Путяев в первом приближении4

Юрий Николаевич Горбачев 2
4.Там, где образуется жемчуг

 Отправившийся в дремучий лес на поиск жемчужин Скукер из тайн "Жемчужного времени" убеждён, что жемчуг образуется на небе, чтобы падать звёздами наземь. Когда-то Велемир Хлебников, а следом за ним и Кручёных , который жал руку Саше, брались "плавить корни индоевропейских языков" и у них это получалось.

 У Саши -тоже. Из этого расплава он дыханием стеклодува и выдувает свои хрустальные стихо-вазы.Это не какие -нибудь "свинцовые дерижабли" метаметафоризма или исайт-аутизма("инсайт-аут" -термин экс-приятеля и экс-номинанта на Нобелевскую Константина Кедрова). Это камеи.ДНК духа и мировой культуры.Это многократные вариации на темы заданные Борисом Пастернаком, чьи фонмо-рулады многократно цитируются в книге в качестве эпиграфов.
 Это не горациевское ecsegi monumentum не "бронзы звон или гранита грань" -это детский калейдоскоп звуков , смыслов, красок, разлитых в пространсте-времени между жизнью и смертью.Это только комбинации хромосом кириллической азбуки, которую автор и воспроизводит в конце книги на обложке. И что важно - этьо, конечно же, не "сбоник стихотворений" , а книга. Симфония , фуга, а не сборник песенок. Многослойный, полиморфный контрапункт, в котором всё светится через всё, а конечне дерево звуко-смысло-красок вибрирует в кажом первичном атома, как колышимые морским ветерком листья на ветвях Дриады.


 ***
 Цветы Альтаира!
 Цветы Альтаира!..
 Здесь стрелки часов над полями жужжат,
 А время толкает две медные гири,
 В железную цепь упираясь,
 Назад.
 Цветы Альтаира,
 Дышите синхронно,
 Впустите в хрустальные лёгкие свет...
 

Это стихотворение-эхо  спетого великолепным музыкантом-гитаристом  Виктором Поповым уже цитированного здесь стихотворения Ирины Путяевой

 I

 Любите друг друга!
 Любите друг друга! -
 Пока над землею шумит листопад.
 Как будто бы пущена шапка по кругу
 Со звонкой монетой минуту назад.

 Любите друг друга!
 Миг вспыхнул от спички,
 К свече поднесенной,
 Но что это - сон?
 Судьба как последний вагон электрички
 Ты счастлив, успевший в последний вагон.

 Припев:
 Желтые листья - прелюдия осени,
 Трубы органа напомнят стволы.
 Ветки сухие в костер мы подбросили
 Руки твои надо мною светлы.

 Катится, катится точно по блюдечку,
 Спелое яблоко желтой луны.
 Два человека - начало прелюдии
 Рода людского две тонких струны.

 II

 Любите друг друга!
 Любите друг друга!
 Почаще бы нам выходить на крыльцо!
 Ты бесчеловечна вселенская вьюга,
 Покрывшая воском в морщинах лицо.

 Любите друг друга!
 Мы скрипки и флейты.
 Мы тени и звуки… А значит вольны
 Однажды порваться –
 Ну что ж, не жалейте!
 Со скоростью кем-то задетой струны.


Снова и снова включаю эту песню , хочется слушать, взяв гитару, неаигрывать, трогать слова -жемчужины губами...

 
Судьба как последний вагон электрички
 Ты счастлив, успевший в последний вагон.

 
Эти два стихотворения-близняшки Ирины и Саши что-то вроде манифеста-дуэта. Как пишут литературоведы о классиках- программные стихи. Как раз те самые, в котрых вибрирует, ловя звуки, краски, запахи окружающего мира каждый атом звука.
 Желтые листья - прелюдия осени,
 Трубы органа напомнят стволы.

Конечно же ЦВЕТЫ АЛЬТА-ИРА это фонетическая шифрограмма, как бы картуш , который разгадают те, кто любит, когда придут к саркофагу его Клеопатры. А он её Антоний, готовый воевать со всем зловеще ощетинившимся центуриями миром-Римом ради того, чтобы отвоевать для себя и своих друзей мир жемчужной сказки.

 Сашу Путяева трудно, а может быть даже и невозможно представить протестующим на площади, читающим стихи на стадионе, как делали экс-мэтры совесткой поэзии. Человек он не публичный, закрытый от агрессивной окружающей среды в своей раковине, внутри которой и намывается жемчуг его художественных озарений.
 В то же время трудно его представить и сидящим в абсолютном одиночестве где -нибудь на крымском берегу, с которым связано там много, где вслед за Грином и Волошиным исхожено столько тропинок.
 Было время - возле Коктебеля сьезжались поэты, музыканты, художники, бражничали, читали стихи , купались тёплыми ночами в море, ели жареных кроликов в какой-то фантастической столовой, построили из валунов замок.
 -Был там недавно, - ни замка , ни строловой, ни жареных кроликов, - грустно констатирует Саша.

Но:
Цветы Альтаира,
 Дышите синхронно,
 Впустите в хрустальные лёгкие свет...
 Я буду гадать
 «на сейчас»,
 «на сегодня»:
 Неправда,
 Неправда,
 Что нас уже нет!
 Тогда –
 нацарапаны
 Кем
 на скамейке
 Дремучее сердце и пламенный плюс...

Убеждён, что впереди и вернисажи Сашиной живописи, и написанные на его стихи авангардные зонг-оперы, и работа в Голливуде(откуда идут сигналы тех, кто видел его "картинки" в Нью-Йоркском музее современного искусства). И фестивали где -нибудь в Феодосии, где , словно жемчужные раковины, съехавшиеся будут раскрывать Санины(он просит себя так называть) книги стихов и прозы, чтобы обнаружить в них драгоценные россыпи слов...

конец фильмы

на иллюстрации: Цветы Альтаира.Александр Путяев. Холст. Масло