101. Возрождение в любви

Гавриил Тишков
Придёт пора...

Наступит миг  –  земля кругом воскреснет,
Настанет день  –  всё снова расцветёт,
И вспомнит мир все истинные песни,
И кто любил  –  в любви и оживёт!
















ПРИМЕЧАНИЕ_

Весьма долго (и почти безуспешно относительно окончательных изменений) пытался доработать, учитывая, что это не строфа, а миниатюра. По ходу видел, что утрачивает образность и постоянство начальной цезуры, имели место и новые маловыраженные словослияния, смысловые двойственности...

Приоткрываю дверцу в несколько потаённую творческую лабораторию:

1) Настанет миг  –  и всё вокруг воскреснет
И юный день, как прежде, расцветёт
И вспомнит мир все истинные песни,
Кто смел любить  –  в любви и оживёт!


2) Настанет миг и скажет он: "Воскресни!"
И воссияет новый (дивный) небосвод
И вспомнятся все истинные песни
И любящий любовью оживёт


3) И день придёт, и скажет Он: "Воскресни!"
И воссияет чистый небосвод.
И вспомнит мир все истинные песни,
Кто смел любить  –  в любви и оживёт!


4) Однажды Небо скажет нам: "Воскресни!"
И улыбнётся (летний) вешний небосвод.
И вспомнит сердце истинные песни,
И любящий - Любовью оживёт!

{И вся земля любовью оживёт!}


5) И прозвучит сияюще: "Воскресни!"
И улыбнётся юный небосвод,
И вспомнит сердце истинные песни,
И всё вокруг Любовью оживёт!

6) Однажды Небо скажет нам: "Воскресни!"
Настанет день  –  всё снова расцветёт,
И вспомнит мир все истинные песни,
И кто любил  –  в любви и оживёт!


Вернулся к почти первоначальному варианту:


7) Наступит миг  –  и прозвучит: "Воскресни!"
Настанет день  –  (всё снова] расцветёт,
И вспомнит мир все истинные песни,
И кто любил  –  в любви и оживёт!

http://www.stihi.ru/rec.html?2015/03/22/10131






…К рифмам и размерам нет претензий, 

Это нужно уметь слышать и понимать. Не всем это дано, а кому дано, как правило, не сразу. Да и как иначе? Ведь в ином случае писать хорошо было бы очень простым делом. Для того, чтобы Вы поняли технику, объяснил довольно подробно. Когда пишу, то не думаю об этом, просто чувствую. Но Вы-то, Маша не совсем чувствуете, раз предлагаете такие варианты. Или, скорее, чувствуете, но по-другому. И тут самое время вспомнить, что кроме вольно субъективного есть и объективное в поэзии. Иначе не было бы отличия классической поэзии от дилетантской. Вы не дилетант, поэтому и общаюсь с Вами на соответствующем уровне.

.


Гавриил Тишков   29.05.2017 15:01   Заявить о нарушении / Удалить

Дорогая Мария, толковых словарь Ожегова-Шведовой говорит нам, что "дилетант это тот, кто занимается наукой или искусством без специальной профессиональной подготовки (обычно не обладая углублёнными знаниями)". Однако подготовка бывает разная. У Вас она есть, на мой взгляд, и не малая, хотя и своеобразная. Конечно, в чём-то Вы дилетант. Не подкованы в теории. Но ведь есть и интуитивное сверхзнание. Ему в вузах и академиях не учат. И по плодам видно, что Вам это сверхзнание помогает, ведёт Вас некой канвой. И для меня, Мария, творчество это нечто метафизическое, иррациональное, над-логическое. Однако помощь технических анализаторов не считаю кощунственной ни в коей степени, если она (эта помощь) выверена, имеет меру, не подменяет собой вдохновение, служит лишь инструментом познания и огранки. Здесь нет богохульства ни на йоту. А дикарский страх, боязнь прикоснуться к табуированому знанию техники стиха  неуместны и даже вредны. Свобода? Бесконечная свобода? Да, она есть. В божественных мирах. Но в мире земном, чтобы научиться мало-мальски свободному танцу балерина должна натереть много кровавых мозолей, получить много синяков, проливая слёзы и пот. Цветы поэзии разнообразны, но они не пластмассовые во многих десятках (сотнях) тысяч своих проявлений. И их красота нужна нам для духовного питания, а иногда и для научения поэтического. Кстати, Вы правы научить человека писать то, что является высокой поэзией обычно  нельзя, но помочь поэту родиться можно. Можно и помочь человеку огранить свой талант. Но мало кто из людей-учителей на это способен. Ведь меряют, как правило по себе, всё по тому же прокрустовому ложу, которое, может быть, и помнИлось Вам в технических  маркерах, которыми я с Вами довольно подробно поделился. Наверно, и это Вам надлежало услышать по божественному плану Вашего пути. И в математике есть небесная красота поэзии. Нужно только её увидеть. А Бродский учился. Много.

С теплом сердца.


Нет, я дилетант и пишу от сохи, и в этом нахожу полное удовлетворение.
Я понимаю Вас и уважаю ваше мнение.
Но для меня творчество - это нечто метафизическое, в этом процессе для меня главное чувство, моё собственное ощущение, наитие. Я категорически против такого технического отношения к этому высокому процессу.
Это молитва, медитация, разговор с Богом и со своей душой. В нем нет правил и техник. В нем только свобода.
Каждое цветок неповторим и уникален, у кого то кривой стебелёк, у кого то оторван листок, или сильно загнут цветок и наполовину съеден... И только пластмассовые цветы сделаны все как один... Это философия творческого процесса, он должен быть живым, с болью и печалью, восторгом и радостью, жизнью и смертью...

Примерно вот что я об этом всём думаю)
Думаю, что и стихи писать научить человека нельзя. Как и рисовать или снимать кино.. Настоящее искусство всегда от сохи, это факт.
Бродский не учился на поэта, он родился с этим внутри. И именно это самое ценное.

С уважением и расположением.
Интересный разговор!)




Рецензия на «Звучала музыка» (Татьяна Владимировная)

Уважаемая Татьяна, здравствуйте.

(Обращаюсь к Вам по имени, потому что в своём резюме Вы не указываете, какая форма обращения Вам более импонирует, а в Вашем ник-нейме вторая его часть несколько непонятна по своему звучанию: то ли это необычная фамилия, то ли ошибка в отчестве.)

Однако поскольку в Вашем резюме Вы упоминаете такие присущие Вам качества как ум, упорство и терпение, а также по Вашим словам приветствуете меня на Вашей страничке и даже, более того, рады меня видеть, то взывая к Вашему уму и радушию, прошу Вашего позволения указать Вам на Ваши ошибки в Вашем стихотворении "Тебе" http://www.stihi.ru/2017/05/28/1392. Вы же не хотите, чтобы Ваше стихотворение было украшено разнообразными грамматическими, речевыми и иными ошибками? Такая умная девушка, которой Вы являетесь, просто обязана их исправить.

Также позвольте сохранить прежнюю рецензию:

Здравствуйте, Татьяна.

Спасибо за посещение моей страницы.
Критика (почти любая, тем более по делу и корректная) - хлеб для учащегося исскуству. Поэтому, пожалуйста, примите критику в отношении данной миниатюры.

Вопросы:

"Сплетались ноты в ля минор,
Звучала музыка неспешно
И струн гитарных перебор
Касались струн души так нежно."

(из-за того, что не достаёт знака препинания, получается синтаксическая нестыковка: "перебор гитарных струн касалИСЬ струн души" - явная синтаксическая ошибка) Однако исправить легче лёгкого:

Касался струн души так нежно.

Или (но этот вариант несколько слабее) знаками:

Сплетались ноты в ля минор,
Звучала музыка неспешно
И струн гитарных перебор…
Касались струн души так нежно."

.

В минорных звуках [обнажа] - это "неологизированная" словоформа немного не звучит [аб нажа] [об ножа]
[Себя всю в этой] грустной пьесе. [себЯфсю] (либо при паузе [фсювЭтай]) - "вилка" метро-ритмический сбой.

Легко исправить, например:

Себя в прекрасно-грустной пьесе.

(http://www.stihi.ru/2017/05/30/2591 - здесь тоже есть метрический и ритмические сбои. Но у начинающих стихотворцев они сплошь и рядом, так что всё нормально.)

Не хотелось бы, чтобы после моей критики Вы обиделись и не заглянули ко мне снова. Ну а если откликнитесь, то уж совсем меня порадуете )

С уважением и теплом.

Гавриил Тишков   31.05.2017 14:40 

Рецензия на «Пугачёвщина» (Сергей Чудов)

Здравствуйте, уважаемый Сергей.

Вероятно, Вы работаете над стихами, стараетесь их шлифовать. Я это понял из Вашей ответной рецензионной реплики, когда знакомился с творчеством другого автора.

Ну почему бы тогда и здесь не исправить метрические огрехи, например, перестановкой или заменой:

О'ни ищут то, чего и нет...
Ищут то' они, чего и нет... (Предлагаемый мной вариант тоже не сверхзамечателен, но всё же несколько лучше)

КОгда сердце к сердцу тихо клонится,
Если сердце к сердцу тихо клонится,

Все три стихотворения, что прочёл на Вашей странице имеют огрехи формы. (Говорю не только о сбоях стихотворного размера. Однако данное - плюсую авансом.) На мой взгляд, рецепт Вашего поэтического усовершенствования может быть таков: 1) создаёте большую подборку из сотен Вашех стихов, как отдельное стихотворений; 2) составляете для себя список видов нежелательных огрехов, ошибок; 3) проходите по подборке и отмечаете разнообразными значками, например скобками и их комбинациями [{<()>}] разные виды слабостей стиха; 4) копируете (старый вариант пригодится для дальнейшей работы с огрехами) подборку и отсекаете (убираете) в этой копии всё, что пока не исправлено; 5) Это на Вашей странице и можно оставлять на первых позициях для преимущественного чтения; 6) параллельно читаете (или прослушиваете аудио) качественную поэзию (классика, современники), о критериях отбора которой тоже неплохо будет Вам подробно подумать.

Если заинтересует, могу минимально (но достаточно) помочь советом.

С уважением.

31.05.2017 07:25

Вот ответ Сергея на мою рецензию:

©

Гавриил! Не хочу, чтобы Вы обиделись на мой ответ, но Ваши замечания по "огрехам" (что Вы привели) мне кажутся несущественными. Есть, ведь, личная переписка на Стихире - напишите нормальный разбор стиха, где, что нарушено.
Сбои небольшие (и большие) есть у всех великих поэтов: сам русский язык не даёт возможности 100% соблюдения норм. Думаю, Вам это известно.
Ваша поэзия не впечатлила. Нет интересных ПОЭТИЧЕСКИХ НАХОДОК... Штампы, повторения общеизвестных мыслей (нет "изюминок" ни мыслей, ни рифм, ни...))
1. Прекрасный берег
Гавриил Тишков
ФЕОЛЕНТ*

Здесь просторны яшмовые пляжи,
Словно струны арфы… плоть скалы'.
Глыбы - сверху кажутся малы,
Люди как песчинки. Странно даже,

Что уже вот-вот спущусь с горы
В эту сказку жизни неземную –
Сны цикадно-песенной жары
Принесу в прохладу озорную.
......................
http://www.stihi.ru/2013/07/31/2926

В этом стихе можно сломать язык сразу, в самом начале. (Одни согласные))
"пляжи" - "даже" я бы в жизни не стал ставить такую слабую рифму, вот она как раз для начинающих. (УЖ, ДАЖЕ...))
2). Первый катрен = разорвана фраза, и поэтому уже плохо. Явное отсутствие мастерства.
3). Почему "прохлада ОЗОРНАЯ??..." Для рифмы?
4). Сравнение пляжей со струнами арфы неудачно, потому что арфа явно "не просторна", а это получается по смыслу первого предложения.
И т.д., и т.п.
----------------------------

32... Примирение неизбежно
Гавриил Тишков

Забудь вражду. Ты – бренный человек.
Сокрыть себя от истины не властен,
Хоть над тобою пел железный век
Песнь битвы, столь жестоко безучастен.

И что же нам делить, забвенный брат?
.....................

http://www.stihi.ru/2013/09/09/5788

С такой лексикой 19-го века сейчас писать смешно. У Вас нет своего языка.

"забвенный брат"... "бренный человек"... "вселенское молчанье"
................................

С уважением,
кстати, после "с уважением" ставится не точка, как у Вас, а запятая, потому что дальше по логике следует имя...))

Сергей Чудов 31.05.2017 09:58

Дополнение к рецензии.

Сергей, возможно, Вас в Вашем встречном разборе в некоторой мере питали обида, гнев. (Хотя обижаться-то и гневаться, в сущности не на что.) Заметил, что некоторые из моих произведений, вероятно, Вы читали второпях (это видно по времени Ваших прочтений в списке читателей моей страницы: http://archive.li/jMKDg), и если моё предположение о том, что Вами отчасти владели негативные эмоции, верно, то это вполне могло также ухудшить Ваше внимание и способности к логическому мышлению. Отсюда и могут проистекать Ваши ошибки рассмотрения моих текстов. Именно поэтому Ваша ответная "критика" получилась несколько сумбурной и в значительной степени несостоятельной. Это легко Вам показать. Да Вы и сами, ежели неторопливо, внимательно и беспристрастно рассмотрите наш "диалог", возьмёте много полезного для себя. Я Вам скорее товарищ, нежели кто-то другой. Спасибо за ответную реплику и критику. С уважением.
(А насчёт "точки"… по желанию: точка, многоточие, восклицательный знак, ничего, запятая, скобка-смайл-улыбка: http://www.stihi.ru/rec.html?2017/05/31/4904, http://www.stihi.ru/rec.html?2017/05/31/4822, http://www.stihi.ru/rec.html?2016/12/15/6855, http://www.stihi.ru/rec.html?2017/05/31/4819, http://www.stihi.ru/rec.html?2017/05/31/4807, http://www.stihi.ru/rec.html?2017/05/31/4787)

Гавриил Тишков   31.05.2017 13:15