Пушкин и Есенин. Ты жива ещё...

Владимир Чибриков
Исследователи творчества Сергея Есенина никогда не обходили вниманием тему влияния на его поэзию поэзии Александра Пушкина. Об этом в частности писал Александр Воронский, а после публикации "Анны Снегиной" некоторые вообще говорили:чуть-чуть и Пушкин.Сам Есенин никогда не скрывал своей тяги к Солнцу русской поэзии.
Однако не часто приходилось (как в одной из статей далекого1925 года), чтобы
проводилась параллель между есенинским "Письмом к матери" и стихотворением Пушкина начинающегося строкой: "Наперсница волшебной старины". Эти строки пушкиноведы соотносят с образами его няни Арины Родионовны и бабушки Марии Ганнибал.Адресат Есенина - его мать Татьяна Есенина.
Так вот, в том и другом случае у обоих поэтов, лирические герои стихотворений - собирательные. Есениноведы давно уже говорят о том, что в "Письме" речь идёт не только о матери поэта, но и о его бабушке Наталье Титовой, с которой маленький Серёжа прожил почти шесть лет. Как известно, мать в это время жила в Рязане на заработках.Отсюда и "старушка", хотя Татьяне Есениной в 1924 году, год написания "Письма", было чуть более сорока лет.И старушкой она, ну никак не выглядела.
Но самое явное сходство двух произведений (Есенин конечно знал эти строки любимого поэта)в обращении к персонажам.
Читаем у Пушкина:
                Являлась ты весёлою старушкой...

У Есенина:
                Ты жива ещё, моя старушка...

Далее Пушкин пишет о внешнем виде персонажа:
                И надо мной сидела в шушуне...

Тот же атрибут и в облике матери у Есенина:
                В старомодном ветхом шушуне...
Несмотря на то, что шушун, это старинная верхняя одежда в русских деревнях была предметом гардероба крестьянок вплоть до 20 века, здесь нужно говорить о прямом влиянии. В памяти Есенина отложилось стихотворение Пушкина и неожиданно всплыло в момент написания им своего "Письма к матери". Такое в мировой литературе встречается на каждом шагу.При этом последующий поэт не обязательно заимствует образ или мысль специально. Происходит это спонтанно и к тому же трансформируется в похожие, но иные творческие замыслы.
Хотя у Есенина и Пушкина разбираемые строки схожи даже в прямом обращении к лирическому герою: ты. И оба поэта смотрят на адресата сквозь призму прошедших лет. И у Пушкина и у Есенина эти стихи своего рода воспоминания.
Пушкинские строки вполне могли бы именоваться письмом.