукол
Волк, поросята и другие…
Ну, вот вам и драматургия!
                -----------
«… И наказание.» Рязанский театр кукол. Реж. О. Жюгжда.
От наказания до преступления-
Один лишь шаг!
Но он для Гродненского гения
Смешной пустяк
            -------------
 "Перья" (по мотивам сказки "Дикие лебеди").
Летняя школа СТД. Режиссёр - Анна Иванова
Спасибо, Аня, что теперь я
Вдруг понял всё про пух и перья.
А также то, что лебедей
Люблю я больше, чем людей!
             ==================
Фестиваль «Рязанские смотрины». 2013 г.

                Предупреждение
Коллег расстроить не хочу я,
Но просто некуда деваться –
Я фальшь за сотни метров чую,
А тут до сцены только двадцать!
Обидеть никого не смею –
Я просто летопись веду,
А если что-то и имею,
То исключительно «ввиду»!
             ==================
«Сказка о Волке и трёх поросятах» (Ереван).
О, где ты, моя юность хулиганская,
 Когда любил я радио армянское?!
 Теперь (пускай евреи мне простят),
Я полюбил армянских поросят!
                ----------
«Петербургские сновидения» (Архангельск, Реж. Д. Лохов)
Всем известно - Дима Лохов
Не умеет ставить плохо.
Или хорошо, до слёз,
Или - то, что он привёз!"
                ---------------
«Обломов» (Театр «Огниво», Мытищи. Режиссёр Станислав Железкин)
Я испытать надеялся экстаз –
Ну, как же: Гончаров, Обломов, Стас!..
Два акта я провёл, забывшись сном –
Стас, Гончаров, Обломов и… Облом!
                -----------
«Ой, шли, да пройшли…» (Балашиха.С-ль про ангелов.Реж. А. Смирнов)
Не знаю даже, право, что сказать…
Хотелось бы создателей поздравить,
Но всё ж про это лучше не писать,
И, думаю, что лучше и не ставить…
                ----------------
«Терёшечка» (Театр сказки СПБ, реж. И. Игнатьев)
Я без труда всегда могу узнать его –
Стиль режиссёрский Игоря Игнатьева.
Всё так красиво, чисто, ярко, гладко –
Ну, не спектакль, а просто шоколадка!
Но всё же, я почти доволен, ибо
Не раздражает, и на том спасибо!
                -----------------
«Моцарт и Сальери» (Скопин. Реж.  и исполнитель - В. Дель.
По ходу действия актёр плюёт в бокал с ядом, потом целует куклу Моцарта и окунает её головой в этот бокал…)
На мой непросвещённый взгляд
Спектакля мысль совсем проста:
Сначала надо плюнуть в яд,
Потом поцеловать в уста,
Потом – ещё и утопить,
В яд окунувши головой…
Но Моцарт будет вечно жить,
А я уже едва живой!
                ------------
«… И наказание» (Рязань, реж. Олег Жюгжда)
Наконец узнал в Рязани я,
Что такое наказание!
Наказали прямо в зале,
А за что – и не сказали!
               --------------
«Ключ от королевства» (Иваново, молодёжный с-ль,
 реж. Е. Иванова, президент УНИМА)
Был я сегодня без ума
От президента УНИМА.
Ведь не задушишь не убьёшь,
Когда такая молодёжь!
             ---------------
«Василиса Прекрасная (Кемерово. В финале вдруг появился Вий…)
Пока не заснул я навеки,
Соседей по залу прошу:
«Скорей поднимите не веки,
Тогда я ещё напишу!»
               --------------
"КАРМЕН" (с-ль без слов)
К чему слова? Слов просто нет!
Спасибо, что узнал сюжет.
Плевать, что пустота внутри,
Зато есть гранты, Гран и При!!!
         ------------------------
После Волгоградской «Мухи-Цокотухи», в которой прозвучала песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»…
В искусстве нашем кукольном
Всё просто за…шибись…
Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!
               -------------