Март

Лариса Ищенко2
Соавторство с Ириной Богдановой Хг


Картинам природы посвящали произведения многие поэты, композиторы, художники.

Слушаем музыку. Чайковский. Времена года. Март



ЛАРИСА ИЩЕНКО

Мартовский воздух. Ручьёв торопливых журчанье.
Яркость лучей на земле. И тепла ожиданье.

Что-то деревьям поёт в вышине тихо ветер.
Лёгкий, прекрасный напев мелодичен и светел.

Нежные, звонкие трели звучат над полями.
Радостно птицы встречают весну вместе с нами.


ИРИНА БОГДАНОВА Хг

Весенний первенец!
Так нами долгожданный.
Он улыбнётся нам проталиной желанной,
Первый подснежник прорезается, как зубик.
Бежит ручей веселый к нам в соседний прудик.
В глазах веселье, солнышко смеётся.
И в небе птица песней отзовётся.
Сильнее сердце бьётся от волненья,
В глазах у Марта столько вдохновенья!


Репродукция картины Исаака Левитана "Март"

Картина была написана в марте 1895 года, полностью с натуры, без предварительных этюдов,за несколько сеансов. Левитан в это время жил в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области. Усадьба принадлежала тайному
 советнику Ивану Николаевичу Турчанинову, и там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми.
 Главным зданием усадьбы был двухэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтоватый цвет.
 Он-то и изображён на картинах Левитана «Осень. Усадьба» и «Март».

Левитан писал картину на задворках усадьбы, стена которой видна в самой правой части картины.

 Солнечный мартовский день, начавший уже таять снег, деревья и просёлочная дорога, подходящая к крыльцу, у которой, греясь на солнышке, смирно стоит лошадь с санями. Эта лошадка стоит в центре пейзажа и составляет его неотъемлемую часть. Сохранилось даже имя лошади из усадьбы «Горка» — Дианка.
 
Оттенки снега, синие тени деревьев и голубое небо создают очень живописную картину — сюжет, который потом не раз повторялся в пейзажах других русских художников.


 Левитан редко писал зиму и вообще снег, чаще изображая его остатки в весенних
пейзажах. Но однажды он взялся за такой мотив. Все только дышит предчувствием весны и которая является изображением еще зимнего солнечного дня. Обратившись к этому
 новому для себя мотиву, Левитан создал пейзаж, ставший открытием в русской пейзажной живописи.

Так цветно и живописно, с голубыми тенями, никто до него не писал снег, освещенный солнцем; никто так не изображал весеннее небо и деревья. После Левитана подобный мотив стал любимой темой русской пейзажной живописи, занявшей большое место в творчестве Игоря Грабаря, Константина Юона и других.



П О С Л Е С Л О В И Е


ВЛАДИМИР РУЛИ

Всё тот же холод,
Но изменилось что-то...
Зима уходит.