К 175-летию со дня рождения М. П. Мусоргского

Клуб Слово
Дата рождения: 21 марта 1839 года
Дата смерти: 28 марта 1881 года
Место рождения: село Карево, Торопецкий уезд, Псковская губерния.

 Модест Петрович Мусогрский — известный русский композитор, виртуозный пианист, родился в помещичьей семье. Отец его, Пётр Григорьевич, принадлежал старинному дворянскому роду. Мать, Юлия Ивановна (в девичестве — Чирикова), и привила маленькому Модесту любовь к музыке с детских лет. Он был четвёртым, самым младшим ребёнком в семье, но два старших брата умерли в младенчестве, и Модест воспитывался с братом Филаретом.
До 1849 года Модест получал домашнее образование, а затем вместе с братом поступил в немецкое училище Петришуле Санкт-Петербурга. Не закончив училища, будущий композитор поступил в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков. Во всё это время Мусоргский не оставлял занятий на фортепиано у Антона Горке.
Мусоргский и музыка были неразрывно связаны между собой.  У него был прекрасный баритон,  на всех вечерах его просили что-нибудь исполнить.  Блестящий пианист, он рано стал сочинять музыкальные произведения. Его по достоинству смогли оценить музыкальные корифеи того времени — М. А. Балакирев, В. В. Стасов, которые на тот момент времени уже организовали знаменитую «Могучую кучку». Одним из самых последовательных членов этого творческого кружка и стал Мусоргский.
Уже в 1852 году была издана его первая фортепианная пьеса «Подпрапорщик», навеянная учёбой в Школе гвардейских подпрапорщиков, после окончания которой Мусоргский 2 года служил в Преображенском полку.
В 1860 году его скерцо было исполнено под управлением Рубинштейна на концерте Русского музыкального общества.
После этого Мусоргский начинает работать уже над более крупными формами. Он начал писать музыку к знаменитой трагедии Софокла «Эдип», но так и не закончил это своё творение. Не законченными остались оперы на сюжет Флобера «Саламбо» и по пьесе «Женитьбы» Гоголя. Первым крупным замыслом, который Модест Петрович довёл до конца, стала опера «Борис Годунов».
Неизгладимое впечатление оставила постановка этой оперы под открытым летним  небом на псковщине. Спектакль проходил под стенами Святогорского мужского монастыря в Пушкинских Горах.
Мусоргский был крайне беден и не мог  посвятить себя только  музыке . Из-за безденежья ему приходится постоянно работать на государственной службе: в Инженерном управлении, лесном департаменте. Зарабатывал он и выступлениями.
Он обладал феноменальной музыкальной памятью и мог с первого прослушивания запомнить сложнейшие оперы Рихарда Вагнера и легко исполнить по слуху любой фрагмент партитуры.
С 1872 года Мусоргский работает над народной музыкальной драмой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» по Гоголю.

С середины 70-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки». Этот крах Модест Петрович во многом принял как предательство и малодушие её членов — Балакирева, Римского-Корсакова, Кюи и других. В эти годы  в душе композитора развивается страшная депрессия, закончившаяся алкоголизмом. В 1879 году певица Д. М. Леонова попыталась вытащить его из этого ужасного состояния, организовав для него гастроли по югу России.
Многие музыковеды до сих пор пытаются открыть тайны личной жизни Мусоргского, хотя всё прозаично просто. Модест Петрович никогда не был женат и не имел детей.  Сердечными привязанностями Мусоргского стали Виктор Гартман и Арсений Голенищев-Кутузов.
Гартман был известным архитектором, талантливым сценографом, художником и очень интересным человеком. Многие объясняют запой композитора не развалом «Могучей кучки», а смертью Гартмана в 1873 году.
Граф Голенищев-Кутузов был поэтом, прозаиком, публицистом. Их отношения с Модестом Петровичем были неясными и смутными, но именно его многие биографы композитора называют трагической страстью всей жизни Мусоргского.
Рядом с его именем упоминается и женское имя — Надежда Петровна Опочинина, которая была ему близким другом, советчиком и ценителем его произведений. Она умерла в тот же год, что и Виктор Гартман, что усилило боль Мусоргского от потери самых близких ему людей.
Все глубже и глубже погружается Модест Петрович в мрак алкогольной зависимости. Однажды его увидел на улице, в совершенно непотребном виде, бывший его денщик, который работал санитаром в военном госпитале. Проявив участие к погибающему человеку, он устроил Мусоргского на лечение.
Вы видите единственный прижизненный портрет работы И.Е Репина. Портрет написан после жесточайшего приступа белой горячки, на кануне смерти.
 С полотна Мусоргский смотрит на нас почти отсутствующим взглядом, волосы его разметались, одет композитор в малиновый халат, который подарил ему его бывший денщик, т.к. одеть Мусоргскому было совершенно нечего.
В этом госпитале и умер Мусоргский в 1881 году после приступа белой горячки. Был похоронен, как и многие великие люди того времени, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Несмотря на то, что между Н.А Римским-Корсаковым и М.П.Мусоргским не было очень близких , дружеских отношений, но целый ряд его произведений завершил именно Николай Андреевич Римский-Корсаков.
В 1935–1937 годах Некрополь мастеров искусств был реконструирован. В результате площадь перед Александро-Невской лаврой была расширена и перенесена линия Тихвинского кладбища. При этом многие могилы, в том числе и Модеста Петровича, были закатаны асфальтом. Теперь на месте захоронения великого композитора находится автобусная остановка.
Единственный в мире музей русского композитора Модеста Петровича Мусоргского  расположен в посёлке Наумово Псковской области на берегу Жижицкого озера.
Созданию экспозиции положили начало учащиеся и учителя местной средней школы.