http://www.stihi.ru/2014/02/08/3009 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2014/03/29/5209 - Итоги конкурса
Сама я до этого конкурса эпиграмм не писала - не мой жанр, поэтому, как все остальные участники данного конкурса осваивала особенности данной техники исполнения на практике. Предполагается, что страница Ликбез и все проводимые на ней конкурсы организованы для тех, кто учится новому и практически закрепляет полученные знания через написание стихов на заданную тему и в заданном жанре. Прежде, чем объявить прием заявок на конкурс Ликбеза я штудирую учебники стихосложения, лазаю по страницам интернета - собираю материал, который мне необходимо переварить и в короткой статье изложить все то, что может пригодиться будущим участникам конкурса.
Так же было сделано и с данным конкурсом Эпиграмм. Прием произведений шёл активно, видимо, многим этот жанр понравился. Единственное, что меня удивляло: почти никто из участников и даже постоянных судей мою статью не прочли. Наверное, это им не нужно, подумала я: то, что я не знала особенностей этого жанра, это - моя проблема, остальные - знают.
Вообще, если копнуть еще глубже, то все статьи на странице Ликбез я давно уже пишу для самой себя. Их охотно сдирают к себе те, кто заходит в интернет через «поисковик» (неизвестные читатели номер), но те, для кого они непосредственно пишутся - участники конкурса Фонда ВСМ - в них не заинтересованы. У большинства авторов совершенно другие цели: не выучиться новому, а добавить в свою коллекцию побед еще одну. В этом нет ничего плохого: всякому творчеству нужен стимул. Только победа (мне так кажется!) приносит удовлетворение лишь тогда, когда и те, кто судят конкурс, и те, кто в нем участвует, хотя бы примерно представляют, к чему надо стремиться в идеале. Потому что один единственный критерий «понравилось», по которому мы номинируем друг друга в любом из конкурсов, где нам предложили «посудить, отобрав лучшие» не говорит о качестве произведений-победителей почти ничего или очень мало.
Тема эта для меня больная, ее решения я, поучаствовавшая уже 78-и голосованиях (не считая мелких брызг голосований на народных площадках), до сих пор не знаю. Поэтому, как и всегда, в данной статье вы прочтете только моё частное мнение по номинированным в данном конкурсе эпиграммам. Согласитесь вы с ним или нет - дело ваше. Итак, начинаю.
Не всякая рифмованная мысль - это эпиграмма. Более года назад на этой же странице Ликбез проводились два конкурса Мини-стихов (стихотворений объемом 4 и 6 строк) http://www.stihi.ru/2012/01/04/3963. На первый взгляд, жанр очень похож на жанр Эпиграммы, но только на первый и поверхностный взгляд. И дело даже не в том, что по условиям конкурса эпиграмма должна быть посвящена конкретному и всем известному человеку, а мини-стихи - любому авторскому размышлению.
Перечислю то, что, по моему мнению, делает короткое, но содержательное стихотворение эпиграммой.
1. ЛАКОНИЧНОСТЬ и НАСЫЩЕННОСТЬ СМЫСЛОМ. Для меня важной подсказкой сути эпиграммы стала история ее появления. В древности эпиграммой называли изречения, выбитые на камне - на стене или на каменной плите. Если они были посвящены живому человеку, то назывались эпиграммой, если мертвому - эпитафией. Как вы понимаете, выбивать что-то малозначимое и длинное «ни о чём» на камне - занятие трудоемкое и бессмысленное. Поэтому любая эпиграмма объемом много более, чем 4 строки - это сомнительная эпиграмма. Так же как и короткое, но пустое по содержанию стихотворение.
2. Эпиграмма - это разновидность жанра САТИРЫ. То есть, как минимум, в стихах должна присутствовать ИРОНИЯ или издёвка по отношению к какому-то важному, характерному проявлению персонажа эпиграммы, проявлению, делающему его узнаваемым.
Но: Эпиграмма может быть злой и острой по отношению к поступкам персонажа - (на то она и сатира!), но не должна быть грубым оскорблением личности человека (его внешности, фигуры, физ. недостатка). Это - не интеллигентно.
3. Характерная особенность эпиграммы - использование в ее тексте некоторых специальных приемов ИГРЫ СЛОВ:
а) каламбура (использования в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию);
б) внезапного поворота сюжета (первые строки развивают тему в одном направлении, а следующие – поворачивают сюжет в обратную сторону);
в) наличия «замка» (последняя строка, а иногда и последнее слово раскрывает смысл эпиграммы);
г) обыгрывания противоречащих друг другу качеств персонажа или его качеств и противоречащих им его поступков;
д) реминисценции (использование литературных цитат, точных или неточных; «закавыченных» или остающихся подтекстовыми);
е) другие - покажу на конкретных примерах.
А теперь рассмотрим тексты номинированных эпиграмм, к которым я сделаю небольшие комментарии. Авторов в этот раз называть не буду - слишком слабое качество почти всех эпиграмм. Очень прошу читателей данной статьи не копить на меня обиды, а всем миром учиться на наших собственных ошибках и удачах. Обсуждая статью в отзывах к ней, я предлагаю рассматривать только тексты эпиграммы, не затрагивая и не касаясь имен их авторов.
№1. Ксении Собчак
Лица овал и зубы, челюсть
У светской львицы - просто прелесть.
Так почему же эта львица
Похожа так на кобылицу?
Меня трудно заподозрить в хотя бы малейшей симпатии к Собчак, но мне кажется, это - грубо. Недостатки внешности женщины - не повод для написания эпиграммы.
№2. Владимиру Жириновскому
Имеет высших два образованья.
Но, оказалось, шут – его призванье.
Понравилась лаконичность. Здесь бы еще добиться полной точности рифмы «образованьЯ-призваньЕ» (поскольку - двустрочник, рифма - только точная!), а в остальном - соответствует жанру эпиграммы.
№3. Зурабу Церетели
Игрушки были ма-а-аленькими в детстве,
Но ты вознаградил себя сполна!
Тебя не упрекнут сейчас в «эстетстве»:
Из мухи изваять готов слона!
СтатУями, Зураб, покроешь Питер,
Москву – не экономя на рубле!
Известно всем, к примеру, что Юпитер -
«Твоей работы» памятник ... Земле!
Неправильное фонетическое ударение «СтатУями» (правильно - стАтуями) - судьи не имели права это номинировать! Концовка «известно всем» для меня не убедительна, не хватает лаконичности. Случайность подбора слов и туманность логических переходов в умозаключениях.
№4. Жерару Депардье
Зачем Вам русское гражданство?
Мой друг Жерар, у Вас есть всё -
Богатство, слава есть и... хамство
Чего ж в Вас больше, наш месьё?
Не понравилось дважды употребленное слово «есть», не в восторге от слова «месьЁ» и особенно - от мешанины притяжательных местоимений : «Вам», «Вас», «мой» , «наш» использованных по отношению к одному персонажу. Хочется спросить автора - так Жерар вам «друг» или «хам»?
№5. Жириновскому
Ты обувь мочишь в океане,
А папа твой простой юрист.
Звездой сияешь на экране,
Народный ты, но не артист!
Неплохо. Хотя согласование фраз по их смыслу в последнем предложении не радует. Как, впрочем, и смысловая связь первого предложения со вторым. Но это уже мои придирки.
№6. Валентину Юдашкину
Всех в шоу - бизнесе по моде нарядив,
Решил создать армейский эксклюзив.
Но подвела портняжская звезда:
Забыл про разные условия труда.
01 01 00 01 00 01
01 01 01 00 01
00 01 01 00 01
01 01 00 01 00 01
Ритм непродуманный - звучит трудно, что для эпиграммы - большой недостаток. Слова «портняжская» - я не знаю (портновская): судьи не имели права номинировать лексическую ошибку! И даже «портновская звезда» - не самый удачный оборот речи, тем более по отношению к Юдашкину: он не портной, а модельер.
№7. Александру Маслякову
Находчивый собрал весёлых
В столицах, городах и сёлах,
Создав страну для президента,
И правит сменным контингентом.
Вот это мне понравилось! Удачно обыграно название КВН и интересно по смыслу.
№8. Никите Михалкову
Неутомимый монархист, оскароносец,
Давно, как клещ, вцепился в кинопьедестал,
Неугомонный олимпийский флагоносец
И чемпион средь тех, кто всех уже достал.
Сразу три неологизма… Не знаю, как вам, но я от всех трех не в восторге. Насчет утверждения «всех достал» - тоже сомневаюсь. Мне кажется, это личное мнение, которое много меньше величины масштаба личности персонажа. Разговорное выражение «всех достал» в эпиграмме - так же не радует. «Средь тех, кто» - лексическая ошибка: если «тех» (мн.ч.), то требуется «которые», а не «кто». Почему номинировано? Не знаю.
№9.Бараку Обаме
Радея за права и демократию,
Он сеет брань и смерть изобретательно.
Куда ни кинь, все схвачено у хама.
Причина войн - борец за мир Обама.
Здесь удачно только обыгрывание противоречащих друг другу целей персонажа и результатов его действий, причем размещенное в «замке» эпиграммы (в последнем предложении). В остальном - эпиграмме не хватает «перца»: в ней больше мнения, чем яркой сатиры.
№10. Татьяне Тарасовой
Гордиться нам пора
Тарасовой Татьяной,
Она страну поставит на коньки.
Но что страна?!
Да с лёгкой-то руки,
Её руки - могучей, шедевральной,-
Медведь по льду
припустится в круги!
Выражение «по льду припустится в круги» не могу считать правильным - я бы такое точно не номинировала. «Шедевральной» - хоть это и выражение, сказанное именно этим персонажем, но оно вряд ли достойно «быть выбитым на стене» - потомки могут его не понять ))) Кроме того согласование «гордится нам ПОРА… страну поставИТ» - тоже не радует: Тарасова стольких чемпионов УЖЕ миру подарила, что ею давно страна гордИТСЯ. Так что по смыслу… не нравится. Ритм сложен - для эпиграммы такая трудность произношения - не плюс.
№11. М. Боярскому
Гасконской удалью дразня,
в хитросплетеньях злополучных
за шляпу отдали коня,-
теперь со шляпой неразлучны.
Игра слов со «шляпой» - неплохо. Жанру эпиграммы соответствует
№12. Александру Друзю.
В «Что? Где? Когда?» — одни друзья,
Но все они — друзья Друзя.
Это произведение мне тоже понравилось: и лаконизм, и смысл, и обыгрывание слова «друзья», схожего по звучанию с фамилией персонажа. Жанру эпиграммы соответствует.
№13. Сергею Безрукову
Бандитов ты сыграл довольно много,
Не вру, ей-бога, - скажи, Серега!
Но если б Он увидел образ свой
Подумал бы, - неужто я живой?
Не поняла странного «ей-бога» (ни орфографии, ни согласования!). А еще связи «сыгранных бандитов» с ролью Высоцкого не поняла: автор использовал союз «но», который предполагает противопоставление начала и конца фразы. Это противопоставление не раскрыто. И почему вдруг «он» с заглавной? Речь о Создателе или о Высоцком? Скорее всего - о Высоцком, намек на него (цитатой на его песню) есть, но в целом согласование фраз туманно.
№14. Ксении Собчак
Увы, но Ксению Собчак
Народ считает светской львицей.
Не потому ль в стране бардак,
Что числят люд домдвашней птицей?
Абсолютно не нравится последняя фраза: и туманность выражения ее смысла, использование слов «числят» и «люд». Что это за «люд» и чем он отличатся от «народа» строкой выше? Что за «числят», если строкой выше использовано «считает»? Словом, мысль понятна, да исполнение небрежное… Кроме того, я сомневаюсь, что народ считает Ксению «светской львицей», народ куда грубее ее именует…
№15. Ивану Охлобыстину
Священнодейство с лицедейством
Непостижимо совместил-
Себе и своему семейству
Грехи земные отпустил...
Решил он, что в святом законе,
Как в светском - два в одном флаконе.
Актёрство совместив и САН,
Постиг он истину из ИСТИН,
Что он не просто ИОАНН,
А Иоанн он ОХЛОБЫСТИН.
Что за «святой закон»? А что за «истина из истин»? Мне кажется, если человек не знаком и не понимает церковной лексики, то её не стоит и использовать в стихах. Так же как и сомнительное по смыслу заключение «Себе и своему семейству грехи земные отпустил...» Грехи вообще-то человеку даже не священник отпускает… В концовке есть удачная игра звучаний, но, к сожалению, не игра смыслов, что куда более необходимо для жанра эпиграммы.
№16. Елене Прокловой.
Ребёнком Вы снималась в роли Герды –
Типаж, характер точно подошли.
Но виден рост мордашки милосердной.-
Теперь она - "Лицо" от "Дешели"
Всё понимаем, для актрисы дорог
Минутный ролик с "ящиком Пандоры".
Куда за славой Вы пойдёте позже?
"Лицо" обмана не назвали б "рожей".
«Рост мордашки милосердной» - это, простите как? На каком языке? А концовка груба. Грубость по отношению к персонажу-женщине эпиграмму не украсила. Как и назидательное обращение от множественного числа «Все понимаЕМ» и «Вы» вызывает сомнение, что это - эпиграмма, а не мнение.
№17. Ирине Хакамаде
Как тяжко в полудикой жить стране
Наполовину самурайке Ире!
Но чтобы стать японкою вполне,
Всего-то надо сделать харакири.
Жанру эпиграммы соответствует. По исполнению хорошо.
№18. Эпиграмма Андрею Вознесенскому
«Я – семья. Во мне семь я» А.Вознесенский
Я – 5-НОК.
У меня пять ног.
Две – в красных шортах,
как петухи,
ну, а четвёртой
пишу стихи.
А выпью двести –
и ног уже не пять,
а десять.
А вот эту эпиграмму, мне кажется, судьи недооценили. Здесь и использован каламбур обыгрывания «СемьЯ» и « Пять-Нок», но самое главное - эпиграмма повторяет стиль языка поэзии Вознесенского, делает персонаж узнаваемым через «цитирование» звучания его стихов. Жанру эпиграммы произведение соответствует полностью.
№19. Бараку Обаме
За мир и гуманизм псевдострадалец
Проворнее жонглёров цирковых
В любой пирог засунет чёрный палец
И убеждает: вот рука Москвы!
Мне понравилось. Жанру эпиграммы соответствует. И по стилю речи хорошо.
№20. Валентину Гафту
Бывает нежным, нетерпимым,
Интеллигентным и ранимым,
Неповторим он в каждой роли,
Какую б не послала доля.
Он в эпиграмме просто мастер,
Здесь огненно пылают страсти!
Но на язык ему попАсть -
Поверьте, будто к тигру в пасть.
Лексическая ошибка «какую б не послала доля»: неправильное использование слова «доля». Доля выпадает, а посылает судьба, рок. Судьи не имели права номинировать! Фраза «бывает интеллигентным» - нонсенс. Интеллигентность либо есть, либо ее нет, а не «бывает». Я бы эту эпиграмму сократила до единственной второй строфы: было бы и лаконичнее, и ярче, и без ошибок речи.
№21.Анастасии Волочковой.
Звездой себя считает балеринка,
Хотя мужские явно стать и спинка,
Без меры наглость и стальная хватка,
Такая вот не женщина - загадка.
Ей слава всех приятней и милее,
Но... стать бы ей немного постройнее.
Мне показалось - грубо. Как бы я не относилась к Волочковой, как к человеку, но обсуждать в стихах ее фигуру и употреблять уничижительное «балеринка» - не стоит. Эпиграмма - это сатира на персонаж, а не обсуждение его внешности, тем более, что «стать постройнее» стоит в замке - становясь главной мыслью эпиграммы.
№22. Филиппу Киркорову
Поп-король стал отцом - одиночкой,-
Он "родил" и сыночка и дочку.
И зазря злопыхатели троллят,-
При аншлагах проходят гастроли.
Не нравятся выражения «зазря» и «троллят». Дёшево и жаргонно. И нет смысловой связи между «отцом-одиночкой» и «аншлагами». Иронии и яркой мысли по отношению к характеру персонажа в эпиграмме нет. Просто обсуждение текущих личных событий, которыми обычно озабочена желтая пресса. Мелко по смыслу для эпиграммы.
№23. Николаю Валуеву.
Снаружи, вид его ужасен,
В бою, он "на расправу быстрый".
Но, чистотой души - прекрасен:
Внутри, он "белый и пушистый"!
Я уже не говорю об авторской пунктуации (даю ее без исправления), но как вам «снаружи вид его…» У человека бывает еще и «вид изнутри»? Кроме того, если сказал «снаружи», дай противопоставление «внутри», но автор оборвав фразу после союза «но» (который обязывает дать антитезу!) заговорил о чистоте души… По смыслу понятно, по форме - неряшливая фраза. Что такое «белый и пушистый ВНУТРИ» - мне тоже непонятно: это скорее внешние проявления человека, чем внутренние… Я не увидела здесь жанра эпиграммы, больше похоже на жанр загадки для младшего школьного возраста.
№24. Жириновскому В.В.
Будет много гнать пурги,
Раздуваться важно.
Да не жалко, пусть кричит.
Никому не страшно.
Это тоже по форме напоминает мне ПЛОХОЙ детский стишок (про злого и глупого волка). Не нравится выражение «гнать пурги». Да и сатиры, остроумия нет - просто констатация факта.
№25. Актёру С. Безрукову
От массы его "масок" все устали:
То он Иисус Христос, а то - злодей,
То он Есенин, то - Василий Сталин,
То Пушкин он, то Моцарт Амадей.
И даже как-то, коли не соврал,
Он мумию Высоцкого сыграл.
От зрителя ж, пусть даже близорукого,
Не скроешь специфичный лик Безрукова.
«специфичный лик» - смешение языка техники с возвышенной лексикой прошлого - звучит ужасно. Есть распад ритмического ударения: «от массы Его масок». Кроме того, слово «масса» тут не к месту - «от количества масок». При таких ошибках техники исполнения судьи просто не имели права номинировать.
№26. Футболисту А.Кержакову
Пахал как вол, а где же "Гол!"?
Теперь он пашет на глагол!
Оставьте,Саша,этот вздор!
Вы ж не поэт! Голеадор!
«Пашет на глагол» - это что? Мы слышим речь паханов или мы читаем стихи, поданные на литературный конкурс? Как речёвка для футболистов - может быть это четверостишие и представляет интерес, но жанра эпиграммы я здесь не вижу: ни иронии, ни игры смысла, ни яркой и узнаваемой характеристики персонажа…
№27. Андрусу Ансипу, премьер-министру Эстонии
В неравной драке с Бронзовым Солдатом
Понес потери в имидже премьер:
Его мы знали Андрусом когда-то -
Теперь пропали буквы Д и Р.
И по смыслу и по исполнению жанру эпиграммы полностью соответствует.
№28. Путину В.В.
В Конце Времён, в беде, в Потопе,
У нас, в Америке, в Европе
С ним гарантирован подъём.
Где ВВП – там всё ПУТЁМ!
Путин прочел и передает автору свой «респект» )))
Обыграны фамилия персонажа и слово «путь» - это в плюс жанру эпиграммы. Но на этом, пожалуй и все. Мысль автора про «в АМЕРИКЕ и в ЕВРОПЕ с ним гарантирован подъем» меня несколько удивила…
№29. Гафту
Зовут Залупкин,
за горьки губки.
Слог тренирует,
будто стартует.
Он отпрыск арта,
Кипит азартом.
кого бы клюнуть,
куда бы плюнуть.
В нем есть крупицы
самой царицы,
он шедевральный,
слегка астральный,
но что скандальный,
так это точно,
всех покусает,
хоть и заочно.
Мне не понравилось начало. Первые 4 строки я бы точно убрала, тем более, что там распад ритмического ударения «будтО стартует». Остальное - более или менее.
№30. Виталию Кличко
Апперкот, нокдаун, свинг,
Джеб, аллонж, инфайтер, ринг.....
Депутат, Майдан, УДАР*
Видно опустел карман...
УДАР - оппозиционная партия в Украине, лидером которой он является.
На злобу дня и неплохо по исполнению. Жанру эпиграммы соответствует
№31. Евгению Плющенко
Запомнится нам Сочи Олимпийский -
Принёс нам золото, но сплющил себе диски...
Здесь всё дело портит распад ритмического ударения «сплющил сЕбе диски»: не имеют право судьи с этой ошибкой номинировать! Кроме того, это эпиграмма скорее на единичное событие, а не на человека. А если вчитаться в построение фразы, то получается, что не Плющенко, а Сочи «сплющил себе диски»
№32. Михаилу Саакашвили.
Приняв наказ заокеанский,
Покинув гордо берег дальний,
Он думал, что он конь Троянский,
А оказался конь педальный.
Жанру эпиграммы соответствует. Обыгран литературный образ «троянского коня» - причем, к месту. Удачная работа!
№33. ЮриюЛужкову
Он по Москве ходил лишь в кепке.
Но где-то, что-то не учёл!
Хоть был "единоросом" крепким,
Теперь разводит только ... пчёл!
Не вижу логики изложения. Ходил по Москве «лишь в кепке» - голый что ли???? Ясно дело - персонаж не учел что-то с выбором такого наряда! И смысловая связь принадлежности к «единоросам» с разведением пчел тоже фрагментарна. Мысль автора хоть и понятна, но выражена она очень неряшливо. Если выбить на стене - у потомков будут вопросы… )))
№34. В. Януковичу
ВиктОр Второй был царь так царь!
Судим? Зато авторитет!
«Тюрьма, сума...», - ну, как там встарь?
Вот Юля есть… – А вот уж нет!
Пусть иногда страдала речь,
Зато красив – что стать, что пыл!
Мечту мне страшно в слог облечь:
Здесь ключевое слово – БЫЛ!
Язык изложения мне нравится, хотя и длинновато. Но жанру эпиграммы полностью соответствует.
№35. Саакашвили
Как избежать повторного конфуза,
Даю простой совет Саакашвили.
И надо то всего то ,что б до пуза,
К рубашке, галстук намертво пришили.
Если бы автор уделил больше внимания правильной пунктуации, было бы много лучше. А так - нормально. На эпиграмму тянет.
№36. Ю.Мориц
У маленькой компании
большой секрет:
источник юнномании -
Большой Поэт!
Оставлю без комментариев. Поругать не за что, похвалить - почему бы и нет… Но перца, так нужного эпиграмме мне не хватает.
№37. Безрукову
Известно, - больше, чем армян,-
Ролей сыграл Джигарханян.
Но достиженье скоро это
Сергей Безруков превзойдет,
Сыграв всех бардов и поэтов,
Которых наш вскормил народ.
Хоть оба начали с бандита,-
Армена карта будет бита,-
Безруков, - поздно или рано,
Сыграет и Джигарханяна...
Здесь портит дело завышенный объем стихов и смена рифмовки начиная с 3-ей строки.
«…бардов и поэтов вскормил народ»? Не знала… И на кого эта эпиграмма - на Безрукова или на Джигарханяна? И эпиграмма ли это?
№38. Геннадию Хазанову
Сыграв блестяще Попугая,
Теперь заслуженно в жюри -
«Собратьям» баллы выставляет
В программе шоу «Повтори!»
Мелко как-то для эпиграммы… Просто частный факт текущего года - ни сатиры, ни игры смыслов… Сообщение в рифму. Причем, не очень логичное: роль попугая дает заслуженное место в жюри? Мне казалось, что у персонажа куда больше заслуг…
№39. Витасу
Послушав Витаса, два пса
С презреньем фыркнули: «Попса!»
И, зная классике ценУ,
Завыли дружно на луну.
Почему-то понравилось. Как эпиграмма - годится.
№40. Юлии Тимошенко
В ней много схожести с лисой,
Из-за которой колобок загинул.
Изыди, женщина с косой!
Оставь в покое Украину.
01 01 00 01
00 01 00 01 01 0
01 01 00 01
01 01 00 01 0
Показываю звуковую схему - как вам этот ритм? Вернее - ошибки ритма? Судьи просто не имели права такое номинировать! Как и странное (украинское, что ли?) слово «загинул» по непонятной причине вошедшее в текст на русском языке.
На этом список номинированных эпиграмм завершается. Про не номинированные я здесь говорить не буду. Как видите, мне мало что из пакета понравилось, но конкурс все равно состоялся. Большинство его участников писали свои эпиграммы впервые и, несмотря на некоторые недочеты, у всех есть и удачные находки. И это - здорово!
А сейчас на странице Ликбеза проходит конкурс сонета http://www.stihi.ru/2014/03/15/4277
Там требуется вспомнить технику написания сонета (материала в Ликбезе по сонету достаточно!), и написать новое стихотворение на тему спорта. Очень советую всем читателям Ликбеза в этом поучаствовать! Не все же нам писать стихи только в единственном - привычном для нас жанре - интересно и другие техники письма хотя бы раз попробовать!
С уважением и симпатией ко всем, ваша Алкора. 04.04.14.