Февраль реальная мистика. 5 лет без Валеры Прокоши

Наталья Никулина
Газета "Обнинск" №17 (3915),
Культура

Февраль: реальная мистика
«Февраль. Достать чернил и плакать! // Писать о феврале навзрыд...»
Эти пастернаковские строчки с некоторых пор точно описывают чувства, которые охватывают меня с приближением февраля. Меня и многих моих друзей-поэтов.
Мы помним. Не можем не помнить. Эти февральские чернила давно превратились в кровь, а кровь — в стихи...
10 февраля 1837 года после смертельной дуэли скончался А.С.Пушкин. Поэт. Пророк. Мессия русской литературы, на которого покушались при жизни, чернили после смерти и сейчас замахиваются грубым топором невежества. (Я о попытке введения новой учебной программы по литературе без Александра Сергеевича.)
Пять лет назад 17 февраля /опять этот февраль/ 2009 года, прожив всего 49 лет, от рака лёгких скончался обнинский поэт Валерий Прокошин.
Дикорос. Поэт русской провинции. Поэт-пророк и поэт-судья. С одинаковой страстью писавший не только ярчайшие традиционные стихи, но и прозу, стихи и сказки для детей, хайку, танкетки...
Что объединяет их кроме смертоносного февраля и принадлежности к поэтическому племени? Несомненно, талант... и русский, особенно, современный язык, язык того времени, в котором творили и который они органично вводили в свои произведения, создавая иллюзию своего непосредственного присутствия здесь и сейчас.
Кому-то это сравнение покажется некорректным и даже кощунственным! Уж очень громадной представляется разница их литературного веса. Но кто из нас осмелится взвешивать талант, данный Богом? И на каких весах?
Пророческий /мистический/ дар поэта давал Валерию внутреннее знание о том, кто он и зачем находится среди нас. Недаром свой последний прижизненный сборник он назвал, на первый взгляд, слишком уж дерзко - «Между Пушкиным и Бродским» (Геликон плюс; СПб 2006).
Однако, не всё так просто, как кажется на первый взгляд.
Уверена, что нет никакого повода не доверять поэту, если он настоящий. И потому место, которое В.Прокошин определил для себя в литературе, за ним и останется.
И неважно, сколько великих имён могло бы поместиться в этом поэтическом ряду между Пушкиным и Бродским. Думаю, немалое количество. Слава богу, у нас всегда были, есть и будут рождаться великие поэты. Но они из другого поэтического ряда, из другого временного цикла, из другого временного потока. Из другой Высшей поэтической школы. Важно, что Валерий нашёл своё место в литературе. И это навсегда.
А причём здесь Пастернак? Ведь Борис Леонидович родился через 53 года после ухода Пушкина, 10 февраля (по новому стилю), как раз в день его смерти. И приведённый выше эпиграф из его стихотворения вовсе не о смерти. А как раз, наоборот — о весне, возрождении, поэзии...
Именно так. О поэзии. Она и есть — тот самый узловой момент, связывающий три имени (Пушкин, Пастернак, Прокошин) в единую цепочку. Даже внешне Валерий был чем-то неуловимо схож с Пастернаком. Он и сам то ли в шутку, то ли всерьёз утверждал это. А и впрямь: эта выпуклая губастость, это особенное высоколобие, вытянутая линия скул и нижней челюсти... Кто знает... быть может, поэтические гены передаются путём страстной любви к Слову...
Три великих имени: Пушкин, Пастернак, Бродский... Они сами по себе читаются как стихотворная строка.
А если так, то и между Пушкиным и Бродским, заменив ненадолго, (всего на 49 лет), Пастернака — появился Прокошин. Пушкин, Прокошин, Бродский... И это утверждение вполне может оказаться состоятельным... Если забыть ненадолго о мистике, а приглядеться к фактам.
Да хотя бы к годам жизни и смерти поэтов:
Пушкин — (26 мая/6 июня/ 1799 г. - 29 января/10 февраля 1837 г);
Пастернак – (29 января/10 февраля 1890 г. – 30 мая 1960 г.);
Бродский – (24 мая 1940 г. - 26 января 1996 г.);
Прокошин – (26 декабря 1959 г. - 17 февраля 2009 г.);
На схеме ней ясно видно, как даты, словно временные разъёмы, входят одна в другую, замыкая первый временной поэтический цикл русской поэзии. Май направлен своим остриём слева направо, а февраль - ему навстречу.
Можно ли объяснить одним простым совпадением присутствие числа 26 в датах сразу трёх поэтов? 26 числа родился Пушкин, умер Бродский, родился Прокошин.
Цифра 26 присутствует у всех, кроме Пастернака.
А названия месяцев? Май, январь и февраль появляются трижды в датах жизни и смерти всех четырёх поэтов. Только прокошинский декабрь выпадает из этого цикла.
Впрочем, и Пастернак, и Прокошин каждый по-своему выпадают из него.
И если бы не сдвиг календарного времени, связанный с революционными преобразованиями в советской России, и не отчаянная смелость провинциального поэта, заявившего о себе во весь голос, то, возможно, эта картина так и осталась бы вне нашего поля зрения. Эти «плавающие» даты (май-июнь, январь-февраль), словно всплывающие подсказки на дисплее компьютера, дали мне ключ к пониманию происходящего.
В январе-феврале в разные годы умерли Пушкин и Прокошин, и родился Пастернак.
В мае родились Пушкин и Бродский и умер Пастернак.
Дата смерти Пастернака оказалась связующим звеном между датами рождения Пушкина и Бродского. А Прокошин? С Валерием всё несколько сложней.
Прокошин реально успел родиться за 5 месяцев до смерти Пастернака:
Пастернак – (29 января/10 февраля 1890 г. – 30 мая 1960г.)
Прокошин – (26 декабря 1959 г. - 17 февраля 2009г.)
Таким образом, дата смерти Бродского 26 января и рождения Прокошина — 26 декабря стали неким временным порталом для того, чтобы Валерий «переместился» в пространство «между Пушкиным и Бродским». Если вы помните, у Пастернака цифры 26 в датах не было. Выходит, Валерий родился, чтобы временно заменить Пастернака?
НЕ продолжить цепочку, а заменить на время. На тот период, пока не обозначится новый временной цикл великих русских поэтов. Где первым будет равный по значимости Пушкину, а последний – Бродскому. Центр же поэтического пространства, как это было в первом цикле, останется свободным для многих. Но кто сумеет остаться в нём навсегда? Или хотя бы на время? В прошедшем цикле смогли Пастернак и Прокошин.
Но у Валерия была иная задача в поэзии, иной путь. Он «духовный сапёр» в мире распада и тьмы. А сапёры долго не живут.
С такого рода миссией приходят раз в два столетия. Не об этом ли писал Пастернак: «Не как люди, не еженедельно.//Не всегда, в столетье раза два //Я молил тебя: членораздельно // Повтори творящие слова».
Понимаю, что только даты рождения и желания автора недостаточно для того, чтобы поставить любого поэта, даже самого хорошего, в ряд великих имён. Для этого нужны веские литературные доказательства поэтического дара Прокошина. И они есть в литературных журналах «Дети Ра» (2005-2011), «Крещатик» (2006, 2008, 2011), «Новый Берег» (2006, 2008), «День и Ночь» (2006, 2009), «Новый мир» (2009), Поэтический альманах «45-я параллель» и др. (2005-2013) Правда, пока никто не провёл глубоких литературных исследований и не дал сравнительных характеристик творчества Пушкина и Прокошина, Прокошина и Бродского. Есть лишь некоторые исследования творчества самого Валерия Прокошина. Да воспоминания о нём друзей. А.Житинский (предисловие к книге В.П. «Между Пушкиным и Бродским»), А.Коровин (предисловие к книге В.П. «Не кружилась листва»), Е.Степанов («Они ушли. Они остались»), В.Чижевская, Е.Сафронова, В.Монахов, Э.Частикова и автор этой статьи писали о нём и его творчестве по разным поводам (выход сборников, антологий, вечера памяти). Начало положено. А дальше время и литературный процесс покажут, насколько моя догадка оказалась верной или напротив – несостоятельной
Остаётся надеяться, что ряд великих имён продолжится, начав отсчёт нового поэтического цикла после Бродского...
Наталья Никулина
(публикуется в сокращении, полную версию со стихами, фотками и библиографическими данными читать в поэтическом альманахе «45-я параллель»: http://45parallel.net/natalya_nikulina/ "Новый Монтень", с 21.02.)


Валера, мы помним тебя!