Импровизация или немного волшебства...

Сергей Псарев
            Есть удивительное ощущение ожидания чего-то неожиданного в исполнительском мастерстве. Ты еще сам точно не знаешь, что у тебя выйдет в следующее мгновение. Окружающий зал тоже этого не знает, но уже замер в ожидании чуда. Ты начинаешь петь, трогаешь струны музыкального инструмента или касаешься кистью листа бумаги, и оно происходит. Это импровизация (фр. improvisation – неожиданный, внезапный) – то, что создается во время исполнения.
             Только сам исполнитель, художник может увидеть в своей голове законченный образ и разрушить невидимую оболочку, отделяющую его от законченного произведения.
             В тот февральский вечер мне почему-то показалось, что нового на выступлении группы “Дорогая Венди” (Санкт-Петербург) и Princesse Angine  из Вены я уже не увижу. Концерт-фантазия по мотивам книги Мариам Петросян “Дом, в котором…” мне уже был знаком.
             Признаюсь сразу, что ошибся тогда и нисколько об этом не пожалел. Действительно, здесь каждый поет свою песню, которую всегда слушаешь заново, как в первый раз. Наверное, потому что к скрипке, гитаре, клавишам, африканскому барабану и кистям с красками опять добавилась импровизация и немного волшебства. Каждый раз здесь создаются новые музыкальные вариации и образы. В такую музыкальную реку нельзя войти дважды по определению, уже завтра она снова будет другой...   
             Маленький зал у Гороховского сразу выплеснул все свои эмоции, слова и замер на все два часа концерта. В этом не было ничего особенного, их всегда так слушают и зрители знают, куда идут.
             Ксения Островская рисует за мольбертом и это стало для меня новым и неожиданным открытием. Скупые по средствам исполнения и потому еще более выразительные рисунки. Здесь иначе нельзя, у тебя считанные минуты времени, чтобы выразить на бумаге то, о чем сейчас рассказывают или поют на сцене Александра и Ольга Каплюченко.
             Линия и открытый цвет…  На бумаге вырастают цветы с  человеческими глазами или губами. Они умеют говорить и любить, они такие же хрупкие, как люди… Лист бумаги двигается, словно кинолента и под кистью Ксении возникают новые образы.
             Грустно и одиноко звучит голос скрипки. Он слышен одновременно на сцене и на бумаге, где ее силуэт, похожий на женскую фигуру, возникает между городских стен. В какой-то момент он становится пронзительно красным. До этого времени никогда не знал, что можно рисовать музыку… 
             На бумаге в волнах исчезают люди и города, из потеков краски вырастают ветви символического Древа жизни, корни которого уходят глубоко в землю. У него странные плоды, похожие на не рожденного еще человека.
             В какой-то момент такая импровизация  показались мне необычной. Это был рисунок на прибрежном песке. Набежит волна и все смоет, но каждый раз он возникает новым образом, словно под действием какого-то волшебства… 
             Вот и закончился этот концерт, еще один из длинного тура от Новосибирска до Москвы. Теперь это был свой, домашний, в Санкт-Петербурге, на квартирнике…
             У наших исполнительниц нет и тени усталости в глазах, будто и не было этого двухчасового концерта. Напротив, все они искрились радостью от хорошо исполненного любимого дела.
             Скоро у них будут новые концертные программы и  выступления, работа учителя, художника и иллюстратора. Много всего самого разного…  Но здесь ими еще раз прожита пронзительная история любви, смерти и полета. Она для тех, кому сегодня чуть больше 20-ти, у кого много желания построить на земле что-то свое, но еще больше захочется сломать, кому еще нужно найти свои идеалы…
             Нет, они все еще были не здесь, они по-прежнему в своем полете, в музыке, песне и цвете. Инопланетянки, их и на земле-то еще не было, это точно…


    Фото Сергея Маклюка.