Главный Редактор БЛК А. Крупинин как Критик

Вик Степанов
Публикую разбор, своего конкурсного стиха "Погружение в Ничто"
http://www.stihi.ru/2014/03/14/3998
(этап конкурса - апрель 2014 года)

Главным Редактором БЛК Александром Крупининым
http://www.stihi.ru/avtor/elephantfish

БЛК
http://www.stihi.ru/avtor/blk2014


Погружение в Ничто
Вик Степанов
.
Щемящей пустотой
меня Ничто накрыло -
как-будто бы крылом
тоски столетней,
старухою с косой
и неизбежной той,
которая подводит
чёрной полосой
твои итоги, -
когда душа дымится
сгоревшей головешкой
и как в ночном кошмаре
отказывают ноги.
К тебе ползёт
зловещий ужас,
тоска с зевотой,
с осиным жалом,
с желанием повиснуть
в болоте на осине
и кажется, что жизнь
пропахла кислой псиной.

14.03.2014

http://www.stihi.ru/2014/03/14/3998

    
-> Здравствуйте, Вик.
-> Раз вас интересует моё мнение, то не вижу смысла лукавить.
-> Стихотворение мне совсем не понравилось. Оно не вызвало у меня как у
-> читателя никакого душевного отклика.Обычно так случается, когда сам
-> автор писал стих без вдохновения, без внутренней побудительной причины
-> написать именно этот стих.

Позволю себе здесь с вами совсем не согласиться.
Меня била творческая лихорадка, когда я писал этот стих.
Я писал его на гребне чувств.
Сейчас в Украине очень тяжёлая ситуация. Там проживают
самые близкие мои родственники, некоторые заблуждаются на счет страшных
намерений Киевской хунты...
Поэтому у меня написался на фоне этого этот глубоко личный стих.

-> В стихе нет ничего личного, ничего такого,
-> что пережил именно автор, именно этот конкретный человек. Складывается
-> впечатление, что автор сел, подумал "а не написать ли мне чего-нибудь
-> мрачненького?" и начал нанизывать все известные ему образы, имеющие
-> мрачные коннотации.

Здесь вы глубоко ошибаетесь. См. выше.

-> Но надо сказать, что и это нанизывание автору не удалось.
-> Щемящей пустотой
-> меня Ничто накрыло -
-> как-будто бы крылом
-> тоски столетней,
-> старухою с косой
-> и неизбежной той,
-> которая подводит
-> чёрной полосой
-> твои итоги.
-> Ничто как будто бы накрыло крылом, старухою с косой и неизбежной той...
-> Накрыло крылом -это можно понять, хотя крыло тоски столетней выглядит
-> претенциозным штампом.


"хотя крыло тоски столетней выглядит
претенциозным штампом. " (с) Крупенин

Пару-тройку примеров использования этого штампа других известных поэтов
кроме Вика Степанова (номинанта премий Лучший поэт России 2013, 2014 гг,
Наследие 2014 г) приведите, пожалуйста.
Буду вам очень признателен.

-> Но ничто накрыло старухою -это уж совсем
-> нехорошо.

А вы, Александр, представьте себе старуху-Смерть в большом
черном балахоне с косой в руках.
Доложу я вам такая может накрыть вас своим балахоном
почище любого крыла черного ворона.
Я очень горжусь этим найденным мною удачным свежим образом.
Кто такая неизбежная та, которая подводит итоги? Очевидно, смерть.
Вдумайтесь, Александр, если автор поставил союз И, значит он сделал
это неспроста, а с глубокой подоплекой.
Стихотворение малого формата, но имеет двойное-тройное дно,
требующее работы ума читателя.
В данном случае это Судьба, одна из сестер Мойр, ибо каждому человеку
судьбой отмерено - родиться, жизнь прожить и встретить свою смерть.

-> А кто такая старуха с косой? Опять же смерть. Какой тогда смысл
-> соединять одно и то же союзом и?
-> К тебе ползёт
-> зловещий ужас,
-> тоска с зевотой,
-> с осиным жалом,
-> с желанием повиснуть
-> в болоте на осине
-> и кажется, что жизнь
-> пропахла кислой псиной.

-> Ползет зловещий ужас. А какой ещё может быть ужас, если не зловещий? В
-> чем тогда смысл введения этого прилагака?


Александр, почитайте русских классиков, начиная хотя бы с Гоголя
и кончая моей скромной персоной, который разрабатывает эту тему
много и глубоко.
Ужас может быть:
липкий, цепенящий, тяжёлый, тёмный, несказанный, пронзительный, кровавый,
парализующий, колящий, смертельный и т.д. и т.п.

-> Тоска с зевотой. Так ведь уже накрыло крылом тоски. Откуда же она
-> ползёт? И почему с зевотой? Зевота скорее связана со скукой,
-> сонливостью.

Здесь передана механистическая неизбежность фатального конца.
Для героя - это завершающающая кульминация его завершения
жизненного круга.
А для смерртельного фатума, который оборвёт его жизнь -
это всего лишь обыденная работа, от которой он уже устал и он
даже зевает от скуки, т.к. конец заранее ему известен и предрешен.
Теперь, Александр, понятна глубина замысла автора этого стихотворения?

-> А тут ужас зловещий. Какая от ужаса зевота?
-> Тоска не только с зевотой, но и с осиным жалом. Трудно представить
-> себе некий обьект одновременно с зевотой и с жалом. К тому же зевота
-> это действие, а жало -предмет. А у вас это однородные члены
-> предложения.

См. выше.
Зевота с жалом - это поэтический образ фатума, смерти - при зевке
бросается в глаза в глубине их рта смертельное жало.
По-моему тут даже нечего объяснять.

-> Но и это не всё. Ужас, он же тоска , ползет не только с зевотой и
-> жалом, но и с желанием повиснуть в болоте на осине.Вся эта смесь
-> совершенно не представима и бессмысленна.

Более чем осмысленно всё.
Никто не знает в каком обличьи за ними придёт смерть.
Кто на автостраде на мотоцикле в лобовом столкновении,
кто-то шагнёт с балкона, кто-то из винчстера разнесёт
себе подбородок, кто-то съест пачку таблеток, и т.д.
а кто-то повиснет на суку осины.
Тем более поэты, тонкие, ранимые сосуды жизни...
Вот вы, Александр, определились уже как покинете этот лучший из миров?

-> Повиснуть на осине - можно понять. Но повиснуть в болоте непонятно.
-> Может быть, на осине, растущей на болоте. Но не повиснуть в болоте.

А что тут понимать?
Представьте себе - вы висите на осине, которая стоит в болоте.
Поэт не обязан до тонкостей описывать, где и как укоренилась
осина, на которой он висит.

-> Кислая псина в финале вносит какой-то юмористический колорит. Она
-> гармонирует с зевотой, но со старухой с косой, зловещим ужасом и
-> прочими кошмарами не слишком гармонирует.

Зря думаете, что это несёт какой-то юмористический колорит.
Наверное вы никогда не нюхали в жизни прокисших козла, козу, собаку старых и неухоженных.
Старухи, также если не соблюдают гигиену начинают пахнуть прокисшим молоком.
Принюхайтесь.
Для поэта мелочей не бывает. У него должен быть не только наблюдательный взгляд, образное мышление,
но и развитый нюх...

-> Вот, пожалуй, и всё, что я мог сказать по поводу вашего стихотворения.
-> С пожеланиями творческих успехов,
-> Александр

Спасибо большое, Александр, за то внимание, которое вы уделили моему стихотворению
"Погружение в Ничто"
С вашего позволения, если вы не возражаете, я его опубликую в курилке БЛК.
Не возражаете?

С уважением,
Вик Степанов

PS
Осуществить своё желание (разместить этот разбор в курилке БЛК) Вику Степанову
было не дано.
Он администрацией БЛК был помещён в Чёрный Список.
Все диалоги с ним были аккуратно вычищены и удалены на БЛК.
Диалоги Автора (Вика Степанова) можно посмотреть на его странице
http://www.stihi.ru/avtor/goldspike
по ветке "Написанные рецензии"