Послесловие к книге Олега Демченко Незабудки

Сергей Сметанин
Несколько лет назад мне довелось в течение двух месяцев прослушать классическую музыку в исполнении симфонического оркестра музыкального училища в Сургуте, затем «Волшебную флейту» Моцарта в екатеринбургской филармонии, потом в филармонии Санкт-Петербурга того же Моцарта и Чайковского. Было что с чем сравнивать.

Впечатление от последнего концерта оказалось настолько сильным, инструменты оркестра звучали настолько слаженно, что я чувствовал: в воздухе над зрительным залом формируются какие-то объёмные фигуры, невидимые глазом, но находящиеся где-то на грани физически ощутимого.

Как ни странно, это ничуть не мешало следить за содержанием музыкального произведения, сочувствовать заложенному в нем действию, наоборот, наполняло высоким чувство причастности к очень развитому, многостороннему взгляду на действительность, включая реальность за стенами. Уверен, что зал переживал это вместе со мной, потому что он разразился под занавес настоящим громом аплодисментов.
Точно так и рукопись книги стихов Олега Демченко «Незабудки (стихи о любви)» произвела на меня незабываемое впечатление. Особенно ощутимо оно на фоне стихотворных публикаций в «толстых» журналах «Новый мир»,  «Знамя, «Октябрь», «Урал», в газетах «Литературная газета», «Литературная Россия», за выпусками которых я регулярно слежу уже не первый год.
Что можно ещё сказать об этой книге?

Во-первых, это замечательные стихи о любви. Всегда осторожно относился к этой теме, зная прямо противоположные, порой взаимоисключающие подходы к ней субъективных критиков.

Любовь в лирике Олега Демченко — это целый ряд историй, признаний, рассуждений, упреков, сожалений, картин, эпизодов. Не зря говорят, что любви все возрасты покорны. Герои стихов Олега Демченко – люди разных возрастов. Автор мастерски показывает зарождающуюся любовь девочки, подростка, отношения молодых влюблённых. «Любовь зла...», говорит народная поговорка — вот вам лад и конфликты, переживаемые семейной парой, вот  чувство, которое продолжает кружить в любви уже седые головы.

В этой книге чрезвычайно музыкальные стихи. Многое ли можно сказать о музыке? Музыку надо слушать. Стихи Олега Демченко пронизаны народной страстью к мелодии и гармонии. Богатейшая созвучиями аллитерация, повторы, цезуры, составные и полнозвучные рифмы, изысканные перебои ритма к услугам слушателя.

По словам самого автора — "...в поэзии, как в музыке – одна неверно взятая нота всю песню испортит." Но в этом тексте ему удалось избежать фальшивых нот.

В каждом втором стихотворении Олега Леонтьевича происходит звуковое действие. Либо говорит, кричит, плачет кто-то из его героев, либо само стихотворение — страстный монолог, призыв к высказыванию, к ответу.

В стихах у него «поют сирены», «амуры бренчат на лире», гром у него «...поворчав...» уходит, «...как медведь», ласточки «счастливо смеются с высоты», листопад «шуршит, как глухая молва».

В лирическом стихотворении, кроме сердечного переживания, есть звуко-смысловая единица. Звуковая часть в нём не только представляет собой нечто важное, но зачастую выходит на первый план, причём является носителем дополнительного смысла, не выразимого больше ничем другим.

Разве можно чем-либо заменить звукопись, отражающую шорох, производимый остро отточенным лезвием рубанка по сухой поверхности обрабатываемой доски, как это сделано в стихах Демченко:

И рубанок шуршит: "Хороша,
хороша будет легкая лодка!"

В современной филологии широко обсуждается понятие перформатива: высказывания, равноценного поступку или действию. Звуковое представление строгания и отделения стружки, выраженное в двустишии, повторяющееся сочетание звуков «ш-р-ш», «х-р-ш», «х-р-ш», сменяемое на  «л-г-к», «л-д-к» равноценно самому звуку вкусной плотницкой операции.

Таких примеров из этой книги можно привести множество, но ими звуко-смысловая определённость поэтики Демченко не исчерпывается.

В очень многих его произведениях звучат полные драматизма речи лирических героев, захваченных порывом чувства.

Исследование книги показывает, что наслаждаться поэзией Олега Демченко, не обладая развитым слухом, всё равно, что смотреть кино с повязкой на глазах.

Современный мир для поэта, прежде всего, звучащий мир и это звучание поэт умело и точно передаёт читателю.

Лирические герои и героини Демченко не просто живут и упиваются своими переживаниями - они активны, они кричат, возмущаются, радуются друг другу, просто беседуют. И эта живая человеческая речь становится верным фоном для отраженной многообразной и яркой красоты действительности. Даже в изумительной миниатюре «Снегопад», где изображена идиллическая зимняя любовная сценка, действие происходит в момент разговора — «пока с тобой мы говорим»:

Ко мне навстречу,
дверью хлопнув,
ты выбегаешь на крыльцо —
и впопыхах целуют хлопья
разгоряченное лицо!
К тебе под шубку залетают,
пока с тобой мы говорим,
и на груди от счастья тают…
О как завидую я…
                им!

В стихах Олега Демченко поэтические образы находят самую тщательную разработку. Фигуры героев его стихотворений поражают цельностью, продуманностью необходимых аксессуаров, благодаря которым они обретают своё лирическое (реалистическое и символическое) значение.

Каждая миниатюра в сборнике тщательно взвешена, в ней, несмотря на обилие повторов, если в них есть необходимость, нет не только ни единого лишнего слова — лишнего слога!

Олег Демченко продолжает традицию классиков русской литературы. В этой книге сознанное продолжение лирического вектора Тютчева, Фета, Есенина, Рубцова. Такая традиция творчески бережного отношения к содержательной функции поэтической формы достойна писательского подражания. Подражания достойна и та боль, та мера совести и ответственности, которые поэт вкладывает в каждое стихотворение, прекрасно отдавая себе отчёт в том, в какое время он живёт. Для него любовь — не самоценная составляющая пресловутой свободы морали и пренебрежения политикой.               

Лирические герои Демченко — наши современники и современницы, хотя некоторые из них поданы под лёгким флером «ретро». Но вся отчаянная их современность просится из стихов наружу и с этим ничего не поделаешь.

Читая "Незабудки (стихи о любви)" я постоянно чувствовал, что современники удивительно похожи на его лирических героев, либо должны неизбежно переболеть всеми их чувствами, раздумьями. 

И потому я с уверенностью могу заявить о серьёзном будущем, которое ждёт Олега Демченко — большого русского поэта.   

Сергей Сметанин,

Член Союза писателей России.