Книга 1 часть 6

Борис Вычужанин
             ***
Симорон я, успешный, удачливый,
Проезжаю поселками дачными
И любуюсь природою Нечкино,
Первозданной, российской, извечною.

Симорон я, что ждет меня – знающий,
Подо мной, если лед, только тающий,
Если в избу вхожу я горящую,
То со мною накидка щадящая.

И дела я творю лишь пристойные,
Симорона, меня, предостойные,
Дача – сказка моя по над Камою,
Отраженье ее в водах плавает.

В лимузине моем комфортабельном
Дети, внуки со мной, робот табельный,
Золотой я партнер в царь-Маджерике,
Я в России живу, не в Америке,

Вот лечу над родным град-Сарапулом,
В нем макушки церквей крыты златами,
Сарапулки-реки брега мраморны,
Вдоль реки гаражи сникли, замерли.

В ней вода вновь чиста, льет прохладою,
Горожан в знойный день сердце радует.
Перекаты реки рукотворные,
В озерцах камыши непокорные.

Плеск и гам детворы, брызги радугой,
Миг, летят в глубину рыбки, взмах рукой.

Сарапулки сестра параллельная
По зеленым логам, добродельная,
Свет Юрманка течет  к камской пристани
Ручейками хрустальными быстрыми.
                Симорон - начинающий волшебник.
                Учебник везения.Изд.2004г


       ***
Пятнадцать минут -
      мгновенье,
Но все же где то
      терпенье,
Чтоб выдержать мне,
      не разбиться,
Рубеж отстоять,
      закрепиться.
Пятнадцать минут
      в запасе,
Безделье ничто
      не красит,
Бугор пролечу,
      не замечу,
Там чудо чудес
      Юдо встречу.
Сойдемся мы и,
      я знаю,
Рассвет я в бою
      встречаю…
И верьте, что я
      победитель,
Любого зверья
      укротитель.
      28 января 2009г.



     ***
На крутой горе
Теремок стоит,
По ночной поре
Огонек горит.
Под горою я
Средь высоких трав,
Я спешу не зря,
Время потеряв,
Пойма под горой –
Это топь и хлябь,
Я – солдат лихой,
На меня поглядь,
Все преодолел,
И – крута гора –
Это не предел,
Брать ее пора.
В теремке седом
Диво – пленница,
До нее ползком,
Что, не верится…
Злое чудище
Охраняло вход.
Вижу, путь исчез,
Речка, надо вброд.
Чудо-чудище
Я перехитрю,
Злится пусть еще,
Я же посмотрю…
Встану татью я
Перед теремом,
Будет знать меня
Млада – зелена
Сила мрачная,
Тварь угрюмая,
Выдам смачно ей
Все, что думаю.
Громом  рявкнуло
Чудо-чудище,
Цепи звякнули
В темной рубище.
Только крепко я
На земле стою,
Львом, медведкою
За судьбу мою
Рубанул, рванул
Массу гадкую,
Простонал, замкнул
Зенки адские
Страж красавицы…
А она ко мне
Прямо на руки,
Теремок в огне…
Так я выстоял,
Моя милая,
Моя истина
Легкокрылая.
Я несу ее
К вольной пристани,
На красе ее
Утро чистое.
   30 октября 2005г.




    П Е Р Е Б Р А Л
За окном мороз, стужа зверская,
Морда щерится изуверская,
Сквозь стекло глядит, зенки огненны,
Я по струнке как верноподданный.
А в душе протест, перебрал ты, брат,
Провалиться мне, если этот гад
Не уйдет во мрак, во своясеньки,
Не откажется портить праздники.
Только я к нему, глядь, там девица,
Русы волосы, что метелица,
А глаза и впрямь родниковые,
Ах ты сказочка, масть бубновая!..
Я прошу, зайди, стань хозяюшкой,
Назову тебя Ладой-ладушкой,
Только шаг ступил, а уж нет ее…
В моей памяти соловей поет,
За окном кружит, вьет метелица,
Вдоль глухих дорог снеги стелются…
   16 октября 1993 г.  Опубликовано в «НЖ» 31.03.95г.





            ***
«Смогу ли я? Надежды мало, -
В моем  сознании стучало, -
Не рыпался бы ты, пескарь,
Пускаться в путь, большую даль.
Здесь, в тихой заводи, резвиться
Тебе привычно. Могут сбыться
Твои негромкие мечты.
Здесь можешь в Рыбы выйти ты.
На  южном склоне строишь дачку,
Поклонницы не штучно. Пачкой
Плывут по следу за тобой,
Соседи в голос: хват, разбой!
На стол козявки, шмакодявки
Приходят сами, без удавки,
Спокойно ешь, смакуй, глотай,
На дно спустись ты, не витай.
Так нет, река,  большие воды
Тебя влекут какие годы,
Аудиторию давай:
Пескарь – великий краснобай…
Но омуты и перепады…
Тебе едва ль там будут рады,
Пожалуй, не сочтут за труд
И. глазом  не моргнув, сожрут».
   Газета «Красное Прикамье» за 11 апреля 1998г.




           ***
Все кончено, я все забыл давно:
Гулянье, пьянство, буйные забавы.
Была Она тому виной,
Ее союзник – бес лукавый.
Попойка с шумною братвой моей
В тот вечер затянулась, как бывало.
Идя домой, столкнулся с Ней,
Дорогу уступил – ей мало.
В моем воображении больном
Она ко мне на ночку заявилась,
И ночь мы провели вдвоем,
С рассветом тихо растворилась.
Еще братва не ведает о том,
Еще огней в домах не зажигают,
Гляжу: Она плывет в окно,
Глаза доверчиво мигают.
Теперь  все дни я сплю, как тот сурок.

Ушли друзья. И будучи не грешен,
Я ночи жду, один глоток
Из рук Ее, и тем утешен.



           ***
Ночь. За окном зависла луна,
В свете ее две стопки вина
Стоят на столе одиноко,
Окутан весь дом сном глубоким,
Грешные души, две на весь мир
Тихою сапой правили пир…
В общаге,  на койке казенной
Сидели в безмолвии полном.
Он разведен, за мужем она,
Кто же их свел, все он – сатана,
Им выпить  да закусь была бы,
За этим общению рады.
   «Кр.Пр» 15.04.98г.




            ***
Художник пред картиною,
На ней - любимой женщины портрет.
Чуть слышно шепчет: "Милая",
Была, ушла и,  стало быть, уж нет.
Учитель пред картиною.
Он создал милой женщины портрет,
И кистью с новой силою
Касанье тела с воздухом на нет
Он сводит с убеждённостью
Великого художника рукой.
Но вникнуть нет возможности
Для тех, кто рядом,
Будто бы слепой
Гляжу я с рожей глупою
На холст, где ни единого штриха.
Ты выдай мне хотя б беззубую,
Я прочь уйду, подальше от греха.



            ***
Независим я, независим,
Я не должен сейчас никому,
Ни к чему мне сейчас хвост лисий,
Кончен гон, я уже не в плену.
               4.04.06.


 

             ***
Муза моя, без конца и начала,
С горной вершиной меня обвенчала,
Блеск её дикий, далёкий зовёт,
Голову кружит и манит: вперёд!
Склоны крутые, ущелья да скалы,
Я доберусь ли до цели, как мало
Времени богом отпущено мне,
Там, на вершине бываю во сне.
Снится мне слава, почётное право,
В центре вниманья, «Любимый наш, браво!» -
Залы встречают кумира, вопят,
Новых стихов им подай, говорят.
Только всё будет ли, вряд ли сил хватит,
Тот лишь взойдёт, кто их с разумом тратит,
Я же ползу, полежу да посплю,
Мне бы идти, а я всё их коплю.
                12.05.06.




                Один руководящий слон,
                Хоть в экономике не очень был силен…
                Марк Рудовский
           ***                Газ «Сарапул» 26.12.90 г.
Один Руководящий генерал
Союз покинул, в джунгли убежал.
Решил он ими не на шутку управлять,
 И на совет он стал зверей к себе  сзывать.

Хотя  законов джунглей он не знал
И Маугли в советники призвал,-
Волков, его вскормивших, в зону посадил,
Шакала орденом за верность наградил.

Слонов – за частокол, не то беда,
Немыслимо несут они вреда,
Ногами-тумбами все давят на пути…
Так могут всю они природу извести.

Речную нечисть – крокодилью тварь
Под страхом смерти, как бывало встарь,-
Этапом вниз по руслу в глубину морей,
Все так, чтоб пресны водоемы для людей.

Кошачье племя люто – тигров, львов
В уезды дальние, без лишних слов,
Он отослал, расписку взяв, служили чтоб,
Границы берегли от недругов по гроб.

Пантеры-молнии глаза горят,
Питоны жгутовы во след глядят.
И в безопасности заметивши изъян 

В охрану личную привлек он обезьян
Законы джунглей так и не поняв,
В пути рассудок явно растеряв,
Друзья советов генералу  наплели,
Что вряд ли ноги унесет он с той земли.
                29.12.90г.


          ***
Рано, друг мой, ох как рано
Болен ты и вечно пьяный,
И в руках уже нет меча,
Догорает твоя свеча.

Вспомнил удочку и плесы,
Отвезти на берег просишь,
Только высохла та река,
Что кормила людей века.

Был когда-то ты веселым,
А теперь то дело спорим,
Юмор видно  вконец иссяк,
Нас заводит любой пустяк.

Как тебя, мой друг, утешить,
Слово молвить нос не вешать.
Знаю, сам себе ты не мил,
И любимую огорчил.
        5 октября 1995г




                В  Р О Л И   У К Р О Т И Т Е Л Я
                Ф Е Л Ь Е Т О Н
Написан 8 августа  1978 года мною, проработавшем  в строительном цехе ЭГЗ  за квартиру  четыре года, и все, что изложено ниже, испытавшем на собственной шкуре. Названные лица реальны.  Целью написания было получить зачет по журналистике в высшем учебном заведении.
 Настала пора подвергнуть товарищеской критике артистов, ведущих эстрадные концерты. В их сатире определенный застой темы. Критикуя недостатки того или иного города, они в основном касаются вопросов культуры и быта.
 Отсюда получается как бы топтание на месте, что-то  вроде присказки: « У попа была собака…»
А где же поиски нового? Надо смелее спускаться с эстрады в жизнь, идти, скажем, на производство. Вот уж где, действительно можно творчески обогатиться, вдохновиться и выдать такие четверостишия, которые способны  своим размахом, глубиной содержания буквально ошеломить зрителя.
Объектом критики можно взять, например цех ремонта зданий и промышленных сооружений Сарапульского  электрогенераторного    завода. Здесь ухитряются перевозить строрительные материалы волоком на листовом металле без жесткого крепления. И просто волоком без всякого жесткого крепления транспортируются целые бревна.
Эта смелая, претворенная в практику, мысль, приведшая к удивительной простоте и дешевизне переброску материалов с объекта на объект, просто  гипнотизирует прохожих. Прохожие, завидев приближающийся знакомый трактор, отходят от дороги На почтительное расстояние  и с замиранием сердца провожают его, весело бегущего с  виляющим сзади грузом.
Сродни цирковой арене и складское хозяйство этого же завода. Это требует от рабочих большой ловкости и сноровки. Под открытым небом на площади около 900 квадратных метров свалены без какого –либо порядка металлические уголки, швеллеры, трубы, листовой прокат, литье и многое-многое  другое. Работающему здесь человеку необходимо обладать незаурядной зрительной памятью и при необходимости быстро ориентироваться, находить нужный  материал. А затем, пользуясь лишь одними петлевыми стропами, зацеплять его , вытаскивать. Но вытаскивать так, чтобы остался в целости и сохранности другой.
Крановщик же козлового крана не только с ловкостью циркача выдергивает  из общей кучи         материалов необходимый, не повредив при этом соседний, но и умело маневрирует по вверенному ему участку пути с расшатанными рельсами большими стыковыми зазорами.
Еще большее умение, опыт требуется от крановщика на участке выгрузки и погрузки древесины. Подкрановый путь здесь имеет уклон, превышающий всякие нормы. Крану необходимо иметь железные тормоза, крановщику и рабочим – стальные нервы, так как погрузка, выгрузка производится без багров и расчалок. Ставка здесь в основном на интуицию, опыт и бесстрашие грузчиков и крановщика.
Представьте себе – покрывая облака предзакатной окалиной спускается за поселок  дневное светило.  Строящаяся база УКСа завода окутана лесами. Приходит вторая смена каменщиков. Освещение слабое, башенный кран  - никудышный.  Когда он куплен, не припомнят даже старожилы. По-существу кран давно списан, но, за неимением другого, работает. Чтоб управлять этим краном, необходимо быть  поистине виртуозом, обладать зоркостью снайпера, реакцией боксера и, главное, олимпийским спокойствием. Иначе растеряешься, наделаешь бед.
А все дело в том, что башенный кран частенько команды понимает по-своему. Вместо «груз вправо» подает «влево», вместо «вира» - дает  «майна».
Тут уж крановщику постоянно приходится быть начеку, входить, как говорится, в роль укротителя, то есть подчинять машину воле человека. Ну чем не номер под дробь барабана?
А вот комсомольско-молодежная бригада каменщиков Александра Кухнина
своим прилежанием в работе, ее  сложностью, риском, связанным с ее  выполнением, превзошла, пожалуй, и воздушных гимнастов. Гимнасты под купол цирка поднимаются по канатной лестнице. Каменщики же  под несуществующий пока купол возводимого ими производственного здания взбираются по типовым лесам, наставленным друг на друга в несколько ярусов. Мужчины, взобравшись на один ярус, помогают женщинам. И так этаж за этажом. Поднявшись на самый верх, каменщики остро ощущают высоту, качку своего многоярусного  сооружения.  Для подстраховки привязываются к стене.
     О самоотверженной работе комсомольско-молодежной бригады каменщиков Александра Кухнина  знают  на Южном поселке города Сарапула все от мала до велика, кроме начальника управления капитального строительства завода И. Г. Саламатова.
      Случилось, каменщик Ю. Шагалов свалился  с карнизом строящегося заводского гаража ( не выдержала арматура). Немного опомнившись, он бросился искать прораба. Прораб был у заместителя завода по строительству на производственном совещании. Воспользовавшись случаем,  Шагалов высказал заместителю директора, прорабу,  а заодно и всем присутствующим все,  что думал об охране труда на объектах. Высказал запальчиво,  резковато,  о чем сожалел впоследствии.
    Можно было понять запальчивость парня,  только что приземлившегося с грудой камней с трехметровой высоты,  а можно было и не понять.  Не поняли,  наказали за грубость.  Конечно, это право и дело заместителя директора. Но не меньшее его дело,  если не большее. Техника безопасности.  Фокусы же в этой области продолжаются.
    Не беда,  что ими не интересуются работники цирка. Плохо. Что они  остаются без внимания у руководителей строительной службы Сарапульского электрогенераторного завода.