О диалектике онтологии

Шолохов Виталий
Что такое онтология? Каковы основные вопросы и понятия онтологии?
Термин «онтология» обозначает аспект метафизики, связанный с трактовкой бытия в его отличии от того аспекта бытия, который определяется термином «гносеология». Эти два термина сначала (1613) употребляются как синонимы и, в конечном итоге, во второй половине XIX века гносеология начинает выражать аспект метафизики, а гносеология превращается в раздел философии, который занимается вопросами бытия. (Философия в вопросах и ответах. С.202)
Однако, философские модели бытия существовали задолго до появления термина «онтология» сначала в философии элеатов, а затем в философских системах Платона и Аристотеля. Аристотель в «Метафизике» указывал, например, что «все такие науки имеют дело с тем или другим специальным бытием, … а не сущим просто и как таким …» (Аристотель. Метафизика. … с.107), разделяя предмет философии и предмет специальных наук.
Особенность «первой философии» Аристотеля в том, что «именно ей надлежит произвести рассмотрение относительно сущего как такового, и в чем его суть, и какие у него свойства, поскольку оно – сущее» (там же, с. 108)
Итак, онтология – это учение о бытии, о сущем и в то же время – раздел философии, в котором рассматривается бытие. Если использовать «интегрально-дифференциальную» терминологию П.Сорокина, то философия формирует/ реализует интегральную точку зрения на бытие.
Исходные начала интегральной теории П.Сорокина создают основу для рассмотрения трудов Аристотеля как единой теории, имеющей системную основу в виде 10 категорий (об этом – позже). Использование именно этих фундаментальных основ в виде принципов формирования модели эволюции бытия позволили С.Н.Гринченко построить иерархическую модель бытия, в которой бытие рассматривается «сущим просто и как таким». И в этой модели именно тринадцатая (Биогеоценозы) фаза метаэволюции живого включает популяции организмов, которые в случае человека и есть общество, основой которого оказывается человеческая речь и труд. (Гринченко С.Н.Метаэволюция систем неживой, живой и социально-технологической природы. Москва, ИПИ РАН, 2007, С.29)
Онтология рассматривает бытие как «существующее вообще, отвлекаясь от свойств и особенностей существующего и от его частных разновидностей.» (Философия в вопросах и ответах. С.202) Вопросы философии: «Что такое бытие? Что значит – существовать? Как можно существовать? Все ли сущее существует одинаково? Существовало ли сущее всегда, или оно возникло? Возможно ли вечное существование? Всегда ли сущее существовало одинаково, или оно подвержено изменению? Если оно подвержено изменению, то каков характер его и чем оно вызвано?» (Философия в вопросах и ответах. С.202)
Отметим, что мы имеем дело с последовательностью вопросов: Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? Сколько? И так далее. Отдельная проблема – полнота и даже системная полнота такой последовательности вопросов. Наука склонна утверждать, что существует полная система вопросов, отражающих все стороны модели бытия. Однако, эти системы вопросов-ответов оказываются разными у Платона и Аристотеля, Декарта и Спинозы, Лейбница и Гегеля. Важно, что такие «системы» выходят за пределы обыденного человеческого сознания. Здесь требуются иные мыслительные средства, которых нет в обыденном сознании.
Категории есть особые формы мышления, которые применяет философия для поисков ответов на онтологические вопросы. Содержание этих категорий часто раскрывается через рассмотрение их попарно, друг через друга. Например, Гегель рассматривал пары: бытие – небытие, качество – количество, сущность – явление, возможность – действительность, движение - покой и так далее. Причем, часть из этих категорий выражают процесс, а часть – состояние / результат. «Трактовка, содержательное наполнение, да и сам выбор категорий всегда оригинальны у разных мыслителей.» (Философия в вопросах и ответах. С. 202). Современная физика полагает, что система категорий бытия порождается свойствами статистического квантового ансамбля. (Об этом – далее).
Каковы основные проблемы онтологии?
Прежде всего, на вопросы онтологии невозможно дать однозначных истинных ответов, то есть нельзя найти единственную системную модель бытия, так как возникают последующие проблемы. Например, проблема небытия или проблема сознания. Как можно мыслить небытие? Сознание присуще только человеку, или всем живым существам и даже неодушевленным предметам? Или же существует высшее сознание – Мировой дух? Как связано сознание с материальным бытием? Кстати, это так называемый «основной вопрос философии». Что первично – материальное или духовное бытие? Дуалисты вообще говорят о «параллельном» существовании материального и духовного. Постмодерн вообще не рассматривает этот вопрос. Существует ли единое начало или принцип бытия? Положительный ответ дает монизм, а отрицательный – плюрализм. Дополнительный вопрос монизма: В чем именно единство мира – в духовности или материальности? Важный вопрос о движении: Абсолютно ли движение и вечно ли оно?
Как связана онтология с другими разделами философии?
Системное целое философии включат следующие разделы: онтология, гносеология, этика, социальная философия и др. Философия включает и методологическую составляющую. Кстати, у К.Маркса есть определяющая методологическая идея, выраженная словами примерно так: самая развитая форма бытия есть ключ к пониманию менее развитых форм (от человека к обезьяне, например). Познание идет «снизу-вверх», а знание полезно располагать «сверху-вниз». На сегодняшний день «Метаэволюция» С.Н.Гринченко дает пример современного понимания метафизической картины мира. Но эта же работа включает и его онтологическую часть – учение о сущем. Как было показано нами в рецензии на книгу «Метаэволюция» С.Н.Гринченко, его физическая модель основана на нашей концепции самоорганизации бытия. Конкретная форма самоорганизации – иерархическая, адаптивная поисковая оптимизация оказывается универсальным, абсолютно устойчивым алгоритмом поиска цели бытия энергетического характера. Основные свойства этого алгоритма выражаются 10 категориями, которые описаны Аристотелем в «Этике». Наряду с логикой, выражающей причинно-следственные связи в природе, оптимизация создает фундамент и теории познания – гносеологии.
О диалектике познания.
Аристотель, рассматривая проблемы физики, берет за основу учение древних философов о началах бытия и мира. Это – известные четыре основных начала, или четыре основные причины. Но это его не устраивает, так как коренными свойствами мира, кроме указанных, являются движение и изменение. Аристотель проделывает сложный путь логического анализа для выявления сущности и свойств этих категорий. И он приходит к упомянутым 10 категориям, выражающим его онтологическую систему. Таким образом, Аристотель не создал, а развил «четырех-причинную этиологию». Этот момент имеет большое значение для понимания всех остальных результатов Аристотеля.

04/05/2014

Письмо от С.Н.Гринченко

Дорогой;Виталий!
Я;по;поводу;«онтологии».
последовательные;этапы;познания;Мира.
«гносеологии/;эпистемологии».
крайней;мере,;меняет;её;структуру;и;параметры).;
кибернетическом,;поисково-оптимизационном;языке.;
Вот;как-то;так…
7.04.2014;;;;;;;С.Г.