А. Ишмулкина. Картинная галерея...

Василий Дмитриевич Фёдоров
                К 95-ЛЕТИЮ ПОЭТА ВАСИЛИЯ ФЁДОРОВА


Работы участников областного молодёжного конкурса "Праздник Фёдоровской поэзии". Номинация "Творчество Василия Федорова глазами молодых исследователей" (2013, ноябрь).
 

                Ишмулкина Анна Алексеевна,
                ученица 8 класса МБОУ «Яйская ООШ No 1»
                Научный руководитель - Морозова Светлана Ивановна,
                учитель русского языка и литературы МБОУ «Яйская ООШ No 1»


КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ  МАРЬЕВСКОГО МУЗЕЯ ПОЭТА
ВАСИЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА ФЁДОРОВА.


   Мы приглашаем вас в Музей поэта Фёдорова, известного не только в России, но и в мире. Стихи нашего земляка, которому 23 февраля 2013 года исполняется 95 лет,переведены на 14 языков(албанский, английский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, немецкий, польский, румынский, сербскохорватский, французский, чешский, шведский, словацкий).

  Поэт был дважды награждён Государственными премиями (в1968 году премией РСФСР за книгу стихов «Третьи петухи» и в 1979 году премией СССР за произведения последних лет). Итак...

   Музей поэта расположен в Марьевском доме культуры. Первое, что вы увидите,
переступив порог клуба, будет портрет поэта. Как вы думаете, сколько человек
одновременно может увидеть картину? Вот, например, эту.... Так вот эту картинуодновременно увидели около 15000 тысяч человек! И было это летом 1985 года на марьевских лугах. Именно тогда состоялись первые Фёдоровские чтения.   Этот портрет,созданный кемеровским художником Германом Захаровым, стоял на сцене, на марьевских лугах.

   Перед этим портретом сидели ценители творчества поэта. С любой точки марьевского луга можно было обозревать эту картину. Представьте два моих роста в высоту, это три метра. Вот такой высоты была картина. В ширину она была два метра.Герман Захаров создавал эту картину более недели в доме актёров. Он никому не давал взглянуть на нее, как бы его об этом ни просили. Художник был знаком с поэтом.
А вовремя написания картины он постоянно твердил строчки поэмы «Совесть»:

Слышишь, мама, в Сибири поют петухи...
А тебе далеко возвращаться обратно...

   Художник целый день в одиночестве созерцал готовую картину!
Когда Лариса Фёдоровна, жена поэта, увидела портрет, она назвала его «Небесным». (В портрете с сединою поэта преобладали голубые тона.)

   Автором следующего полотна является также Герман Захаров. Эту картину поэт
также не видел, хотя художник начал её создавать летом 1983 года. В тот период ВасилийДмитриевич болел. Это картина «Буревестник». Вы видите мировой воздушный океан.
   Это фон картины. А поэт парит над ним. По словам художника, он парит над «9 валом» своей жизни, как буревестник. Руки его раскинуты широко. Они распластаны, словнокрылья. Рубашка - ярко-красная. Красный цвет, по словам художника, это энергия и сила духа одновременно. Красный цвет - это смелость, отвага. Лицо запрокинуто в небо. В нём собрана вся воля к жизни...

Ты мне сама наградою,
Ты радость мне и грусть,
И верою и правдою
Служу тебе я, Русь.

   Несколько картин художника Захарова поэт всё же видел. Вот, например, портрет с деревом. Когда Василий Дмитриевич увидел этот портрет, он сказал:

  «Да....Это я.... Тут,как говорится, у вас попадание точное...»
 
   Давайте рассмотрим этот портрет. Вы видите дерево, рухнувшее не смотря на свою мощь. Это дерево - символ всего преходящего, т.е.проходящего. Время беспощадно... Человек, держащий руку на сломе рухнувшего дерева, осознаёт конечность всего. Он думает о максимальной самоотдаче. Он думает о том, что
ему отпущен срок. Нам и не снится, какая красота в корнях таится!

   А вот этот портрет жены Василий Дмитриевич заказал художнику. Он попросил
написать её помоложе. Художник быстро создал портрет. Когда же Василий Дмитриевич его увидел, он сказал:
 
   «Мне придётся к нему привыкать заново... Вы чуточку перестарались».
И художник заметил на лице жены поэта огорчение.

Любил,
Как сон,
Прелестную,
С мечтой
И грустью в облике,
Любил полунебесную,
Стоящую на облаке.

   В картинном зале музея выставлены 13 полотен заслуженного художника России
Николая Михайловича Шемарова. В 14 странах мира находятся произведения кузбасского художника Н. М. Шемарова: в Англии, Венгрии, Германии, Голландии, Греции, Польши,США, Таиланде, Югославии, Украине, Монголии, Китае....
 
   В 13 картинных галереях России есть его полотна. Это города Архангельск, Барнаул, Керчь, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Пенза, Томск,
Таштагол, Прокопьевск, Кемерово.

   Пейзаж «Предзимье» был подарен патриарху Руси Алексию II. Мы гордимся тем, что в Марьевском музее есть полотна этого всемирно известного художника. Шесть полотен были им подарены музею, и столько же музей приобрёл у художника.
   В 1999 году Николай Михайлович посетил Марьевку впервые. Больше недели он прожил на родинепоэта: он читал его стихи, знакомился с экспонатами музея, жил в доме поэта, обошёл все окрестности, беседовал с земляками поэта. Он впитывал дух Марьевской земли.
   Художник делал зарисовки, которые, позднее в кемеровской мастерской превратились в картины. Уезжая, Николай Михайлович сказал экскурсоводу Нине Ивановне Ветошкиной:
 
«Я стал любить красный цвет после пребывания на вашей земле».

Давайте совершим путешествие по усадьбе поэта с помощью картин Николая
Михайловича Шемарова.
Перед вами картина Н.М. «Назаркина гора» (2003).

Вспоминаются строки поэта:

Когда гора
Горит в заре,
А грудь рассветом дышит -
На той Назаркиной горе
Мы к правде
Чуть поближе.

   На горе слева мы видим дом, который был построен в 1970 году, а справа виднеется банька и сарай.
Взгляните на пейзаж «Марьевские луга» (2003).

   Возможно, Василий Дмитриевич написал следующие строчки, когда глядел на Марьевские луга из окна своего рабочего кабинета:

Мы знали красоту,
Мы пили красоту,
Мы ели красоту,
Как сено ест корова.

Когда я смотрю на картину «Марьевка. Озеро Кайдор весной» (2003), мне вспоминаются строчки стихотворения «Озеро Кайдор»:

В моей деревне,
Что стоит высоко,
Есть озеро по имени Кайдор,
Всё в звёздах лилий
И в кудрях осоки.
.......................
Шепчу воде:
«Как в детстве, обними,
Дай чистой ласки маленькую малость!
Сними печаль,
Сними с меня усталость...

Именно эта панорама открывается вашему взору, когда стоите у плетня усадьбы.
Когда мы видим картину «Марьевка. Дом поэта» (2003), так и хочется цитировать
замету поэта:

Душа томилась
По живой природе.
Скосил траву я
В нашем огороде,
Сметал стожишко.
На ольховый стяж
Ворона села -
И уже пейзаж!

   А следующий пейзаж художник назвал строчкой из стихотворения «Листья золотой
пургой летят...» (2004).

Листья...
Листья...
Листья...
Листья
Золотой пургой летят.

   Василий Дмитриевич любил ходить или ездить на своём мотоцикле «Урал» за водой к роднику. Когда мы смотрим на картину «Марьевка. У родника» (2004), вспоминается замета:

Стоит в берёсте
Под еловой кроной
Как в курной избе
Золотая икона!
Приди поклониться -
И боль отболится.

Кстати, берёза - самое употребляемое в творчестве поэта растение. (25 раз встречается в двух томах собрания сочинений).
Мне кажется, что поэт был бы рад приобрести пейзаж Николая Михайловича
Шемарова, который назван строчкой из его стихотворения. Это картина «На родине моей...» (2003). Дело в том, что поэт жил в Марьевке 3-4 месяца в году, с мая по сентябрь или октябрь.

На родине моей
Повыпали снега,
Бушует ветер в рощах голых.
На родине моей,
Должно, шумит пурга
И печи топятся в притихших сёлах.

   Василий Дмитриевич создал настоящий гимн реке, на которой вырос. Он называл её речонкой. Художник изобразил его любимую речонку Яю летом и осенью. Летняя речка Яя появилась в 2003 году, а осенняя речка Яя год спустя.

Есть много рек,
Но самой дивною
Была и будет,
Жив пока,
Та говорливая, разливная
Благословенная река.

Она то узится,
То ширится
В прохладе леса и травы,
Моя кормилица, поилица
И нянька мудрая моя.

Она то узится,
То ширится
В прохладе леса и травы,
Моя кормилица, поилица
И нянька мудрая моя.

   В картинном зале музея представлены акварельные портреты поэта, созданные
кемеровским художником Владимиром Филипповичем Черепановым. Бывший
экскурсовод музея Нина Ивановна Ветошкина помнит только, что их привезли и передали от имени художника в дар музею. Никто из работников музея с художником не был знаком. В 1999 году в зале искусства областной библиотеки им. В. Д. Фёдорова состоялась выставка работ ветерана войны, посвящённая поэту. Она стала последней прижизненной выставкой художника.

   На ней было представлены 22 работы: 2 портрета маслом и 20 подготовительных рисунков для нового портрета.
Из этих 22 работ семь представлены в Марьевском музее. Член Союза
художников России не был лично знаком с поэтом. Журналист «Кузнецкого края» Лариса Черепанова в февральском номере газеты пишет о том, что Владимир Филиппович Черепанов «всего однажды видел его. Но Черепанова вдохновило творчество поэта».
Шесть лет (до самой смерти) художник работал над портретами Василия Дмитриевича Фёдорова.

   Давайте вслед за Ларисой Леонтьевой заглянем в книгу отзывов выставки
1999 года: поэт «разный: спокойный, внимательный, взволнованный, страдающий, опечаленный...», «удалось уловить движение души...».
Портреты «написаны широкой и доброй душой».

   В первом зале музея под стеклом хранится картина художника и поэта Дениса
Цветкова «Ночное», подаренная в 1980 году Василию Дмитриевичу.
 
   Денис Цветков познакомился с начинающим поэтом, тогда мастером штамповочного цеха Иркутского авиационного завода, ещё до Великой Отечественной войны.
Знакомство, состоявшееся в магазине, переросло в многолетнюю дружбу. В 1980 году после посещения Марьевки Денис Михайлович Цветков написал следующие строки:

Стихи читая, улыбался,
Но не ругал
И не хвалил.
Потом из-за стола поднялся
И долго взад-вперёд ходил.
Скрипели тихо половицы
В его нетопленой избе...
Я ждал,
Боясь пошевелиться,
Как подсудимый на суде.
А он судья был очень строгий:
Ведь, говорят,
При встрече с ним
Робели и робеют боги,
Почтительно снимая нимб.
И я робел.

..................

Но вдруг,
Откинув сигарету,
Он по слогам проговорил:
— Да! Русь богата на поэтов! —

Отвечая на вопросы журналиста иркутской газеты в свой 90-летний юбилей, поэт не в первый раз признался:

«Если говорить откровенно, не будь Васи Фёдорова, меня бы не было как поэта».