Борис Суслович. Обзор по анонимному конкурсу

Литературный Фестиваль Рунета
1. Вечерний лес

Покой реки и сосен строгий вид.
Сомкнуты плотно вздыбленные кроны.
Как будто здесь под соснами зарыт
суровый меч народной обороны.
Как от земли, пройдёт по телу дрожь,
овеет тихой сумрачной печалью.
И вдруг душой пронзительно поймёшь
глубинный смысл, таившийся в молчанье.
Суровый лес, спокойная река,
далёкий холм закатом коронован.
И зреет гром немыслимый пока,
не названный ни цифрою, ни словом.

Неплохо. Понравилась последняя строка. Не понравились четвёртая строка, «глубинный смысл» и «сумрачная печаль».

........................

2. Мы были из пыли звёздной

Мы были из пыли звёздной
Зачаты... Не так уж плохо!
Наверно застали бога,
И был он кому-то крёстным.

Мы жили без "или" - страстно,
Считали за счастье роды,
Любили свои народы
И шли по дороге властно.

Мы сталью не стали детям.
Мы вечно сырая глина -
То хищника, то скотину,
Смеясь над собою, лепим.

Мы будем в распутье слёзном
Искать всё того же бога,
Затворника, недотрогу
И выгорим пылью звёздной.

Кто же «мы» - «сырая глина» или «звёздная пыль»? Оба образа вторичны.

........................

3. Лихва

Инвентаризация (не конец ещё) –
Касса закрывается на переучёт.
Выручка лет прожитых. Память рыщет в ней:
Ломаные грошики бестолковых дней,
Медяки потёртые будничных часов…
Громоздит их стопками, двери – на засов.
Вдруг как откровение – в скопище деньжат
Чудного мгновения золотой дукат!

Мысль автора, к сожалению, не нова: «Я помню чудное мгновенье». Хотелось бы увидеть что-то за «грошиками» и «медяками». Понравилось только «память рыщет».

........................

4. На Москва-реке

Лёд трещит. Толпа теснится к плахе.
Проторили с берега тропу.
Человек в заношенной рубахе
Прожигает взглядами толпу.

Но, застыв, как будто перед дверью,
Он еще засмотрится в зенит,
И себя за истинную веру
Он двумя перстами осенит.

И спадут тяжелые оковы,
И лучами в дымке голубой
Воссияют ангелы Христовы
Над его воздетой головой,

И истлеют прелести и чары
Царствия антихриста в дыму,
И, сгорев, сомненья и печали
Новым светом явятся к нему,

И палач, качаясь точно пьяный,
Донесет последние слова:
"Сукин сын... Покайся, окаянный..."
"О..." - отсеченная голова.

Отличные первая и четвертая строфы. Вторая и последняя – слабее. Третья
строфа (кроме «воздетой» головы) – самая слабая.

........................


5.  Я жду чудес...
Стихотворение оставило равнодушным. Автору не поверил.
       *    *    *
Я жду чудес. Они меня не ждут.
У них свои разметки и лекала.
На глаз крою из ленточек-минут
подобие эдемского начала.

Какой простор для праздного житья!
Ни средств и ни поддержки не имея,
моё искусство кройки и шитья
достигло совершенства апогея.

И нет чудес. Есть - проходной итог
подлунных струй на ярмарке тщеславья.
И стражник, отпустивший под залог
пустое чувство самолюбованья.

О небо! Ниспошли мне благодать -
цветною нитью обереги вышить.
Всем страждущим попутчикам раздать,
и выдохнуть, и выдержать, и выжить!

........................

6. Сон солнечных зайчиков.
            Колыбельная.

Спокойной ночи! Пепельный закат
С другого края моря остывает,
Торопят сны, и солнечных зайчат
Ведут за облако - укладывать. Мурчат
И просят сказку а о чём - не знают...

Вот крестница Луна их обняла,
Укрыла шалью тёплою с кистями,
Им гладила головки и молчала,
Потом запела песенку о счастье,
Которое всю жизнь свою ждала

И наступила трепетная ночь:
Проснулись звёзды, стали хороводом
Вокруг Луны с малютками и волны
Молочные по Млечному Пути
Качали маленьких до самого восхода…

«Пепельный закат» и «трепетная ночь» - штампы.
Вся картина слишком умозрительна. Понравился только «хоровод звёзд».

........................

7. А тишина не значит - пустота

А тишина не значит - пустота.
Последняя приходит неспроста,
А от обилья вяжущего слова.
Когда его не взвесить, не купить,
Когда тонка связующая нить
Крупицы смысла и его основы.

А тишина не значит-немота,
Когда стоит последняя черта,
И рот зашит, ни слов уже, ни пенья,
Да слово и не значит ничего,
И чтоб понять значение его,
Ты ценишь миг его возникновенья.

И тишина в итоге- тишина.
Из немоты, из пустоты, из сна..
Она приходит из своей основы.
Она-предвестник слова во плоти,
Её не взвесить и не обойти,
Она-трамплин к наполненности словом.

Стихотворение о сути творчества, написано  точно и целомудренно. Интонация -
скорее, вопросительная. Авторский поиск, сомнение почти до самого конца. Полное отсутствие пафоса. Трамплин перед взлётом. А таинство полёта – всё же «за кадром».

........................

8. Бессонное
             
Я не умру. Я буду жить в цветке,
и ты придёшь ко мне – к моей поляне,
как будто на счастливое свиданье
в далёком и прекрасном далеке...

И, обрывая венчики небрежно,
ты, может быть, помедлишь над моим,
почувствовав на миг, что вместе с ним
уйдут из жизни вера и надежда.

Земля – не место для чудес, и всё же,
быть может, улыбнёшься ты ему,
и пусть так будет только потому,
что он тебе стал чуточку дороже.

А если нет – пусть не щадит рука
тобою не прощённого цветка.

Сразу вспоминаются шекспировско-маршаковские сонеты. При этом стих – живой, лаконичный,  глубокий. «Может быть» - как бы готовит и безнадёжность в  8-й строке, и возрождение надежды в строке 9-й.

........................

9. Завтра была война

Годы идут все тише
В тихой забытой пристани.
Надо б поправить крышу,
Пол перебрать да выскоблить.

Переходя дорогу,
смотришь сначала в прошлое –
Господи, как же много
Было у нас хорошего!

Здесь хорошо на деле,
И до реки – рукой подать.
Рейсовый – раз в неделю,
Только вот ездить некуда.

Иглы церковных шпилей
Высятся над погостами.
Господи, мы же - были!
Мы же – любили, Господи!

Овощи дорожают,
Но с огородом – здорово:
Хватит до урожая
и для внучат из города.

А вообще все гладко,
вопреки ожиданиям:
облачно, без осадков,
завтра – похолодание…

Это всё же рифмованный очерк, не считая названия.

........................

10. Героини экранного времени

Камуфляжные стринги оттягивает кобура,
Печать всекинозвёздного страдания на макияже –
Нет, это не девушка, загорающая с утра
На каком-нибудь диком нудистском пляже...

Ноги длиннее лазерного луча –
а как горяча! –
рубит ими с плеча:
Толпа «качков» рассыпается в страхе,
Придерживая порубленные челюсти и пахи...

В школьном дворе девчонки играют:
кого-то пинают –
пробуют силу,
и кино снимают –
на мобилу.
Выложат в Интернет –
во будет шумихи!
– малаховы и пьяныхи
ославят на весь телесвет.
Наши девчонки што ли
Хужей Анжелины Джоли!

Фотография современности. Не более и не менее…Последние две строки- лучшие.

........................

11. Мелодия грустной радости

... и бемоли
как будто прильнули к земле,
а диезы, 
как птицы,  взлетают.
ты играешь ноктюрн.
в освещаемой мгле
от минора бодрящего
таю.

он такой,
что пройдя
через плотность "сутан",
продлевает
душевности срок.
верю - больше не будет
для нас
нотный стан
дневником параллельных дорог.

Музыка звучит, нотные знаки оживают. Вторая строфа не уступает
первой. «Сутана», конечно, говорит о глубокой религиозности композитора.

........................

12. Грешник

Усталые кони куда-то везут,
Не вывезут - вывезут, Землю?
Заплачет ребенок, уронит слезу,
Когда его ангел задремлет.

А грешная девочка, в самом аду,
Мне воду приносит в ладонях,
Поэтому я никуда не уйду,
И девочку время не тронет.

Насилье - мое противленье уму,
И добрые руки повисли...
Как трудно быть Богом себе самому
До гроба, до чувства, до мысли.

Зацепило, несмотря на «корявости», нестыковки: если плачет, то слёз уже много,
если ад, то, конечно, «самый». Хороши первые две строки,  две заключительные, и вся вторая строфа – кроме эпитета «самый» .

........................

13. их никто теперь не мучит

***

их никто теперь не мучит
не ломает и не топчет
жаль не выпадет вам случай
увидать как среди ночи
ходит ангел между ними
преисполнен добротою
кто заплакал вдруг
обнимет
заметался успокоит

где-то там лиса худая
спит
оторванную лапу
нежно к сердцу прижимая

это я её оттяпал

Безыскусное, простенькое, казалось бы, стихотворение о беззащитных страдальцах,
которых лишь во сне может утешить «ангел доброты». Пока не понимаешь, что оно написано от имени палача, который во сне и становится этим самым «ангелом».

........................


14. Все, что было...

Все, что было - словно не было,
память серая пыль запорошила,
и конверт под печатью гербовой
сохраняет от взгляда прошлое.

Разорвать его, перечесть бы
то, что, все-таки, было когда-то
неподдельным и искренне-честным,
как на струнах, играло на датах.

Забиралось под кожу навеки -
так казалось - уже не забыться
этой сердцем возлюбленной мекке,
этим дням, разговорам и лицам.

Постепенно, не за' год, не за' два
побледнели все яркости,впрочем,
самый быстрый скакун будет загнан,
на рассвете оседланный - к ночи.

И не вспомнить так просто и живо:
что терзало, всерьез напрягая,
молодые упругие жилы,
что в груди запирало дыханье.

Тех времен оборвались легенды.
Остается забвение мира,
и герои, вдруг ставшие кем-то,
кто идет стороною и мимо,

и влюбленность сегодняшней ночи,
что пройдет. Но не за' день, не за' два.
Жизнь мельчает от возраста, впрочем,
остается надежда на завтра.

Остается холодная осень,
одиночество суетных улиц,
и какое-то дальнее после...
где есть все, кто к тебе не вернулись.

Хороши вся первая строфа, 8-я и 12-строки. Остальное неизмеримо слабее

........................

15. Город линяет...

***
Город линяет.
              Сбрасывает
                льдистую чешую,
Солнышком согревает
                обшарпанные за зиму стены
Цимес предвесенья -
                это верчение на краю
Или вращение
             ночей и дней
                на шампурах катренов.
Город – это
           такой необъятный
                пресыщенный зверь,
Набирающий силы
                в утренней синекдохе вздоха,
Выдыхающий
           вечерние толпы
                в чересполосице вер и мер,
Распадающийся в гвалте
                полночных постельных охов.
Дважды в сутки
              накатывающий
                часопиковый прибой,
Где пыхтят одышкой,
                пахнут парфюмами
                и ломают кости.
Вдох и выдох.
             Пролонгированный городской запой
Или тихая визуализация
                кошмаров Иеронима Босха.
Город тоскует.
             Плачет, смеется, любит
                и лупит влёт
Всякого, кто в толпе
                отрастить осмелится крылья.
В ощущениях даны:
                асфальт, тротуары да черный лёд,
Мрачное небытие
                городских послезимних былей.
Город линяет.
             Может, и мне
                настала пора линять?
Дела-то:
          закрыть глаза
                и молча шагнуть за звёзды.
Если крылья есть,
                то совершенно не надо карт,
Есть же остров,
                где карлики с птицами спорят за гнезда?
…Прежде, чем уйти –
                немного еще постою,
Осенив напоследок печаль
                предвесенней
                мелькнувшей тенью.
Город линяет.
               Сбрасывает льдистую чешую.
А упоенье весной
                приходит
                в верчении дней на катренах.

Достаточно убедительная картина. Мешает только упоминание катренов: эта литературность лишняя. И в концовке многовато пафоса («осенив напоследок печаль»),
хотя «предвесенняя мелькнувшая тень» хороша.

........................

16. Водяной пистолет

...А чего ещё надо – живи хоть сто лет,
как роскошная липа над жёлтым прудом.
Я под липой однажды нашёл пистолет,
водяной пистолет, разноцветный притом.

Странный символ убийства, дающего жизнь,
пули – это вода – нефролепис полью.
За окном тополиная крона дрожит,
облака ставят сценки про Смока Белью.

Не по мне тот расклад, лучше тихо когда...
Лучше Кантом спокойным и лучше – сто лет.
Только вот довелось мне поднять у пруда
водяной пистолет, водяной пистолет...

Я подумал, увидев как меркнет листва,
что в поэзии сила убойная есть.
Одному суждено умереть в сорок два,
а другому – положен предел в тридцать шесть.

Но не так однозначен в поэзии срок;
старый – грецкий орех, молодой – мандарин.
Ладно, рвётся под семьдесят кружево строк –
Гёте было за семьдесят, Гёте – творил!

Да чего ещё надо – живи, не тужи...
Заряжу я хрустальной водой ключевой
странный символ убийства, дающего жизнь,
впрочем... странного в символе нет ничего.

В мире разностей много случалось найти,
правда, больше гораздо пришлось потерять.
Солнце было в зените, спустилось в надир...
летний вечер; на скатерти хлеб и тетрадь.

Слабые стихи. Зацепиться не за что.

........................

17.  братишка

вцепившись в облако, с опаской
 мой дэцэпэшный ангел ждёт,
когда ему начертит пандус
 пером хвостатым самолёт.
туманы по утрам всё гуще,
снега прокисшим молоком.
хвораешь что ли, всемогущий?
хотя, кому сейчас легко.
с тобой Бернар и Авиценна,
со мной светил учёный хор,
давно просрочены рецепты
 с обратной стороны стихов.
но непрекрасное прекрасно,
когда ты знаешь что почём.
 "добрался,долгожданный? здравствуй!"
да будет нерушимым братство -
твоё крыло - моё плечо

Удачная попытка разглядеть в горе, трагедии – «обратную сторону» гармонии, как в прокисшем молоке – снег, как в отвратительном, жутком недуге – прекрасную, ангельскую душу…

........................


18. Сижу. Молчу. Тоскую по тебе

Сижу. Молчу. Тоскую по тебе.
Жена твердит:"Займись каким-то делом".
Ей не понять - я занят до предела
Раздумием о горестной судьбе

Не быть с тобой. Не видеть по полгода.
Не трогать взглядом ни груди, ни губ.
Измучавшись вопросом "люб-не люб",
Гадать, какая выпадет погода

Попыткой испытать на прочность уз,
И раз в полгода запретить при встрече
Под сотней глаз хотя бы раз за вечер
Прижать тебя к себе под тихий блюз.

Чуть напоминает «Кончики волос» Евтушенко. Но написано искренне, с душой. Понравились вторая и третья строфы. А начало –  слабее.

........................


19. Плечи

желанная, жданная, ты мне не верь.
задраивай окна, захлопывай дверь.
замок – чтобы пять поворотов ключом.
я вышибу дверь плечом.

я, кажется, понял, какая нужда,
приводит меня каждый вечер сюда,
я, кажется, знаю, чего я хочу:
чтоб было больно плечу.
тогда я не вспомню, как в руки шло,
как было забавно, легко, тепло,
тогда я не буду терпеть, молчать,
а буду рубить сплеча.

и буду смеяться тебе в лицо,
и стану безжалостным подлецом,
немного Нероном, отчасти Че.
ушиб на моём плече
напомнит мне, как ты мала, жалка,
труслива, ревнива  исподтишка,
ведома, готова реветь опять.

и плечи твои обнять.

Не думаешь ни о чём – просто живёшь внутри стиха. Почти сразу появляется второй план.
И за словами стоит не отрицание любви, а яростный прыжок к ней, в неё.

........................


20. Само-объекты

Их не надо много, их нужен хотя-бы один
Чтобы было вокруг чего обретать орбиту
В этом каждый свободен, сам себе Алладин
Кто-то хочет вина, а кто сочинять сюиту
 
Чтобы было чему дышать и кому проснуться
Протекает время, как в старом ведре вода
Иногда ничего не стоит, лишь оглянуться
Иногда наощупь надо сжигать города
 
И не все услуги всегда подлежат отдаче
Например, не стоит давать на чай палачу
Каждый сам решает, как себя обозначить
Можно просто молчать, а можно кричать – Молчу!

Неинтересно. Скучно. При этом начало лучше продолжения.

........................

21.  Просто по Шекспиру…

               
                "Весь мир - театр и люди - в нем актеры."
                (Уильям Шекспир)
               
                "- Если жизнь - театр, то кем в ней лучше
                быть - актером или зрителем?
                - Режиссером! Но наверное ОН один ... ."
                (Из подслушанного диалога)
               



Который год играю свою роль,
С тех пор как появился я на Сцене,
Но до сих пор не главный я герой
И публика меня не очень ценит...

Никто из нас не видел Режиссера
И Пьесу без Него играем сами,
Но многие (если не все) актёры
Уверены, что Он следит за нами...

Я вроде не валяю дурака,
Но всё же мной Он явно недоволен
И по сюжету у меня пока
Не самые ответственные роли.

Я так мечтаю главной героине
Хотя бы пару реплик бросить в акте...,
Но Режиссер опять неумолимо
Использует меня лишь на подхвате.

Пытался подавать Ему прошенье,
Чтоб Он подкорректировал сценарий
И дал благословенье и прощенье,
Но где Его найти - увы, не знаю …

А может Он повсюду, здесь, сейчас?
И мы Его совсем не там искали?
Что если Он незримо через нас
Сценарий Пьесы пишет вместе с нами?

Что если мы и сами вправе, в силах
Исправить содержание и форму,
Расставить по другому запятые
И разыграть всю Пьесу по другому?

Я верю в то, что Главный Режиссер
Не самодур, тиран или диктатор.
Я верю в то, что для Него Актер -
Не просто исполнитель, а соавтор!

И пусть у Режиссера моё имя
Пока ещё не на счету хорошем -
Я верю в то, что главной героине
Однажды пару... реплик... всё же брошу!

Одно из слабейших стихотворений в списке.

........................

22. В тёмных кронах плакучих берёз
 
* * *
В тёмных кронах плакучих берёз
Мне мерещатся конские гривы.
Грациозны, легки и красивы,
Кони в небе летят во весь рост.

Как изящна их гордая стать,
Я за ветром их цокот не слышу,
Это ветер берёзы колышет,
Заставляя коней гарцевать.

Ночь июньская прочих бледней,
Не идёт по земле, а танцует,
А по небу берёзы гарцуют,
Превращённые ветром в коней.

Красиво, даже слишком. Литературно.

........................

23. Крысята

Крысята подвалы собой наполняют,
Шуршат под ногами, пытаясь спастись.
И каждое утро, охотясь, не знают,
Какую монету подбросит им жизнь.

У них не осталось ни брата, ни рода,
И мать отвернулась, прогнав из семьи.
Безликая стая чужого народа!
В подземных тоннелях скитались одни!

И жизнь без призора не кажется длинной,
Из люков, из нор до небес не взлететь.
И вены свои щекотать героином,
Надеясь безмолвную встретить в нем смерть.

А утром проснувшись, рыча от похмелья,
Пытаться подняться, и что-то найти...
Ребенок, забыв про игрушки, веселье,
С мечтою о дозе кричит взаперти.

Подвальные стены укроют те крики,
Крысенок иглой оценил свою жизнь...
Они ведь живые, как крысы, безлики
То дети твои... Человек, оглянись!

Идея хорошая, исполнение – так себе.

........................

24. Кукушка кукушонку

У кукушки капюшон
скроен ладненько для лоха.
Ей - кукушке - хорошо.
Кукушонку - очень плохо.
Кукушонку негде спать.
Заняты чужие гнезда.
Пропивает сына мать.
В небе ясном гаснут звезды...

Прямо по Маяковскому: «Что такое хорошо». Последняя строка никак не связана.

........................

25. Гимн Матери
               
Проходят времена – года, тысячелетья, -
Всё времени река меняет на планете;
Где был цветущий сад – шуршат пески пустыни,
Лишь неизменно, Мать – святей любой святыни!

С рожденья своего и до скончанья века
Нам нет родней того родного человека,
Что родила на свет, вскормила и взрастила
И возразив себе, нас в мир благословила.

Вступая в этот мир – иди по нём с оглядкой,
Предательства и лжи – в нём встретишь многократно.
Чтоб душу уберечь от нестерпимой боли
И в счастье и в беде всегда ты свято помни;

На свете есть одна, что не предаст вовеки.
Коль у тебя беда – через моря и реки,
Преграды сокруша придёт к тебе на помощь,
И лишь в её глазах ты с головой утонешь.
 
Есть на земле порог, один на всей планете,
Где нищего, больного…– тебя любого встретят.
Там ждут тебя всегда, уставши от разлуки,
Родимые глаза и ласковые руки.

Доживши до седин – познал я истин сути:
На свете БОГ один – к Нему глаза и руки!
Из всех молитв – одна, важнее всех на свете, -
ПУСТЬ БУДЕТ МАТЬ ЖИВА!!! И МИР НА ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ!

Пафос убивает поэзию.  Настоящий гимн матери – «В горах» Бродского

........................

26. Рябина

Стекают листья разноцветьем,
И ветер руки холодит.
А чувство тёплое о лете
В рябине-ягоде горит.

Ночные звёздочки мороза
Лишь добавляют алость ей.
А рядом белые берёзы
И воздух Родины моей.

Жуткая, плакатная концовка. А начало – интересное.

........................

27. Утро небритое

Утро небритое колёт глаза
Строчкой по окнам тумана слеза.
Князь тишины раздражает мой слух,
Певчие птицы удрали на юг...

Кожа платанов осыпалась коркой
Дерево телом на свет смотрит робко.
Молча расселись в ветвях исполинов
Чёрные птицы с носами грузинов.

Ветер интимно шептался с листвой,
С той, что обнимется вскоре с землёй.
Нежно касался любой её зоны,
Плакали влагой зелёные кроны.

Месяц уставший под номером восемь
Мне намекает, что близится осень.
Над головою полно верных знаков,
Мрачные тучи там бросили якорь.

Дверь в доме хлопнет,застонет клозет,
Ящик панельный встречает рассвет.
Каждый мой день, как дорога к Голгофе
Дым сигарет и без сахара кофе...

Неплохи первая строфа и последние две строки. Середина откровенно слабая,
третья - <сексуальная> - строфа притянута за уши.



........................

28. Клинический опыт

Я слушаю сердце своё.
Раскрыто компьютерным чудом,
не шепчет оно, не поёт –
скрежещет, свистит и сосёт –
насос многотрудный.

Всевластно собой полоня
лечебную тишь кабинета,
наполнило гулом меня…
То звук не шестого ли дня
творения света?

Расширив от жути зрачки,
величье Творца постигая,
пытаюсь сквозь ритма толчки
рассудку вместить вопреки
немыслимость рая.

Что думал Создатель, когда
лепил из земли человека
и сердцу в начальный удар
ресурс бесконечности дал?
Зачем ему лекарь?

Наполнился вечный потир
росою, горячей и алой…
Мой мозг – мой вчерашний кумир,
в бесславии изгнанный в мир,
сошёл с пьедестала.

Есть отдельные неплохие строки, но нет цельного стихотворения. Слишком много инверсий. По сути, это ещё черновик.

........................

29. Моё ты счастье белокрылое

***

Моё ты счастье белокрылое,
Мой негасимый нежный свет…
Меня живительною силою
Ты наполняешь столько лет.

Не журавлём и не синицею
Ты мне ниспослано судьбой,
А белоснежной чудо-птицею
В каёмке неба голубой.

Купая крылья распростёртые
В фонтане утренней зари,
Ты в вышине чуть видной чёрточкой
Над мирозданием паришь.

И если тяжесть лет безмерная
Согнёт когда-нибудь дугой,
Одно лишь есть спасенье верное -
Мне взглядом встретиться с тобой.

Знать, для того ты и даровано,
Чтобы, в желании взглянуть,
Под уходящих дней оковами
Я смог бы спину разогнуть.

А чтобы сумерки унылые
Не погасили радость дня,
Моё ты счастье белокрылое,
Не покидай, прошу, меня.

Многовато штампов. Понравилось только «Я смог бы спину разогнуть».

........................

30.  Полотно

Не мечтанье, не виденье, не химера…
Зарифмованный рисунок, зримый стих –
Полотно невероятного размера:
В Третьяковке, в Лувре – не было таких.
 
И не будет – в Эрмитаже ли, в Уффици, -
Ни в одной из рукотворных галерей.
Зал – один. Над ним летят стальные птицы:
Лишь из них картину можно рассмотреть.
 
Но одно скажу – ни Дрезденка, ни Прадо,
Ни алмазные хранилища Кремля
Не способны породить такую радость:
Не искусство говорит – сама земля.
 
Срисовать ее получится едва ли:
И Кандинский, и Малевич  подтвердят.
Но они, видать, во сне над ней летали
И писали, сна границу перейдя.
 
Ах, какая ты красавица, планета!
Восхищению вовеки не остыть.
Как творение пера Первопоэта
Ты с любой ошеломляешь высоты...
 
Если тучи встанут плотною стеною
Или солнышко сиянием зальет,
Буду знать: шедевр шедевров подо мною.
- Я согласен! – покачнется самолет…

Интересно. Но ведь это декламация. А поэзия – только в последней строке.

........................

31. Хоровод

Знакомьтесь: Витенька из четвертой,
Товарищ, сосед, вместе ходили в детсад.
Здравствуйте, Витенька!
Это Герман из первой подготовительной,
Дергатель за косу, устроитель засад.
Вот Саша, кружок по танцам,
Ладный, похожий на иностранца.
Хулиган Анатолий из интерната,
Задумавший стать пиратом
И выкрасть тебя, увезти на остров.
Красавец Илья. Жалко, не вышел ростом.
Безымянный парень из магазина, простой покупатель.
Геннадий Максимович, хороший папин приятель.
Пожалуй, на этом хватит.

Глаза твои, милая, сине-зеленое море,
Кораблик плывет, закатное солнце садится.
Я выловил каждого утонувшего принца,
Всех несведущих.
Я следующий?..

Зацепило, хотя не сразу. Концовка освещает весь стих. «Сине-зеленое море» любви.

........................

32. Театр

Вот так подумаешь порой,
что скоро будет выходной,
и я с больною головой
пойду в театр.

Актёры будут выступать,
кто смотрит - слушать и вникать,
машины просто будут ждать...
Эвакуатор.

А я забуду про дела,
и то, что тёща довела,
и что жена не создала
уюта в доме.

Но вдруг пойму, что всё пройдёт,
и этот день, и этот год...
И что сегодня не помогут Дездемоне.

«Поэзия, прости Г-споди, должна быть глуповата». Но не настолько же!

........................

33. Богиня Любовь

Любовь – капризная богиня:
То одарит тебя с лихвой,
То на аркане длинном-длинном
Утянет в пропасть с головой.

Любовь – коварная богиня:
Наобещает одного,
Но эти все виденья мнимы –
Ты не получишь ничего.

Любовь – невинная богиня,
Она не знает, что творит.
Ты ходишь тихо, как рабыня,
И неизведанность томит.

И вместе с тем Любовь щедра –
Она подарит райское блаженство.
Но лишь тому, кто и с утра
Увидит в милом совершенство.

Вторично. Неинтересно. Скучно.

........................

34. остыло отболело отжило

***
остыло отболело отжило
на птичий звон распахиваю окна
дрожит захолоделое стекло
волненье сердца ласково высотно
 
ещё мне косу вьёт потеря но
цветёт во взгляде солнечный хрусталик
да я ушла когда совсем темно
но тем светлее сны во мне настали

Коряво. Всё же птичий «крик».

........................

35. Хобот

Иван Израилевич Хобот —
Почётный ветеран СОРАН:
Был грациозен словно робот,
Умён, как юный павиан.

Был человечен, добр, как Ленин,
Как Маяковский водку пил.
Писал, как Пушкин и Есенин.
Как Лев Толстой подмышки брил.

Ругался ямбом и верлибром.
В ночи светился, аки тать.
По волнам мог тюленем прыгать,
И в роще иволгой свистать.

Холодным взглядом терапевта
Умел предметы расставлять.
Потом, слепив наган из теста,
Им всех врагов перестрелять.

А если просьба поступала,
Он вмиг вершил народный суд,
Бья с лука в глаз кого-попало,
Как славный рыцарь Робин Гуд.

И делал всё о чём просили,
С улыбкой доброю у рта.
Насилья не любил, бессилья,
Жалел распятого Христа.

Его повсюду узнавали
По гордой поступи коня.
Старухи ноги целовали,
Крестом трёхпалым осеня.

И вдовы, плакая, рыдали,
Бьясь головою о песок.
Цветы и розы расцветали
В грязи окрест его сапог.

Порхали голуби и птицы
Вокруг прекрасного чела.
Бледнели красные девицы,
Глаза уткнувши в подола.

А он всех по головкам гладил,
И не смыкал усталых век,
Кормя зефиром в шоколаде:
Таков был этот человек!

Но, как-то раз с утра побрился,
И сесть позавтракать решил.
Но хлебной крошкой подавился,
И умер — будто и не жил.

«Бья, бьясь, кормя» - не многовато ли? Подавился всё же коркой, хотя… смешно!

........................

36. Лапша

Временами было хорошо:
словно суп с домашнею лапшой
и гулящей деревенской курой.
Вот проходит час, за ним другой,
над рекой разносится отбой
горном замирающей фигуры.
Пары появились на плацу.
Помня, что лица лицом к лицу,
разбрелись по ближним перелескам –
кто грибы, а кто чернику впрок,
чтоб зимой ломился теремок
и пирог дышал молочным блеском.
На верандах музыкальный гам,
по дождливым рельсовым путям
тянутся товарные вагоны...
Вот проходит день, за ним другой,
голубок сверкает над водой,
делая процесс одушевлённым

А это настоящие стихи, где прописана каждая мелочь. Потому что здесь нет мелочей

........................

37. Бобёр

Мой друг Бобёр
Бока подпёр,
Встал на резиновый ковёр,
И в ванной начался разбор:
Утей - сюда,
Дельфин – туда,
Подлодка – в глубину,
Здесь проведу свои суда,
Здесь рыбам – «Цыц!»,
Лягушкам – «Ква!»,
А это место для кита.
Вдруг раздается «та-та-та»,
И стая брызг до потолка
Летит от плоского хвоста,
А сам – улыбка до ушей,
Которая случается
Лишь у двузубых малышей,
Которые купаются.

Концовка напоминает «Мой роман» Саши Чёрного. Начало слабее.

........................

38. Мой папа на рынке служил мясником

Мой папа на рынке служил мясником
но был неразборчивым малым.
А мама в порту торговала цветком
по самое некуда алым.
Я быстро росла и примерно к пяти
мечтала играть на рояле...
Но мама и папа сказали: «Прости...»
И ляле рояля не дали.

Горючие слезки собрав в кулачок,
я тут же их папе всучила.
Он дал мне свой старенький фартук, крючок,
разделочный нож и точило.
А  мама сказала: «Разуешь глаза -
научишься ими стрелять...»
Ну что еще может ребенку сказать
шальная портовая мать?

Я быстро росла и примерно к шести,
набив предварительно руку,
капризному брату сказала: «Прости..»
И стала играть в «мясорубку».
Шутя ничего не заметила я -
игра это детское счастье...
Но папа сурово сказал мне:
«Нельзя людей разбирать на запчасти!»

Горючие слезки собрав в кулачок,
я тут же их папе всучила.
Забрал он испачканный фартук, крючок,
разделочный нож и точило.
А  мама сказала: «Как жаль малыша -
придется другого рожать...»
Ну что еще может на это сказать
шальная портовая мать?

Я быстро росла и примерно к семи
про спички узнала случайно.
Родители рано из дома ушли,
а утром так хочется чая...
Шутя, ничего не заметила я
а искры куда-то попали...
Теперь вечерами играю, бренча
на новеньком красном рояле.

Горючие слезки с тех пор не текут.
Папаша, конечно, доволен.
Мамаша цветет,  пропадая в порту,
а я музицирую в школе.
Вот только соседский степной хомячок
смешной, но кусачий и вредный,
точило, разделочный нож и крючок...

Куда-то пропали.
Бесследно.

Неплохая «вариация на тему». Стилизация, не более.

........................

39. За словом в карман

Ты не лезь за словом в карман,
Не мечи перед свиньями бисер.
Наша жизнь – подлог иль обман.
Бог играет нами свой твистер.

Чтоб не предали - ты не ищи
Ни подругу, ни лучшего друга.
Всех забудь. На судьбу не ропщи.
Помни, Бог воздаёт по заслугам.

Чтоб не ранили – ты не влюбляйся,
Одиночеством скрашивай дни.
Оглянись вокруг. Не притворяйся!
Все вдвоём, но в душе-то одни!

Зарифмованная проза.

........................

40. Глаза

Глаза бездонные, бескрайние.
Скажите мне вы без отчаянья
Стремитесь вы в  какую даль?
Мне не обидно и не жаль,
Что смотрите вы не в меня
И не в кого-то, не в себя,
Увидеть не хотите мир
Вокруг себя, а только пир - 
Унылый, громкий, шумный звон...
А кто-то любит, иль влюблен
В цветы, деревья, соловья,
Кто-то один, а у кого — семья.
Вы посмотрите! Мир вокруг
Похож на необъятный круг
Мечтаний, жизни суеты,
Успехов, счастья, на цветы!
Всё разное, и всё похоже,
Иначе в жизни быть не может...
И вскоре взгляд найдет себя.
В себе, вокруг, тогда, любя,
Окажется вселенной море,
Слезинкой малой будет горе.
И чувств бескрайние просторы
Способны будут сдвинуть горы!

Совсем слабое. Непонятно, как попало в «длинный список».

........................

41. шкаф

Мне душно здесь я ношеный сюртук
оставленный в шкафу при переезде.

Забытый шкаф на лестнице в подъезде,
он стар, сварлив, необратимо туп,
его дверей глухой сквознячный стук
внушает страх: вот-вот возьмет да треснет
не в смысле трещины, а так – с размаху дверью
и с плечиков утративших доверие
я соскользну да выйти не смогу.

Но что еще осталось старику,
ловить сквозняк, постукивать дверями
да представлять  как на кардиограмме
биение дверей  в одну строку
могло б свестись,
трястись,
когда под ним проходит поезд,
(и я уже порою беспокоюсь
когда замрет он с часу до шести)
трястись, скрипеть и петь петлями гаммы
генеалогию от параллелограмма
до собственных косых дверей вести
и счет забытых им но в нем вещам
и ощущать насколько отощал,
как скрип его без отзыва немеет,
как мало  веса в том что он имеет,
что дом - под снос, что лестница – путь вниз.

Не возвращайся, без меня он опустеет.
Вернись.

Начало интересное, но уже 4-я строка неудачна. И описание дверей слишком многословно.

........................

42. Парад Победы

Даже Небо слезами зашлось в вышине
В торжестве и печали Парада,
И Георгий вознесся на белом коне
Над штандартами падшего гада.

Слишком много пафоса.

........................

43. Надоело мне слушать советы

***
Надоело мне слушать советы.
Наплевать мне на ваши укоры!
Я хочу возвращаться с рассветом!
Я хочу быть счастливой и гордой!
Я по ветру пущу ваши сказки.
Тошнота от нытья одолела!
Ну давайте вы!Люди в масках!-
Осудите меня за дело!
Я танцую по жизни сегодня!
Наслаждаюсь ее ароматом.
Я теперь веселей и свободней,
И еще веселей буду завтра!
Я не буду скучать по моментам!
Я не буду жалеть о поступках!
Вы ж копайтесь хоть век в экскрементах
Сплетен гадких и лживости жуткой!

Количество восклицательных знаков зашкаливает. Зачем эта экзальтация?

........................

44. Возвращение

Мы беспечны в любви. Как губительно
заблуждений  несметное полчище...
Без тебя мне мгновенье мучительно -
небеса умоляю о помощи.
 
Ты у кромки над самою пропастью,
только шаг – и навеки забвение.
Но смирением, нежностью, кротостью
я зову тебя из отчуждения.
 
А весна обнаружит проталины,
там, где выли метели над битвою.
Ты был в плен сатанинский украденный,
но избавлен  горячей молитвою.
 
Возвратишься с дороги отчаянной,
заплатив миражами последними…
С головою седою, израненный,
над моими склонишься коленями…

Ожидаешь чего-то большего, соответственно теме. Увы…

........................

45. веткой са'куры, веткой са'куры – машет мамина мне душа

что ж, пророки вы –  и оракулы, напророчили смерть мне и яд?!..
загляделся на ветку я са'куры, вспоминая вишнёвый свой сад…

ветка са'куры, ветка са'куры! опьяняет – и взгляд мой влечёт:
будто память – снимается с якоря; будто время – на убыль течёт…

будто в детстве –  с той веткою са'куры! роем –  страхи ночные тех дней:
бледный призрак несчастного Дракулы – просит капельку жизни моей..

ах, как хочется жить ему бедному!.. ах, Весною – так хочется жить!..
вот с сестрою тогда – мы не ведали, что так страшно Весну пережить!

ветка са'куры, ветка са'куры – бледно-розовая стрела..
ах, как горько с сестрою мы плакали: наша мамочка умерла..

боже, как же любили мы мамочку!.. как же истина смерти проста:
окаймлённое чёрною рамочкой, улыбается фото – с креста…

ветка са'куры, ветка са'куры!  мама – каждым твоим лепестком –
улыбается нам, чтоб не плакали! шлёт привет, – закружив мотыльком…

с ветки са'куры, с ветки са'куры – снег вишнёвый сдувает луна…
чтобы жизнь не казалась нам сахаром, – флейтой смерти рыдает Весна..

не нужны мне пророки-оракулы! и без них – ощутил, чуть дыша:
веткой са'куры, веткой са'куры – машет мамина мне душа…

Начало и конец удачные, середина - слабее. Так писать об этом всё же нельзя.
«Флейтой смерти рыдает Весна» - плохо. Если бы после «пережить» сразу шло
последнее двустишие, голосовал бы «за».

........................

46. Белый снег отдыха облетел
***

Белый снег отдыха облетел,
Чёрный снег мартовский гол и бос.
Вечный Бах строится в темноте
И к утру сладит нам дивный мост,

У него лаковые края
И до дна сумрачный чуткий строй,
Чёрные сваи елей стоят,
Слух углубляется в лес густой.

Высота хора, где спрятан бас
И слова заперты на замок…
Не костяк мира возносит нас,
А орган, выросший из-под ног.

Высота хора, где спрятан Бог,
Город глядит на Него сквозь лёд,
Между домов, словно между строк,
Время плывёт…

Веришь автору с начала до конца. Сильно и хорошо.

........................

47. Отважные  и  жадные  князья...

Отважные  и  жадные  князья,
свирепые  безжалостные  ханы.
Цари.  Потом  придурки  и  тираны...
Всех  Бог  из  обращения  изъял.
А  это  были  люди,  были  лица!
Не  то  теперь  нас  ждёт,  не  то  нам  снится:
немою  виртуальною  грибницей
пророс  в наш  мир  безликий  капитал.

Неубедительно. Сразу вспоминается Кушнер: «Времена не выбирают».

..................................
..................................

Шорт-лист:

7. А тишина не значит – пустота 
8. Бессонное
11. Мелодия грустной радости
12. Грешник
13. их никто теперь не мучит
15. Город линяет...
17. братишка
18. Сижу. Молчу. Тоскую по тебе
19. Плечи
31. Хоровод
36. Лапша
46. Белый снег отдыха облетел

                Борис Суслович

..................................
..................................

Организаторы конкурса сердечно благодарят Бориса Сусловича за обзор - и приглашают авторов к дискуссии.

С текстами стихотворений конкурса можно познакомиться на странице http://www.stihi.ru/2014/03/19/4745
Авторы стихов раскрыты на http://www.stihi.ru/2014/04/04/3172, где даны Итоги читательского голосования.
Обзор Юрия Погорельского: http://www.stihi.ru/2014/04/05/2257