НЕкто ударением. НИкто - без ударения... - алина

Вера Линькова 2
( выношу эту главку из начала книги специально по просьбе на правило)

Гл. 5. Мостовой и фигурки неопределенной формы под деревом с тяжелыми плодами.


          Алина огляделась вокруг. Место, где она находилась, было каким-то неопределенным: ни небо, ни земля, ни вода…
          Вдоль узенькой дорожки, клубясь и завиваясь, росли облака.
          - Странно, нигде никого нет, - растерянно произнесла Алина и тут же задумалась. – А   как правильно написать: НИгде НИкого или НЕгде НЕкого?
          Правило о том, что безударные гласные надо проверять ударением, сюда не подходило,  потому что менялся смысл.
          Облака, отдаленно напоминающие деревья, стали путать размышления Алины своей
      песенкой:

      НИгде не ищи, если НЕгде искать.
      Не жди НИкого, если НЕкого ждать.

          Песенка повторилась несколько раз и, вслушиваясь в нее, Алина поняла подсказку: Е —  всегда под ударением, а там, где ударение падало на конец слова, по смыслу напрашивалось И. Получалось: НИгде - отрицательное наречие и НЕгде - отрицательное; НИкого -  отрицательное местоимение и НЕкого - тоже отрицательное, но уже с приставкой НЕ.
      Значит, все дело в ударении.
          Пока Алина думала, прямо перед ней совсем неожиданно предстал Мостовой. Форма, в  которую он был одет, выглядела очень странно. На голове как-то нелепо сидела милицейская фуражка с полуоборванным козырьком. В руке дергалась полосатая палочка, похожая на кошкин хвост, а вместо форменных брюк и сапоГ грОмыхали кое-как слепленные  друг с другом булыжники.  Мостовой грОхотал ими, вышибая искры, и грозно сердился.
          - Ты едешь не по правилам! - закричал он идущей навстречу девочке.
          - Я не еду, а иду, - поправила его Алина. - Вы неверно подбираете глАголы.
          - Это ты неверно подбираешь слОва! - еще громче закрИчал Мостовой. - Сейчас я превращу тебя в булыжник!
          - Прежде чем кричать, - попробовала смутить его Алина, - вы должны хотя бы знать:
      кто Вы есть и какие у Вас права?
          Мостовой в самом деле смутился и пожал плачами:
          - Я - НЕКТО.
          - А что у Вас в руке? - спрОсила Алина, взглядом показывая на пОлОсатую палочку-
      кошкин хвост.
          - НЕЧТО... - глупо ответил Мостовой и взмахнул рукой. И все получилось не как надо.
      Палочка изОгнулась, зашИпела и, выпустив коГти, прыгнула на дерЕво-недерево, которое  рОсло вверх тормашками, то есть вверх кОрнямп. С кОрней свИсали продолговатые,  заострённые книзу плОды.
          - Как упадем! Как ударим! - шумели плОды, но не падали.
          - Кому это вы угрожаете? - рассердилась Алина.
          Но тут увидела внизу множество занятных фигурок. Они дрОжалн под деревом и бОя лись совсем исчезнуть.
          - Зачем вы здесь стоите? - закрИчала Алина фигуркам неопределенной внешности. -
      ПлОды в любую мИнуту могут сорваться вниз и ударить вас!..
          - А нам стоять больше НЕГДЕ, - ответили фИгурки, - вот и стоим под ударением...
          - Мостовой! - позвала Алина. - Разве вы не видите, они стоят под ударением! Это опасно! Освободите их! ВеДь это Вы вИноваты... Если бы Вы случайно не появились па мосту...
          - Достаточно обвИнять других! - грОмыхнул сапогом Мостовой и налепил себе на мундир пару выбитых булыжников, - Все это сотвОрила твоя  невнимательность.
          Где-то в душе Алина понимала, что прежде всеГо вИновата её невнимательность, со  твОрившая Мостового. И теперь девочка-учительница думала, как всё исправить. Прежде
      всего, ей пришло в голОву, что Мостового надо сбить с толку. Тогда он бестОлково рассыплется по зЕмле и станет обычной грудой булыжников. А чтобы кого-нибуДь сбить с толку, лучше всего задать неожиданный бестОлковый вОпрос.
          - Простите, - обратилась Алина к Мостовому, - а у вас случайно нет красниковой резинки?
          - Ты хочешь меня зарезинить? - закричал Мостовой. - Не выйдет! Сейчас я тебя и без  красниковой резинки превращу в неопределенное местоимение.
          - Ну и как ты меня без красниковой резинки в него превратишь? - вызывающе-
      насмешливо посмОтрела на Мостового Алина. В общем-то она была не из пугливых девочек.
          - Просто! - взвизгнул разъярённый Мостовой. - Ударю палкой, и ты окажешься под ударением!
          Алина быстро сообразила, что делать. Она первая подпрыгнула, выхватила из рук Мостового пОлОсатую палочку-кошкин хвост и тут же опустила эту палочку на голову Мостового. Конечно, не просто опустила, а ударила изо всех сил...
          Под дерЕвом-недеревом на одну фигурку неопределенной формы стало больше. Фигурки по-прежнему дрОжали, боясь совсем исчезнуть.
          - Не стойте под ударением! - предупредила их Алина.
          - А нам стОять больше НЕГДЕ, - ответили неопределенные существа, - вот и стОим себе под ударением...
          - Но кто же вы? - в отчаянии спрОсила Алина.
          Ей казалось, что она опять опаздывает на урок, а дОрога в Царство Существительное
      потерялась...
          - Неужели не ясно? - с безразличием в голосе ответили фИгурки. - Мы все здесь - НЕКТО и НЕЧТО.
          - А чем вы занимаетесь?
          - СтОим себе под ударением, и заниматься нам больше НЕЧЕМ.
          В гОлОве Алины тут же созрел план действий. Она подумала, что если снимет с дерева  все плОды, которые могут ударить по фИгуркам, то сразу избавится от неопределенных  местОимений и выйдет на дОрогу к именам существительным. Забыв про то, что учительницы не лазают по дЕревьям, она с ловкостью кошки взобралась на дерЕво-недерево с  торчащими вверх кОрнями и сорвала с него все ллОды. ПлОдов набралось - полный подол!
          - Ну, всё, - обрадованно вздОхнула Алина и спустилась вниЗ. Она вывалила плОды на  землю и с радостью сообщила неопределенным местОимениям:
          - Всё! Я освободила вас от ударения!
          - Ну и напрасно, - услышала она вместо благОдарности. И тут же заметила, что НИГДЕ   НИКОГО нет.

Уроки Алины.


      Урок на сообразительность.

          Выпиши из главки слова, которые обозначали фигурки, стоящие под деревом с
тяжёлыми плодами. Плоды падали им на голову и ударяли. Значит, фигурки стояли под ударением. Какие это слова?
          Можно ли увидеть фигурки, которые убрали свои головы из-под ударения? Какими
      словами они обозначены в главке?
          Нарисуй свое дерево с тяжелыми плодами, а под ним - шесть фигурок.
          НЕкто НЕчто НЕкому                НИкто НИчто НИкому
          НЕчему НЕкем НЕ чем              НИчему НИкем НИ чем
          Почему в одном столбике все слова начинаются с НЕ, а в другом с НИ? Есть ли здесь  какая-то загадка?
          Догадайся по смыслу, в каком столбике находятся два неопределенных местоимения, а    в каком - только отрицательные?
          А теперь открой свой учебник и прочти в нем все про местоимения.