СУЩЕСТВОВАНИЕ (посвящается Карлу Теодору Ясперсу)
***
"Сознательная общность понимания
Являет теми нас - кем мы являемся.
Благодаря тому существованию,
Где индивид лишь частью воплощается.
Границы зарождают самость гения.
Свобода чья, есть лишь ограничение.
Ничтожно всё пред ним и нет границ,
Существования незабвенных единиц.
Противоречия глубокие между людьми
Лишь обусловлены их пониманием свободы.
А человек тождественен работе,
Благодаря которой стал он индивид.
Цель - это путь во времени",- нам Ясперс говорит.
Но к той ли цели всю мы жизнь идём? Твердит:
Смерть каждому. Но мы живём - не ждём.
Возможно так, что не придет она в наш дом.
А для меня, что псих, что психиатр, что философ - всё одно
И бытие самим собой, что знает бога через существо,
Вся экзистенция претит и чужда мне!
Свободен я благодаря только себе!
Свобода не дарована неведомо откуда,
Хотя я тоже верю в бога, верю в чудо.
Рождаем каждый в этом мире лишь себя
Таким, каким понять другому нас нельзя!
Лишь Ясперс сам собою стать не может
И в модусе отсутствия живёт.
Совместность бытия - его присутствие,
А одиночество - раскрытие свобод.
Да, прошлое отрывками у памяти
И будущее кажется темно.
Лишь настоящее сияет пламенем
Непроницаемости знания всего.
К чему, зачем вся эта философия?
И для чего я вздумал Ясперса читать?
Мне кажется что мысль его утопия.
Пока же мысль рождает мысль опять...
Потребности извне осуществимы
Присутствуя в искомых существах -
Которыми являемся. Зачем должны мы
Жить в обществе, всеприобщаясь к духу в прах?
ALEX ZIRK
P.S.:
* Сборник стихов "Зеркало мира". Гражданская лирика
* http://stihi.ru/2021/08/02/531
:-)
Карл Теодор Ясперс (нем. Karl Theodor Jaspers; 23 февраля 1883, Ольденбург — 26 февраля 1969, Базель) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма.
Ясперс начал свою академическую карьеру в качестве психолога. Профессиональный интерес к философии начал развиваться в начале 1920-х годов. Работы Ясперса оказали значительное влияние на такие области философии как эпистемология, философия религии и философия политики.
В философию истории Ясперс ввёл понятие осевое время. Основанием философии Ясперса выступило специфически понятое неокантианство, которое интерпретирует кантовский трансцендентализм как учение о конкретных переживаниях и спонтанной свободе, причём акцент делается на эпистемологических функциях экзистенции.
Духовная ситуация человека возникает лишь там, где он ощущает себя в пограничных ситуациях. Там он пребывает в качестве самого себя в существовании, когда оно не замыкается, а все время вновь распадается на антиномии
Ясперс стал известен не только благодаря своим теоретическим трудам, но и в связи со своей политической деятельностью после падения нацистской Германии
Первая работа Ясперса, в которой затрагиваются философские вопросы, — «Психология мировоззрения» (1919). Она посвящена типологии психологических установок, которые подобно веберовской модели идеальных типов в социологии, были призваны стать методологическим основанием психологии. Философский аргумент, на который опирается Ясперс в этой работе, состоит в том, что главным фактором, задающим психологическую жизнь человека, выступает субъектно-объектная оппозиция. Мировоззрение возникает в рамках этой антиномии, в нём выражается отношение между внутренними переживаниями человека и объективными феноменами. Формирование мировоззрения не является нейтральным процессом, они содержат в себе элементы патологии, а именно защитные реакции, стратегии подавления и вытеснения. При этом мировоззрение концентрируется вокруг ложных очевидностей или идеальных форм рациональности, в которых человеческий разум ищет спасения от пугающего разнообразия возможностей человеческого существования. Мировоззрение, таким образом, часто принимает форму «упаковки», в которой экзистенция закрепляет себя в борьбе против опыта, который нарушает её защитные ограничения. Задача психологического исследования, с точки зрения Ясперса, состоит в том, чтобы вывести человеческую экзистенцию за пределы ограничительных антиномий, которыми она окружает себя.
Главная публикация раннего периода творчества Ясперса — это трёхтомная книга «Философия» (1932). В этой работе он возвращается к гегельянской методологии, рассматривая формирование человеческого сознания сквозь призму «Феноменологии духа».
P.S.: Сборник "Гражданская лирика" http://stihi.ru/2021/08/02/531
:-)