Сказки-биномки Их значение в развитие творчества

Вера Линькова 2
(на снимке: детские эмоции в библиотеке м-она Соломенное)

"ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА"

Так называлась рубрика в моей детской литературной газете "Соломинка", которая три с половиной года успешно просуществовала в республике Карелия. Потом новые власти её закрыли за "ненадобностью". Ну, зачем было, на их взгляд, развивать детское литературное творчество? Куда более действенно, на их взгляд, бегать по улицам с речовками и скандировать:
   - Нет алкоголю! Нет наркотикам!..
А что есть? Я пыталась заполнить нишу детского сознания настоящим творчеством, ибо понимала, что никакая декларация по сути ничего полезного не даёт...
Вот одна из первых публикаций по "сказкам-биномкам" в моей бывшей детской литературной газете...

БРАТИШКИ И СЕСТРЁНКИ

Скучать – самое последнее дело! А поэтому лучше – ИГРАТЬ!
Играть в «Биномку» можно всегда и везде: на улице, в автобусе, дома!
Играть в «Биномку» можно друг с другом, с родителями, с бабушками и дедушками.
Идёте куда-то? Едете? Длинная дорога? Не беда!
Просто скажите тому, кто рядом:
     - Загадай слово! Живое! И я тоже загадаю! Неживое!
     - Загадал!
    - И я загадала! У меня – Лопата!
    - У меня – Бегемот!
    - Как будем сказку начинать?
    - Бегемот шёл-шёл и нашёл лопату…
    - Нет, это слишком обыкновенно. Лучше так:
      
«ЛОПАТА И БЕГЕМОТ»
      
      Лопата шла-шла, по бугорочкам, по кочкам, по кусточкам и вдруг наткнулась на Бегемота.
       - Возьми меня к себе! – попросила Лопата Бегемота, - я тебе пригожусь!
       - А чем ты мне пригодишься? – удивился Бегемот.
       - Я куплю тебе яхту, - сказала Лопата, - и мы поедем на дальний берег моря. Там я откопаю тебе клад и построю дворец!
       - Мне это неинтересно, - отвернулся Бегемот от Лопаты…
                (допишите эту сказку!)

    Бином «Бегемот – Лопата» отыскался во Дворце Творчества в Кондопоге.
Этот Бином мы обыгрывали с учениками младших классов больше часа. Бегемот
важно сидел на стуле, а Лопата что только ему ни предлагала! В роли Лопаты захотелось побывать всем участникам нашей встречи. И поэтому к Бегемоту то и дело подходили самые разные Лопаты. И Лопата по имени Женя. И Лопата по имени Саша. И Лопата по имени Наташа. И еще каких только имён не было! Всем хотелось поиграть. И каждый находил для недовольного Бегемота своё необычное предложение:
     - Я тебе носки свяжу на все четыре ноги!
     - А я научу тебя играть на барабанах!
     - А я сделаю тебе самый лучший лопатный массаж!

     Словом, в Кондопоге мы с ребятами навеселились от души!
И сами ребята мне очень понравились. В своём городе им есть чем заняться.  Дворец Спорта – красота необыкновенная! А уж про Дворец Творчества! Чего здесь только нет! И Музыкальная школа на 300 человек, и Концертный зал шикарный, и разных студий полно, и библиотека!

     Бином «Медведь – Сигнализация» отыскался в школе Заозерья.
Целый школьный зал детей с радостью играл в сказки-биномки.
Казалось бы, ну что можно придумать по такому биному, как «Медведь – Сигнализация»?
 Оказывается, еще как можно пофантазировать!

«МЕДВЕДЬ – СИГНАЛИЗАЦИЯ»

……………………………………………………………….       Медведь решил сигнализацию в своём лесу сделать.
Проводя всякие тянет от дерева к дереву. Зайцы вокруг прыгают. Птицы  крыльями хлопают. Все переговариваются и друг у друга переспрашивают:
       - Ну, зачем Медведю сигнализация?!
        Вдруг все услыхали стук топора за скалой.
       - Ой, кто-то нашу сосну рубит… - заплакали бельчата.
Но тут вдруг такой рёв, крик, переполох начался, что браконьер, рубивший сосну, испугался, топор бросил и – бежать.
        Вот видите, - сказал довольный Медведь, - Сигнализация сработала!
       Не успели все порадоваться от души, как вдруг увидели: огонь за другой скалой вспыхнул…
                ( допишите эту сказку!)

   Ребята из Заозерья очень переживают за свой лес, свои скалы. Они гордятся природой своего края, и своим Логмозером, и берегом Онеги… Конечно же, все эти темы отражались в их сказочной фантазии.

     В библиотеке микрорайона Соломенное интересных биномов фантазии отыскивается много, потому что там постоянно работает детская литературная студия «Биномка». Директор библиотеки Валентина Ивановна Романова с большой любовью относится к работе детского сектора. А руководит этим сектором библиотекарь Галина Николаевна Назаренко. Здесь работает и  детский клуб «Лучик», и проходят всякие интересные выставки, конкурсы, викторины, а в литературной студии  «Биномка» сказки не просто сочиняются сами, но и разыгрываются с помощью сценок экспромт-театра, а потом участники студии с большим удовольствием рисуют свои сказки-биномки. Вот, например такой бином:

  «КОТЁНОК –ВАЗА»
       
     Котёнок захотел половить рыбок в Вазе. Просто Котёнок знал, что рыбка всегда водится в воде. А в Вазе была вода!
      - Ну, куда ты карабкаешься? – говорила Ваза Котёнку.
      - Рыбку ловить, - отвечал Котёнок.
      - Но во мне нет рыбок, - предупреждала Ваза Котёнка, - и вода во мне цветочная, от старого букета осталась…
       Но Котёнок не верил Вазе. Он думал, что она просто скрывает от него своих рыбок. Ведь Ваза была очень похожа на аквариум. А в аквариуме всегда есть рыбки. Итак, любопытный Котёнок забрался в Вазу и застрял в ней. Только голова пушистая торчит и ушками качает.
        Вошла в комнату бабушка. Увидела Котёнка в Вазе, руками всплеснула:
        - Ой, откуда в нашей Вазе такой пушистый цветочек?..
                (допишите сказку!)
    
ИЗ ИСТОРИИ «БИНОМОК»

     28  лет назад мне в руки попала книжка знаменитого итальянского сказочника Джанни Родари «Грамматика Фантазии». Я нашла в ней много замечательных упражнений на тему, как лучше развивать творческую фантазию у детей. Написала свою программу по расширению детского сознания и поехала в Москву. В Москве мою программу одобрили и отправили меня работать в Государственную Детскую Республиканскую Библиотеку. Моя детская литературная студия была единственной в нашей стране, где дети занимались по  «Грамматики Фантазии». Когда сам Джанни Родари узнал об этом, то скоро приехал  из Италии в Москву, в нашу студию. Он был очень обрадован, когда увидел, как дети умеют фантазировать, используя приёмы из его книги…

ЭТА ТЕМА ТОЖЕ НЕВЕРОЯТНО БОЛЬШАЯ. ПОЭТОМУ РАЗДЕЛ БУДУ ЗАПОЛНЯТЬ ПОСТЕПЕННО