Пантеон школьных богов

Александра Китляйн
Пантеон школьных богов
                (для 5-6 классов)

                Действующие лица:
Школьный Бог – главный Бог Пантеона школьных богов.
Образованна – жена Школьного Бога
Бог Всех Наук – первый помощник Школьного Бога
Заумник – сын Школьного Бога и Образованны, мальчик 10 - 11 лет, очень начитанный и любознательный ребёнок, обладает литературным талантом.
Свита Образованны: Фихизима, Физкультита, Алгеометра, Словита, Искусствита.
Друзья Заумника: Словарисик, Кубасик, Циркулясик, Глобасик, все мальчики примерно его возраста.
Двоешник – отрицательный герой, мальчик соответствующего возраста.
Хулиган – отрицательный герой, мальчик соответствующего возраста.
Ведущий даёт пояснения зрителям
Зеркальце (Невидимая роль. Только голос)
Лениванна (Из зелёной материи изготовить силуэт девочки, на липучках)


                Живая афиша

Ведущий(Герои выходят, становятся полукругом, ведущий подходит и представляет их, по желанию, можно придумать несколько движений каждого героя):

- А вот и я. Сейчас я представлю вам наших героев. И начнём с самых маленьких – ведь в нашем государстве все приоритеты отданы им, детям.
Перед вами самый главный герой.( Показывает рукой) Заумник- чрезвычайно одарённый ребёнок,
для которого игра и учёба одно и то же. Он, сын Школьного Бога и Школьной богини Образованны, удивительно способный ребёнок. А это его друзья: 
 - Циркулясик(Крутит его за бубочку на голове).Догадались , почему у него такое имя? Кубасик(Показывает на кубы на голове и теле Кубасика).Правильно – от слова куб. Словарисик(берёт руками за плечи) - значит, маленький словарик, который превратится со временем в настоящий большой словарь. Глобасик – от слова глобус.
А теперь перейдём к самым взрослым героям. Перед вами Школьный Бог, большой, лохматый от раскрывшихся книг, из которых состоит его одежда, умный, серьёзный, в очках. В отсутствие детей и учителей проверяет классные журналы, легко перевоспитывает лентяев и хулиганов, от старости иногда путает «мысли вслух», которые нашиты на его одежду. Его жена Образованна,  стройная,  грациозная, бледная, носит красивые светлые одежды в романтическом стиле, сшитые из бумаги, уверена в том, что она самая добрая и умная женщина.
 Рядом с ней её свита, богини : Фихизима,  Физкультита, Алгеометра, Искусствита. Они помогают ей развивать детей.
Как все самые обыкновенные женщины Образованна считает, что мужем нужно немного руководить, а не то его увлечённость заведёт его далеко и невозможно будет ничего поправить. Бог Всех Наук – друг и помощник Школьного Бога.
Все уходят . Остаются Ш. Б. и О.
(Далее Ведущий объявляет начало действий и место, где они происходят).

Первое действие
Всё действие происходит в тронном зале
(посредине зала трон, по сторонам стулья)

1 явление
(Тронный зал пантеона)

Ш. Б.(Говорит терпеливо и назидательно):
- Как все женщины, ты считаешь, что главное для ребёнка – воспитание сердца, доброты, сочувствия, милосердия.
О.( Волнуется, ходит туда, сюда):
- О! Не была бы я Образованна, если бы думала только так! Но я не хочу, чтобы мой сын Заумник знал только математику и естественные науки, этакий узко умный мальчик. (Показывает, сближая ладони, какой «узкий»)Пусть он будет всесторонне развитым ребёнком!
Ш.Б.( С уважением и любовью):
- Дорогая! Ты же знаешь, что я предпочитаю математику и статистику, астрономию, химию и физику, но кому, как ни тебе знать, какое у меня нежное сердце(прикладывает к сердцу руку), и как я ценю умные мысли. (Показывает на свою одежду, на которой нашиты раскрытые мысли вслух.)
О.(Машет головой в знак согласия):
- Но если бы иногда ты рисовал или пел, декламировал или сочинял стихи, как бы ты был прекрасен!
Ш. Б.(Обиженно):
- А я не прекрасен?!
О.(Торопливо):
- Прекрасен! Безусловно прекрасен!(с хитрецой)Вот и я хочу, чтобы сын был достоин такого отца!
Ш. Б.:
- А что ты хочешь добавить к его образованию?
О.:
- Добавить… словесности, музыки, живописи!
Ш. Б.:
Ах, делай, что хочешь. Но ребёнок и так знает половину языков Земного Шара и читает каждый день по три книги. Это даже для меня много. Ну, всё, пойду, поправлю свои «мысли вслух».(уходит)
О.(Зрителям):
- Вот так - то лучше! Ах! Как мы, женщины, умело управляем мужьями! Ах! Как они милы и уступчивы, когда любят нас! (уходит)


2 явление
О.(одна, к зрителям):
- Скажу по секрету! Здесь, на крыше школы, на нашем «Олимпе», есть много чудесного. Вот моё любимое зеркальце! (показывает зрителям волшебное зеркальце)
                Вот и зеркальце моё.
                Каково твоё житьё?
                Расскажи, на свете есть
                Где-нибудь в краю далёком
                Ум такой, как мой, глубокий?
Зеркальце:
Побывало я везде
Нет разумней вас нигде.
Нет умнее головы.
Это вы и только вы!

О.(Кокетливо и радостно):
Я немного нескромна!
                Но признаюсь лично:
                Что программу я  всегда
                Знаю на отлично!

Зеркальце:
- И заслуженно!
О.( Уходит с зеркальцем, смотрясь в него и гордясь собою): Вот и сын весь в меня!

3 явление

Ш.Б. (Школьный Бог входит в ту же комнату):
- Ну, давай, помоги мне поправить мои « мысли вслух».
Б.В.Н.(Бог Всех Наук идёт за ним):
- Сейчас, Ваше Величество. Сядьте, иначе мне не разобраться!
Ш. Б. :
- Вот, смотри, что такое? Здесь что - то не так. Смотрите, смотрите.
«Повторение – царица наук».
Что- то знакомое, но не то.
Б.В.Н.:
- А это что? «Математика – мать ученья». Вот  опять вы быстро бегали и всё перепуталось. А, догадался! Всё наоборот:
«Повторенье – мать ученья»
«Математика – царица наук!»
Ш. Б.(разворачивает бумажные надписи на рукавах): А это что? «Книга – от ума», «Горе – источник знаний».В этом что - то есть. Случается, что новые мысли рождаются от того, что кто – то перепутает местами слова.( поднимает указательный палец в подтверждение ) Есть мысль, но какая-то странная. Да?
Б.В. Н.(всплескивает ручками):
- Ах, Ваше Величество! Здесь снова простая перестановка: «Книга – источник знаний», «Горе от ума».
Ш. Б.:
- Слава Богу! Ну, спасибо! Всё, всё. Спасибо за помощь. Прекрасная ясность – вот главное, что нужно в школьном образовании. И чтобы никакой двусмысленности, особенно в младшем школьном возрасте. Ну, да ладно. Здесь (показывает на голову) всё должно быть тоже предельно ясно, а для этого надо читать, читать и читать. Пойду, почитаю. (Уходит)
Б. В. Н. (остаётся один, говорит зрителям очень доверительно):
- Это ещё ничего Вчера три часа разбирался с фразами:
«Любишь кататься – соловья баснями не кормят»
«У семи нянек журавль в небе»
«Гусь свинье не волк - люби и саночки возить»
«Не имей сто рублей, лучше синица в руке»
«Труд портит лень»
Пойду, почитаю фразеологический словарь да школьные энциклопедии, чтобы в случае чего прийти Школьному Богу на помощь!


Второе действие
(происходит тоже в тронном зале)

1 явление
(Заумник, потом входят   его друзья)

Заумник(Вбегает, взволнованно зовёт):
- Ко мне, мои умные друзья, поиграем?
Кубасик(С увлечением и энтузиазмом откликается на призыв):
- Предлагаю кубик Рубика! Его изобрёл один бакинский студент, который теперь уже стал профессором. Это занятие нашло поклонников во всём мире.
Заумник:
- Я ещё не играл в такую игру. Покажи.
(Кубасик собирает одну сторону. Все смотрят, остановившись в центре комнаты, но так, чтобы действующего в данный момент героя, видели зрители)
Заумник:
- А теперь я!(Быстро собирает вторую сторону).
Кубасик:(С восхищением)
- Уже научился?
Заумник:
- Это несложно!
Словарисик:
- А я предлагаю заняться переводом со старинного языка на современный. Вот вам рассказ: «Бондарь, бортник и шорник сидели около пожега. Шорник был хороший бахарь.  А бондарю и бортнику оставалось внимать».
Циркулясик(Смеётся):
- Это значит так: три касательные у одного круга. Две пересекаются. А одна – нет! Индивидуалистка!
Глобасик( Тоже смеясь, шутя):
- Нет. Это три моря вокруг континента. Два холодных, а одно тёплое.
Заумник:
- Здорово перевели!
Словарисик: Каждый по своему уму. Да не так! Вот послушайте перевод: « Бондарь – это мастер по изготовлению деревянных кадок. Бортник – это сборщик мёда диких пчёл, а шорник шьёт упряжь. Вот. Они снедали (то есть ели) около пожега( то есть костра).Шорник был лучший рассказчик, а двум другим приходилось внимать - его слушать. Всё просто. Надо  читать словари. Тут устаревшие слова.
Циркулясик:
- Как это я не догадался?
Глобасик: ( показывает на Словарисика)
- А я – то почему не догадался. Вот же  у него на одежде  всё есть.
Словарисик:
- Всё, всё я держу в моей памяти. Читайте, и будете понимать язык любой эпохи.

Входит Образованна

2 явление

О.(Берёт за плечо, заглядывает в глаза):
- Как твои занятия, сыночек?
Заумник:
- Сегодня много занимался математикой и решил пять нерешаемых задач.
О.(Гладит сына по голове):
- Умница моя! Но не забывай про языки и искусства.
Заумник:
Я также сочинил сказку, в которой есть мифологемы и прочитал «Повести Белкина» А. С. Пушкина.
О.:
- Я так хочу слышать твою сказку! Присядьте-ка все. (Все усаживаются)

Заумник читает сказку про Лениванну:
 - сказка, а, может, быль для нашего Пантеона  «Лениванна»

Эту историю, а, может, сказку мне рассказала няня, когда я был ещё маленьким. Я вспомнил и записал её недавно.
       С давних времён Лениванна жила недалеко от Пантеона школьных богов, располагавшегося на крыше школы. Обычно она заползала под стреху и не выглядывала оттуда. Но ей необходима была для пропитания чужая лень. Она пробиралась в школу, пряталась в тёмных углах классов и начинала зевать. От её зевоты, как от микробов, ленью заражались дети. Если они поддавались её влиянию, то урок не получался вообще, класс погружался в сонное бездумье, и учитель ничего не мог сделать.
Находились устойчивые к её влиянию дети, но много было и ослабленных, которые ещё не живут  по закону трудолюбия. Если Лениванна обнаруживала ученика, полностью поддавшегося заражению, она заползала к нему на спину и сидела, наслаждаясь чужой ленью, как кошка теплом.
     Победить Лениванну мог только Школьный Бог: у него был сильнейший иммунитет против лени. И если кто попадал в её сети, того мог спасти только он.  Школьный Бог, победив Лениванну, прятал её в коробку, которую заклеивал скотчем и оборачивал фольгой, чтобы никакие микробы не могли проникнуть наружу. Но находились хулиганы, которые из любопытства спасали Лениванну, и тогда Школьному Богу нужно было снова начинать с ней борьбу. Помощницей Школьному Богу является Его жена Образованна. Она ввела в программу специальный курс для выработки у детей сопротивляемости к влиянию Лениванны. Но, как всегда, не все дети осваивают его достаточно глубоко, потому что многие доверчивы и неопытны, а у некоторых не хватает силы воли.   Совсем недавно Лениванну обнаружили в библиотеке, и вот опять появилась опасность заражения детей. Необходимо повысить общую сопротивляемость лени и, если даже мы не обнаружим её, то она сама убежит оттуда, где школьники и все работники много трудятся.
О.:
- Замечательная поучительная история. Может быть, кому-т о она покажется сказкой, а на самом деле всё это правда. Много лет мы враждуем с Лениванной, но, несмотря на лень, она такая хитрюга!
Чтобы её напугать давайте вместе споём песенку – заклинание.
Все поют:
                Лень, Ленивица, Лентяйка,
                Лениванна,
                Уползай-ка, убегай-ка,
                Лениванна.
                Чтобы не было дорог
                Для её болезни,
                Спрячь её, Школьный Бог,
                За замок железный!
(Дети разбегаются из комнаты, прощаясь с Образованной. Потом и она, взяв за руку Заумника, выходит из зала со словами):
- Переменка закончилась. Пойдём, займёмся делом.


Третье действие
1 явление

Ведущий: Иногда Школьный Бог, накрутившись по школьным делам, так уставал, что засыпал на троне. Вот смотрите!
(С книгой в руках и очками на носу входит Школьный Бог, однако через минуту спит в кресле,  входит Заумник.)

Заумник(по – сыновьи, фамильярно) :
- Ваше Школьное Величество! У меня к вам вопрос: Кто такие хулиганы и зачем они вообще?
Ш. Б.(сонно и монотонно): Есть такие среди школьников. Хулиганство – это временная детская болезнь, как корь или краснуха. Переболев ею, все превращаются в ручных и кротких парней, а потом во взрослых умных дядей и пап!
Заумник:
- А, так ты тоже был хулиганом?
Школьный Бог. (Задумался, через некоторое время, не сразу, ответил)
- Я не помню. Может, и был!
Заумник:
- Мне тоже надо попробовать быть хулиганом!
Школьный Бог.
- Только попробуй! (погрозил сыну кулаком)
Заумник:
- Но если ребята становятся хулиганам, значит, это интересно!
Ш. Б.( окончательно, стряхнув сон):
- А я точно знаю, что ничего интересного в этом нет.
Заумник:
- Учту. (В сторону) И всё- таки хотел бы я встретиться с настоящим хулиганом!

2 явление
В коридоре школы
Ведущий:
После разговора с отцом, то есть Школьным Богом, Заумник на другой день пошёл искать хулигана в коридорах школы во время уроков. Вот- вот он крадётся от двери к двери. Впереди Заумника так же тихо крадётся хулиган( лохматый в небрежной одежде, с рогаткой или игрушечным пистолетом в руке) и, открыв классы, кричит…
Хулиган: «Ку-ку, ку-ку!»
Заумник:
- Ты хулиган?
Хулиган:
- Че-е-го?
Заумник:
- Ты хулиган?
Хулиган:
- А чо сразу-то? Я чо сделал-то?
Заумник:
- Слушай, я так хотел встретиться с хулиганом!
Хулиган:
- Драться хочешь?
Заумник:
- Нет. Хочу поговорить. Пойдём вон туда, посидим. Мне это вот как нужно! (Показывает -  по шейку)
Хулиган:
- (снисходительно) Пожалуйста!
Заумник: Расскажи, как ты хулиганишь? Как ты это делаешь?
Хулиган:
- Я ничего не делаю. А потом всё само выходит. Сижу на уроке, например, все так упали…пишут, пишут…, пишут, а я сижу, смотрю, мне смешно…(пишут произносит всё более хриплым и громким голосом)
Заумник:
- Почему смешно?
Хулилиган:
- Смешно, как они все стараются, как будто, если они этого не напишут,  что-нибудь произойдёт?
Заумник:
- А разве нет?
Хулиган:
- Конечно, нет. Даже погода не изменится.
Заумник:
- Вот как! (Про себя: «Хм») А ещё что тебе смешно?.
Хулиган:
- Вчера была хохма! (гримасничает) Поймал я соседского котёнка, такого, ( показывает руками лапки-царапки)«Мяу-мяу, мяу!»
Привязал ему к хвосту три пустых жестяных банки и пустил с пятого этажа. Котёнок бежит, банки гремят, все двери пооткрывали, орут на меня. А бабка, чей котёнок, надрывается: «Фулиган проклятущий! ( это на меня) Ирод ты и есть ирод! Ой, сердце схватило!» - Бряк, и лежит. А мне кайф!»
Заумник:
- Как кайф? Бабушке же плохо?:
Хулиган:
- А мне  – то что! Не мне же. Вот если бы мне, тогда другое дело. А ей пусть!
Заумник:
- Ну, ты ( от волнения и возмущения заикается) Ты и правда хулиган. Откуда ты такой?
Хулиган:
- Я и сам не знаю. Не люблю я делать то, что все делают. И, вообще, не люблю что – нибудь делать! Вот я с урока отпросился, хожу тут, а они сидят, парятся. Балдею я(и ещё громче , на ухо ему) Балдею!
Заумник:
- Ну, это же глупо. Ты что обыкновенный дурак и бездельник? А я - то думал!
Хулиган (обиженно)
Да, ну тебя! Заумник  какой! (Уходит, показав на прощание язык всему залу)
Заумник:
-Вот они какие хулиганы!  Надо их лечить!

3 явление

В библиотеке
(Помощники просто выносят трон и тронный зал превращают в библиотеку, ставя стеллаж с книгами(можно рисованный) и внеся стол и стул для библиотекаря)

Ведущий:
Заумник утром пробрался в школьную библиотеку и застал там  странного неумытого, изрисованного ручкой, небрежного  мальчишку (это Двоешник), который открывал и закрывал книги и ручкой рисовал на помещённых в них портретах усы, рожки и т. д.
Нарисует. Отложит в сторону. И другую берёт.
Заумник:
- Здравствуйте.  А где библиотекарь?
Двоешник: Я новый библиотекарь (продолжает портить книги).Я новый , а не старый. У меня руки новые, глаза новые, голова новая. А ты? Знаю! Знаю! Ты старенький Зубрилка, пришёл книжечки читать, глазками буквочки кушать, кушать… В голову знания складывать. Ха-ха-ха-ха!
Заумник: (зрителям) Какой странный библиотекарь! Ну, да ладно! Разберёмся. Странный не всегда плохой.
(Обращается к Двоешнику):
- Скажите, а есть у вас энциклопедия чудес?
Двоешник:
- А такая бывает?
Заумник:
- Ещё как бывает! Я без неё просто не могу жить. Читаешь, и сам начинаешь делать чудеса.
Двоешник:
- А какие такие чудеса? Никаких чудес на свете нету!
Заумник: (про себя) Нет, это не библиотекарь, а какой-то незнайка!
Вслух продолжает:
- Из неё можно узнать, как растут и ходят деревья, как устроен Земной Шар, почему идут цветные дожди.
Двоешник:
- А ты мне расскажи об этом.
Заумник:
- Если честно, нет у меня времени, прочитайте сами.
Двоешник:
- Вот ещё! Я читать не люблю, это не интересно!
Заумник:
- А что это вы тут с книжками делали?
Двоешник:
- А вот что.
(Показывает изуродованные портреты)
Заумник:
- Зачем вы это сделали?
Двоешник:
- Хохма такая! Открывает Зубрилка книжку, а там мои рисунки, у него лицо такое делается, как редька!( делает соответствующую рожицу)
Заумник( в сторону) Понятно! Глупулюс – дуракус с больной головой! Как это я не догадался? Тебе срочно нужна помощь Школьного Бога.
Двоешник:
- Ой, боюсь Школьного Бога!
Заумник:
- Школьный Бог, иди сюда!
Школьный Бог медленно входит в помещение библиотеки( в руках у него коробочка для Лениванны):
- Что? Беда! Беда! Беда?
Заумник:
- Вот! Двоешник! Глупулюс – Дуракус в чистом виде.
Школьный Бог:
- Что, болезнь так запущена?
Заумник:
- Без тебя не обойтись!
Школьный Бог:
- Посмотрим. (Снимает с мальчишки пиджак и обнаруживает на спине у него Лениваннну. Это такая зелёная матерчатая штука на липучках, по форме силуэт девочки. Отдирает её и прячет в коробку. Хорошо,  если кто – нибудь озвучит писк Лениванны.)  Вот теперь всё в порядке. Как вовремя ты её обнаружил, а то она бы наделала много пакостей школьникам.
Вбегает Хулиган. Увидев столько народу, показывает язык, кривляется.
Школьный Бог:
- Эт-то что такое?
Заумник:
-  А это Хулиган, по-моему, дурак обыкновенный! А как таких лечить?
Школьный Бог: Есть у меня один способ. Вызвать родителей ко мне. Посмотрю-ка его родословную.
   Не позорит ли этот юный отрок своих уважаемых родителей?
Хулиган: Не надо родителей. Я сам исправлюсь. Стыдно перед папой и мамой!

Четвёртое действие
1 явление

Ведущий: Образованна входит в комнату со своей свитой придворных дам. В диалог вступают богини Алгеометра, Искусствита, Словита, Фихизима,
Физкультита.
(Все они с коронами на головах, в длинных платьях. Возможно на короне соответствующая надпись)
О.:
- Проходите, проходите сюда, мои подруги, моя учёная свита! Я слышу, что Школьный Бог снова победил Лениванну. Как хороши теперь будут дела в нашей школе! Зовите всех сюда!
Заумник( кричит): Сюда, друзья мои!
Вбегают и распределяются по сцене Глобасик, Словарисик и др. друзья Заумника

Преображённый Двоешник и напуганный Хулиган во все глаза смотрят на Школьного Бога и богинь.
Алгеометра:
- Я, Алгеометра, научу вас мыслить быстро и точно, вести счёт всему на свете. Без моих наук. Как без рук: дом не построить, дорогу не соорудить воды не достать,  в космос не полететь.
Искусствита: А я Искусствита – покровительница искусств. Я смогу разбудить вашу фантазию, ваше воображение, я поведу вас в мир прекрасного, где пробуждаются лучшие чувства, я подарю вам прекрасные мечты и мысли.
Словита:
- А я, Словита. Я помогу овладеть смыслом слов и тайнами наречий. Научу вас слышать и видеть слова, из которых образуются смыслы и законы.
Фихизима:
- Я, Фихизима . Со мной постигнете  тайны невидимого и видимого в этом мире, чудеса откроют вам  все секреты.
Физкультита:
- А я, Физкультита, научу вас  быть сильными  и ловкими, помогу стать крепкими и выносливыми. Пойдёмте  с нами.
О.:
- Пойдёмте  с нами в страну Знаний.
Хулиган :
- А я один остался.
Заумник:
- Иди сюда! С нами ты научишься любить науки и людей, ценить дружбу и перестанешь хулиганить.
Школьный Бог:
- И самое главное я скажу в своих мыслях вслух:
«Жизнь прожить – не поле перейти»
«Делу – время, потехе – час»
«Любишь кататься – люби и саночки возить»
«Труд – залог здоровья»
«Чистота кормит, а лень портит»
Фу ты наоборот :
«Чистота – залог здоровья»
«Труд кормит, а лень портит»
А кто из вас помнит заклинание от Лениванны?
Все хором: Все!
Все берутся за руки и поют песенку – заклинание от Лениванны.

Ведущий:
- А теперь и вы, учащиеся этой школы избавились от Лениванны, и она не помешает вам учиться на хорошо и отлично!

                Конец