Самая прекрасная, самая благоразумная

Светлана Бестужева-Лада
20 сентября исполнится 80 лет легенде мирового кино - итальянской актрисе Софи Лорен, которая в 2006 году по результатам опроса читателей издания «The Daily Mail» была признана самой красивой женщиной в мире.
В русском языке устоялось произношение имени и фамилии актрисы на французский манер - Софи; Лоре;н, однако правильно имя и фамилия актрисы на итальянском звучат как Софи;я Ло;рен.
Но это не то имя, которое она получила при рождении. София Виллани Шиколоне, бедный заморыш из небольшого рыбацкого городка близ Неаполя, прошла долгий и нелегкий путь, чтобы стать самой известной актрисой и самой красивой женщиной в мире. Улыбки фортуны, конечно. Но и не только…

Впрочем, никто не думал ни о фортуне, ни о ее улыбках, когда 9 сентября 1934 года в римском госпитале для неимущих неудавшаяся провинциальная актриса  Ромильда Виллани произвела на свет крикливую, тщедушную девочку. Ромильда в 1932 году прошла кинопробы, чтобы стать дублёршей самой Греты Гарбо – так что красоту София унаследовала, безусловно от матери. Но блестящей кинокарьере помешал то ли актер, то ли инженер Риккардо Шиколоне, от которого Ромильда и забеременела.
В Риме безработной матери-одиночке делать было нечего и она вернулась в родной поселок Пиццуоли близ Неаполя (впоследствии София Лорен сказала в интервью: «Я не итальянка, я неаполитанка!»), продолжая мечтать о том, что в один прекрасный день любовник все-таки приедет за ней и женится…
Часть ее мечты сбылась: отец Софии как-то заехал в Пиццуоли поглядеть на свою дочь и… исчез навсегда из жизни Ромильды, которая через девять месяцев после этого визита произвела на свет вторую дочь - Анну Марию.
В ветхой лачуге на берегу моря, в ужасной тесноте и бедности провела София свои детские годы. Соседка, у которой Ромильда иногда оставляла девочку, жалостливо глядя на нее, крестилась и всякий раз повторяла:
- Уж лучше бы девочка умерла. Зачем ей при вашей бедности жить в этом мире, что ей здесь делать? Разве только страдать?
Затем Ромильда с дочерьми перебралась в один из самых бедных районов военного Неаполя. «Стечетто» («Жёрдочка») – так называли будущую первую красавицу мира в юности из-за высокого роста и худобы.
Однако к пятнадцати годам гадкий утенок начал превращаться в лебедя. Мать – сама в прошлом актриса – поняла, что дочь может реализовать ее собственные несбывшиеся мечты, и для начала отправила юную Софию на первый в ее жизни конкурс красоты.
Конкурс на звание «Принцесса моря» проходил в 1949 году в реальных декорациях неаполитанского пляжа. В сабо на высокой платформе и ярком купальнике с номерком «Жёрдочка» через несколько часов превратилась в принцессу: синьорине Шиколоне судьи единодушно присудили первое место.
Честолюбивая мать не собиралась останавливаться на достигнутом и через год отправила еще более похорошевшую дочь на общенациональный конкурс красоты в Риме. В 1950 году София получила на этом конкурсе приз «Мисс Элегантность», учреждённый жюри специально для неё.
Денежные премии, подарки, платья, приемы, фото на обложках самых престижных журналов… София была счастлива, но ее мать считала, что нужно подниматься еще на одну ступеньку - стать актрисой. Для этого семья перебралась на постоянное жительство в Рим.
Дни напролет среди толпы конкуренток София проводила вместе с матерью в приемных продюсеров. Она трезво оценивала и свои первые ничтожно-маленькие роли, и сами фильмы, в которых ей изредка удавалось сыграть. Но сниматься очень хотелось, и с присущим ей оптимизмом София работала в ожидании перемены участи. Наконец, ее утвердили на главную роль в фильме «Африка под морями».
-Роль ваша, - буркнул продюсер, - есть только одно «но» - мне не нравится имя. Шиколоне звучит вульгарно и просто никуда не годится.
Вдруг лицо его просияло, и он кивнул на плакат своей предыдущей картины, где главную роль играла некая Марта Торен.
- Вот Торен звучит замечательно, но уже было!
И вместо первой буквы он начал в алфавитном порядке подставлять другие, пока не дошел до «Л». Так и появилась на свет Софии Лорен.
Точнее, появилось имя. Актрисы, и уж тем более звезды, еще не было. Была девушка редкой, даже для итальянки, красоты, редкого, даже для неаполитанки, темперамента и сокрушительных, даже для старлеток, амбиций.
И все же этого арсенала боевых качеств ведь еще были воля, терпение, упорство, честолюбие и поддержка матери, которую  прозвали «разъяренной акулой», не хватало, чтобы стать звездой. Нужно было еще везение. И ей действительно опять повезло.
Во время участия в очередном конкурсе София познакомилась с продюсером и своим будущим мужем Карло Понти, который был старше её на двадцать два года. Понти был в то время женат, а для католика получить развод было делом весьма непростым. Ролмильда была в ужасе: она так ревниво и так успешно оберегала дочь от случайных связей, могущих помешать ее карьере – а тут ее благоразумную дочь словно подменили: или Карло, или никто.
Впрочем, Ромильда зря боялась за актерскую карьеру Софии. Везение продолжалось: Карло Понти познакомил свою возлюбленную со знаменитым режиссером Витторио Де Сика.
«Я обожала его, - признавалась позже Софии Лорен. - Я его любила, история нашей «любви» продолжалась 20 лет, а результатом стали 14 фильмов».
 Режиссер и сам актер, Витторио Де Сика не только открыл Лорен, но стал ее учителем, ее режиссером, с которым она создала лучшие свои роли. Де Сика понимал, что мало использовать только фактуру красивой девушки. Надо заставить работать ее ум и наблюдательность, надо заставить ее «переварить» тот небольшой жизненный опыт, который она имела, - знание обыденной жизни и характер простых неаполитанцев.
Карло Понтии мгновенно оценил правильность позиции Де Сика. Сам он первоначально позиционировал свою избранницу в качестве секс-бомбы в малоизвестных картинах. Зачастую действие этих фильмов происходило в экзотической обстановке, давая Лорен возможность щеголять перед зрителями в замысловатых нарядах. С другой стороны, будущая суперзвезда не стеснялась наготы, так что в ряде картин её можно было увидеть топлес. Но после фантастического успеха в фильмах Де Сика в начале 1960-х годов Понти выкупил все фильмы, где Лорен была обнажённой, во избежание международного скандала.
Внимание серьёзных кинокритиков Лорен впервые привлекла в 1954 году в фильме Де Сика «Золото Неаполя», в котором она попала в родную стихию, сыграв энергичную неаполитанскую лавочницу. Роли обычных женщин из народа, которых она хорошо знала в детстве и одной из которых могла бы стать, удавались ей лучше всего и вызывали наиболее благосклонные отзывы критиков.
Именно де Сика в полной мере открыл актёрское дарование Софии Лорен. Практически все наиболее значительные роли были сыграны ею в фильмах этого режиссёра.
Постепенно налаживалась и личная жизнь. В 1957 году Лорен и Понти оформили брак в Мексике, так как в Италии еще не было закона о разводе. Ватикан этого брака не признал, и в течение последующих десяти лет длились бракоразводные процессы с прежней супругой Понти, слушания о признании законности новою брака. Пресса ни на минуту не оставляла без внимания перипетии этого щекотливого дела.
С того же 1957 года Лорен регулярно стали поступать предложения сниматься в Голливуде. Она активно, хотя и не очень успешно работала на американской фабрике грёз, по контрактам с крупнейшими компаниями.  Одним из её первых голливудских фильмов был «Гордость и страсть» с Фрэнком Синатрой и Кэрри Грантом.
О влюблённости Гранта в итальянскую актрису было много написано, но доподлинно известно мало. Также много домыслов возникало относительно предложений руки и сердца со стороны других известных актеров. Но, по мнению большинства биографов, всё это были лишь рекламные трюки. Софии хранила несокрушимую верность своему супругу и дождалась получения вожделенного развода и «настоящей» свадьбы 9 апреля 1966 года.
Лучшая роль Софии Лорен – Чезира в фильме Де Сика «Чочара», снятом по  одноименному антифашистскому роману Альберто Моравиа. Роли были распределены режиссером так: Чезира – Анна Маньяни, ее дочь – Софии Лорен. Однако Маньяни, место которой на экране в тот период заняли «Хорошенькие мордашки и сексапильные фигурки», наотрез отказалась играть, сопроводив свой отказ ядовитой фразой, оставшейся в истории кино:
- Да разве я могу быть матерью такой оглобли?
Де Сика пытался уговорить ее, но Анна была непреклонна:
- Послушай, Витторио, если тебе так нравится эта Лорен, дай ей роль матери, - не выдержав, сказала Маньяни.
Слова, прозвучавшие как насмешка, оказались пророческими. За эту роль Лорен была награждена многими призами, но главными считала два: «Серебряную ленту», полученную на родине за лучшее исполнение женской роли, и «Оскара», который ей присудили в Америке в 1962 году, как лучшей иностранной актрисе года. Это первый случай, когда премия в данной номинации вручена за фильм, снятый не на английском языке.
Карьера в кино складывалась блестяще, любимый мужчина стал законным супругом, теперь следовало подумать о детях. Тут Софии Лорен пришлось приложить массу терпения и сил: две первые беременности закончились выкидышами, актриса прошла несколько тяжелейших курсов лечения от бесплодия и, наконец, в  1968 году родила сына Карло Понти-младшего (ныне — дирижёр Венского оркестра).
Это был ребенок, которого долго ждали, и Софи сразу же стала настоящей неаполитанской матерью, заботливой и безумной. Спустя четыре года она родила второю сына, Эдуардо (ныне - режиссёр), несмотря на то, что врачи настоятельно советовали прервать беременность, которая могла стоить ей жизни. Муж и дети заняли главное место в ее жизни, и, может быть, Софи оставила бы артистическую карьеру, если бы не Понти, решительно возражавший против этого.
Особенно способствовал успеху ее карьеры дуэт с Марчелло Мастроянни. В 60-х пара Марчелло Мастроянни и Софи Лорен снялись в лучших своих совместных картинах «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски», «Подсолнухи». В 1964 году «Вчера, сегодня, завтра» получил «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. А затем выходит самый удачных их совместный проект, фильм «Брак по-итальянски».
Марчелло Мастрояни в 1961 году снялся в «Разводе по-итальянски», в фильме, имевшем большой успех. И вполне логично, что продюсеры, опираясь на успех фильма «Развода по-итальянски», решили дать название будущей комедии де Сика «Развод по-итальянски». Это было чисто коммерческое решение, по содержанию эти две картины не имели ничего общего. Одним из продюсеров выступал Карло Понти. Звездами фильма были заявлены Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.
Фильм ждал колоссальный успех, а также две номинации на премию «Оскар» за «фильм года» и «лучшая актриса». Премия «Золотой глобус» за «лучший фильм» и номинации «лучшие актеры» для Софии Лорен и Марчелло Мастроянни. Невероятный успех ожидал картину и в СССР. Нелегкая судьба Филумены Мартурано, героини одноименной пьесы Эдуардо де Филиппо, была близка всем советским женщинам. Ну а жизненным проблемам и устремлениям Доменико сочувствовали все мужчины. По опросу журнала «Советский экран» в 1965 году Софи Лорен стала Лучшей актрисой.
Марчелло Мастроянни говорил:
«Все уверены, что между нами что-то было. Мол, в стольких фильмах снялись вместе. Но ничего не было… Без сомнения, Софи есть чем гордиться, ведь она всю жизнь делала то, что хотела делать, и притом с огромным успехом. Меня всегда восхищала ее невозмутимость, уверенность в себе».
А вот что вспоминает Софи Лорен о встрече с Мастроянни:
«Как только мы встретились на съемочной площадке, между нами как будто пробежала искра. Мы все трое (Софи имеет в виду еще и Виторрио де Сика) почувствовали единение. То же чувство юмора, тот же ритм, та же философия жизни, немного циничная ирония. Мы делали наши роли, повинуясь инстинкту».
Вообще, в течение пятнадцати лет (1957—1972) Софи Лорен удалось сняться в двенадцати фильмах и поработать практически со всеми самыми популярными актёрами и секс-символами Голливуда.
К 1961 году слава Софи Лорен была в зените. Софи снялась в Америке в историческом масштабном кино - эпосе «Эль Сид» и в мелодраме «Леди Л», где ей пришлось играть 80-летнюю старушку, вспоминающей свою молодость. А ведь актрисе не было еще и тридцати. Фильм публика встретила прохладно, но у Софи к тому времени появились другие заботы, чем переживать о рейтингах своих фильмов. Ее младшая сестра влюбилась в Романо Муссолини, сына дуче. Пресса подняла страшный скандал. Однако Мария была настроена решительно и вышла замуж за Муссолини-сына. Пресса на все лады перекладывала имена Муссолини-Лорен-Понти.
Девушка из маленького городка под Неаполем вышла замуж в семью хоть и опальную, но продолжавшую иметь в Италии немалый вес. Хотя ее избранник Романо Муссолини, артист до мозга костей, совсем не был плотью от плоти своего одиозного отца. Он всегда говорил о том, что прекрасной может быть только жизнь в искусстве или рядом с искусством.
Романо Муссолини написал немало оригинальной музыки, в том числе саундтреки к десятку кинофильмов  Но вот мужем Романо был не слишком-то хорошим. Из рассказов Анны-Марии Шиколоне о ее недолгом браке складывается впечатление, что в действительности она была замужем за свекровью, знаменитой своим характером и положением вдовы Муссолини донной Ракеле. Во всяком случае, о ней и ее умении держаться и держать дом, о советах, которые она давала своей юной невестке, Мария рассказывала больше, чем о своем первом муже. 
 «Донна Ракеле учила меня и семейным премудростям. Рассказывала, как одеваться, демонстрируя на людях достоинство, а дома – интимность. Она показывала,
как готовить романьольские блюда, до которых сама была большая охотница.
А еще она учила меня терпеть артистические закидоны ее любимого сына, моего супруга».
Последнее, впрочем, впрок не пошло, и Мария ушла, унося из дома
Муссолини кроме двух дочерей ненавистную в послевоенной Италии фамилию и нервный
срыв, от которого она была вынуждена лечиться в римском госпитале.
Там-то она и познакомилась с Маджидом Тамилом, молодым доктором
иранского происхождения, который не только избавил ее от невроза, но и
для закрепления лечебного эффекта женился на ней.
И все же фамилия Муссолини – лейтмотив ее жизни. Ее взяла и подросшая дочь Алессандра, сотворившая себе из деда кумира и политический ориентир.
Что касается Марии, ей несвойствен ни политический энтузиазм дочери, ни
аполитичное служение музам бывшего супруга. Она старается взять от жизни
все там, где это возможно. Чаще это случается в непосредственной
близости от обласканной успехом сестры.
Сопровождая Софии Лорен в Голливуд, Мария не получила там ни одного предложения от режиссеров, но зато сумела использовать завязавшиеся знакомства и представила  свою жизнь в Голливуде под кулинарным соусом в книге «Кухня моих убеждений», где выдала секреты кулинарных предпочтений многих голливудских звезд.
Словом, можно сказать, что Анна-Мария смогла найти себя и не затеряться в тени
своих знаменитых родственников. Признанная кулинарная богиня, синьора Шиколоне ведет телепрограммы, посвященные кухонным тайнам. А недавно вместе с Лилианой де Куртис, дочкой знаменитого комика Тото, она открыла пиццерию под названием Malafemina, что можно перевести как «Роковая женщина». По проекту сетью таких «роковых» пиццерий вскоре должна покрыться вся Италия.
Но вернемся к Софии Лорен. Во второй половине 1970-х годов она всё реже появлялась на экране, а с 1984 года её роли стали и вовсе единичными. В 1979—1980 годах Софи опубликовала автобиографическую книгу и выпустила основанный на ней телефильм «История Софи Лорен», сыграв две роли: свою мать, Ромильду Виллани, и себя, Софию Шиколоне, Софии Лорен, синьору Понти.
В 1982 году Италия смертельно обидела своего кумира: Софии Лорен была приговорена к 18-дневному заключению за уклонение от налогов. Звезда немедленно после освобождения навсегда покинула Италию и обосновалась в Швейцарии. В течение последующих лет написала ещё одну книгу воспоминаний и основала парфюмерную серию. А в 1991 году стала обладательницей почётного «Оскара» с формулировкой:
 «За карьеру, богатую запоминающимися ролями, придавшими не тускнеющий блеск кинематографу».
В 1999 году вышла её книга «Рецепты и воспоминания». Софи Лорен известна своим остроумием. Некоторые фразы из её книг стали крылатыми в Италии, например: «Всему, что имею, я обязана спагетти». И такими перлами пересыпаны все книги Софи.
«Миловидная внешность – это еще не все, но добавьте обаяния, и мир – у ваших ног.
Когда друзья напоминают, что мне уже больше шестидесяти лет, Я сама не могу в это поверить. Кажется, что мне всё еще двенадцать лет. Я, наверно, осталась в том детском возрасте и смотрю на мир широко раскрытыми глазами. Мне все еще интересно жить. Я благодарна судьбе за каждый прожитый день, за возможность постоянно открывать для себя что-то новое… Если вам посчастливилось сохранить в себе душу ребенка, тогда самое лучшее в вашей жизни еще впереди…
Женщина, твердо уверенная в своей красоте, сумеет, в конце концов, убедить в ней всех остальных.
Я буду великой звездой. Я хочу, чтобы у меня было всё, что есть у знаменитых звезд, и готова работать очень упорно. Я не собираюсь больше оставаться бедной.
Популярность – хорошая вещь первые месяца два и мучение все остальные годы.
Любовь не выносит безжалостного анализа. Если ее постоянно проверять, разбирать по косточкам, сравнивать, подносить к свету, она захиреет и постепенно умрет.
Мужчина, воплощающий в себе все лучшие качества – сущее наказание.
Ничего не бывает красивым со всех точек зрения.
Женщина, которая не любит недостатков своего мужчины, не любит и его самого.
Важнейший компонент хорошей семейной кухни — это любовь: любовь к тем, для кого готовишь.
Если твое тело далеко от совершенства, кожа не так прозрачна, как хотелось бы, если ты маленького роста – это не трагедия. У красоты другие механизмы, она исходит из иных источников.
Мать должна подумать дважды — один раз за себя, другой — за своего ребенка.
Какой бы прекрасной ни была женщина, без обаяния ее красота меркнет.
Свежие щечки, умело напудренный нос и хорошо подкрашенные глаза — не самое главное в искусстве быть привлекательной. Красота зависит от другого — доброты, ума и, конечно, воображения, без которого эффектной женщиной не станешь.
Прическа влияет на то, как складывается день, а в итоге и жизнь.
Красота – это самоощущение, и оно отражается в твоих глазах. Это не физическое явление.
Трудно стать неотразимой, если ты ленива.
Умных женщин мужчины отмечают, красивых – глазами “выхватывают из толпы” и только обаятельных… не забывают.
Одежда – самое простое средство раскрытия личности.
Характер – важнейшее слагаемое красоты.
Не могут быть красивыми глаза, которые ни разу не плакали.
Если девушка невероятно хороша в юности, но рассеяна и ничего не доводит до конца — красота быстро уйдет. Если же она обладает весьма скромными внешними данными, но сильным характером — очарование с годами будет возрастать.
Каждая женщина, усаживаясь за туалетный столик, становится художницей и погружается в мир искусства. Точнее – она получает шанс.
Простота — суть элегантности.
Шарм – это невидимая часть красоты, без которой никто не может быть действительно красивым.
Женское платье, как забор из колючей проволоки, должно служить своей цели, не загораживая вид.
Красота стоит того, чтобы за нее бороться.
Фантазия мужчины — лучшее оружие женщины.
Ни один человек не в состоянии заполнить вашу жизнь целиком, какие-то мысли и чувства он просто не сумеет понять. Вот здесь-то дружба и творит чудеса.
Сексапильность — это на 50% то, что у вас есть, и на 50% то, что у вас есть по мнению всех остальных.
Идеальная красота – мираж.
Я могу сказать «нет» на двенадцати языках. Для женщины этого вполне достаточно».
Архиепископ Генуи как-то пошутил, что хотя Ватикан в принципе не одобряет клонирование людей, он мог бы сделать исключение для Софи Лорен.
И ведь действительно, таких благоразумных красавиц- кинозвезд, пожалуй, еще не было.
«Если бы мне предложили сниматься в самом лучшем, в самом важном в мире фильме, который, однако, мог бы причинить хоть какой-нибудь вред моей личной жизни - супруги или матери, я бы ответила: нет уж, спасибо. Потому что кино - это кино, а жизнь - это моя жизнь», - расставила все акценты Лорен в одном из давних интервью.
Когда ее спросили, почему она выбрала Понти, Софи ответила:
«Мне необходим был отец, любовник, муж и наставник. Карло и стал для меня таким человеком. Он учит меня жизни так, что я этого не замечаю».
К девяностым годам она полностью посвятила себя семье и своим бизнес-проектам. Например, созданию оправ для очков, которые сама же и рекламировала. Вместе с Карло Понтии они стали владельцами нескольких домов в разных уголках мира в Италии, Франции, Швейцарии, Америке.
В 60 лет она продемонстрировала потрясающую фигуру в фильме «Высокая мода» в последний раз сыграв вместе со своими любимым партнером Марчелло Мастроянни. Когда в 1996 году он умер, Софи была убита горем:
 «Между нами была та общность, которую я даже близко не могу сравнить ни с одним из моих многочисленных партнеров в кино».
В 1999 году Софи Лорен была включена Американским институтом киноискусства в список двадцати пяти величайших актрис в истории кинематографа. А в 2002 году она снялась в фильме своего младшего сына  «Только между нами», исполнив роль второго плана. Софи Лорен, которая всегда была одинаково предана и публике и семье, работала с сыном с огромным удовольствием. Да и как может быть иначе, если сама Лорен уверена, что для того чтобы хорошо выглядеть, обязательно следует иметь счастливую семейную жизнь.
В 2007 году, в девяносто четыре года, умер Карло Понти. Возможно, чтобы сбросить с себя хандру семидесятидвухлетняя Софии Лорен, снялась обнажённой для известного календаря «Пирелли». Из аксессуаров на ней были лишь бриллиантовые серьги.
Софи Лорен сегодня такая же обворожительная, как и в молодые года. До сих пор её обаятельная улыбка не оставляет никого равнодушным. Актриса не скрывает возраста, с достоинством несёт прожитые годы и опыт. Она мечтает когда-нибудь сыграть в России Катюшу из «Воскресенья» и Анну Каренину. А пока у нее есть звезда на Голливудской «Аллее славы» за двухтысячным номером, дети и подрастающие внуки. Живет она по-прежнему в Швейцарии, недалеко от Женевы.
«Мне очень нравится бродить у озера, в лесу. Мне нравится тамошний образ жизни. Люди очень тихие. Мы живем там с тех пор, как у нас появились дети, — 34 года. Долгий срок!»
Последним на данный момент полнометражным фильмом, где снялась Софи Лорен, является американский мюзикл «Девять» (2009 год), за основу которого взят знаменитый фильм Федерико Феллини «Восемь с половиной». Но летом 2013 года было объявлено, что Софи Лорен снова снимется у своего сына в фильме по пьесе Жана Кокто «Человеческий голос».
Что ж, поживем – посмотрим.
А напоследок – о некоторых привычках и мыслях несравненной Софии Лорен.

Софи спит всегда строго определенное количество часов. Отправляется в постель звезда в 9 вечера, а встает в 6 утра. После пробуждения актриса делает зарядку.
Вода, по мнению Лорен, является залогом красоты. Актриса пьет много минеральной воды с добавлением дольки лимона. По утрам Софи иногда прибегает к «ледяной» процедуре: погружает лицо в холодную воду с плавающими кубиками льда и листиками мяты. Холодная вода стягивает поры, а мята тонизирует и придает коже отдохнувший вид.
В питании актриса отказалась от жареного и жирного. Лорен ест три раза в день, а в меню обеда обязательно включает пасту. Вместо сладких десертов предпочитает ананасы и раз в три месяца устраивает разгрузочные дни. В течение этого времени звезда ест только фрукты и овощи и даже отказывается от своей любимой пасты.
Молодость кожи, как известно, заключается в увлажнении. Поэтому Софи использует только увлажняющие кремы для лица и шеи и даже косметику удаляет растительным маслом, чтобы не сушить кожу вокруг глаз.
Разного рода масла актриса использует и для ухода за волосами. Она делает маски на основе оливкового масла, которое питает волосы. Однажды для роли Софи пришлось перекраситься в блондинку, но после окончания съемок она вернулась к своему цвету волос.
К переменам во внешности ради изменений в жизни актриса относится скептически:
«Старайтесь не лететь сломя голову в парикмахерскую под влиянием минутного настроения. Не делайте «химию», если сломалась стиральная машина. Не перекрашивайтесь в блондинку, если вас уволили. Когда вы успокоитесь, то пожалеете о своей поспешности, а возвращение к прежнему облику займет много времени».
Лорен воспринимает свой нынешний возраст философски:
«Женщина, тратящая свое время только на маскировку морщин, уничтожение седины и коррекцию фигуры, обречена на неудачу, потому что вернуть молодость невозможно. Обратитесь к источнику юности — это ваш разум, ваши таланты. Когда вы сумеете открыть этот источник, знайте — вы победили старость!»
Может быть, стоит попробовать хотя бы часть рецептов вечной молодости и красоты «от Софии Лорен»?