Абсурдный человек

Сергей Могилевцев
                С Е Р Г Е Й   М О Г И Л Е В Ц Е В



                А Б С У Р Д Н Ы Й   Ч Е Л О В Е К

   Зададимся вопросом: абсурден ли человек сам по себе? Абсурдно ли это странное существо, вылепленное по образу и подобию Божию? Ответов, собственно говоря, только лишь два: да, или нет, третьего не дано, ибо нам в столь серьезном вопросе не пристало юлить, и пытаться отыскать некий промежуточный, устраивающий всех, вариант. Начнем рассуждать от противного. Если мы скажем, что созданное по образу и подобию Божию существо не абсурдно, то тем самым мы сразу же  подвергнем сомнению существование Творца, а также всего, что с ним связано, в том числе и догматы созданной Им церкви. Ведь заявить о том, что Бог не абсурден, означает явную ложь, поскольку столь мощная сущность, являющаяся первопричиной всего и вся, просто по определению не может быть тривиальной, обыденной, и объяснимой в рамках привычной человеческой логики. Бог просто обязан быть абсурдным, ибо иначе он просто не мог бы создать столь великолепную, и одновременно отталкивающую, нелепую и абсурдную вселенную, включая и одного из ничтожнейших ее созданий – смертного человека. Вселенная, помимо логически объяснимых вещей, наполнена еще и хаосом, а также абсурдом, совершенно необъяснимым ни в какой из известных человеческих логик. Столь абсурдные вещи могли быть созданы только лишь для абсолютно абсурдного существа – Бога, который вне абсурда теряет всю свою значимость, величие и первородство. Догматы же созданной Богом христианской церкви абсурдны в еще большей степени. Абсурдно учение о Троице, то есть о том, что Бог един в трех лицах, являясь одновременно и Отцом, и Сыном, и Духом. Абсурдно потому, что в обыденной жизни мы с этим не сталкиваемся никогда, являясь едиными и неделимыми, и существуя в таковом качестве от рождения и до смерти. Абсурдно утверждение о смерти Спасителя, и о воскресении Его на третий день. Это тем более абсурдно, что в мире людей мы такого не наблюдаем. В мире людей если человек умирает, то умирает уже навсегда. Абсурдно учение о бессмертии, которое ожидает всех верующих во Христа. Абсурдно потому, что мы на каждом шагу видим немощность и смертность обыденного человека, срок жизни которого ограничен несколькими десятками лет. Абсурдность Бога (Иисуса Христа) и того учения, которое пришло вместе с ним, настолько очевидно, что ставить его под сомнение мы не можем. Бог, безусловно, абсурден, причем абсурд этот абсолютный, изначальный, тотальный, и не допускающий ни малейшего исключения или сомнения в таковом. Бог абсурден всегда и везде, абсурден до создания известного нам мира, абсурден во время жизни этого мира, и абсурден за границами этого мира. Способ существования Бога – это абсурд, идеология Бога – это абсурд, и цель его появления пред нами – утверждение и узаконивание этого изначального и абсолютного абсурда. Вопрос о том, равен ли Бог абсурду, тождествен ли Он ему, остается открытым, и в нашем мире решен быть не может. Да нам и не нужно его решать, по крайней мере, в рамках данных рассуждения, ибо достаточно уже и утверждения, к которому мы подошли – Бог, безусловно, абсурден.
   Итак, мы счастливо избежали крайне щекотливой ситуации, когда могли бы оскорбить Бога тем, что он не абсурден. Слава Богу, что мы это не сделали! Следующим шагом вслед за признанием абсурдности Бога будет утверждение об абсурдности созданного по Его облику и подобию человека. Это естественно и логично, и вытекает из всех наших предыдущих умозаключений. Ибо если мы являемся слепком, пусть и ничтожным, и бледным, и не до конца совершенным с некоего абсурдного оригинала, то мы тоже обязаны быть абсурдны. В какой мере мы абсурдны, и носит ли наш абсурд такой же тотальный характер, как у Создателя – это уже другой вопрос, и мы к нему еще подойдем.
   И все же, признав человека абсурдным по определению, мы сплошь и рядом замечаем, что одни люди абсурдны в большей степени, а другие – в гораздо меньшей. При этом абсурдность всегда связана с некими выдающимися качествами данного человека, с его нестандартностью, с его оригинальностью, его уникальностью, с тем, что носит общее название креативность. Люди же, абсурдные в меньшей степени, как правило бесцветны, ничем не проявляют себя, проходят по жизни, не оставляя по себе следа, словно бы и не зная о том, что созданы по образу и подобию Бога.  Нас, разумеется, будет интересовать первая категория людей, о которой с полной уверенностью можно сказать, что уж они действительно абсурдны.
   И все же присмотримся более внимательно к этому странному проекту под названием «человек». Сфокусируем получше на нем свой взгляд, поместим его под микроскоп, разложим его на отдельные части, заглянем в его утробу, покопаемся в его мозгах, его мыслях и в его душе. Что же мы перед собой видим? Абсурд, абсолютный абсурд, и более решительно ничего! И кто это придумал соединить между собой столь нелепые и несуразные члены, придав им столь нелепые, а подчас просто отвратительные, и даже тошнотворные функции? Кто это придумал сокращение и движение всех этих внутренних органов, все эти ферменты, выделение и поглощение различных жидкостей? Не абсурден ли механизм пищеварения, начинающийся на богато уставленном яствами пиршественном столе, и заканчивающийся извержением переваренной пищи где-нибудь в роскошном гальюне, или вообще за углом, под первым попавшимся древом? С точки зрения физиологии в человеке абсурдно все, ибо только абсурдное существо могло создать столь абсурдную копию себя самого, тогда как, являясь существом совершенным, вполне могло сотворить некое бестелесное и абсолютное чудо. Впрочем, несовершенство Бога мы сейчас не рассматриваем, оно здесь ни при чем, ибо Бог, вне сомнения,  специально изначально задался целью создать нечто абсурдное до такой степени, чтобы это сразу бы бросалось в глаза. И Он, надо сказать, преуспел в этом! Человек гораздо абсурдней всех остальных живых тварей, обитающих на земле. Обладая разумом, да к тому же еще и бессмертной душой, а в придачу к ним сплошь и рядом отважным и бесстрашным сердцем, он поражает стороннего наблюдателя абсурдностью своего поведения. Чего стоят его бесконечные рефлексии по самому ничтожному поводу, а зачастую вообще без какого-либо повода? Чего стоят его поиски совершенства, его желание любить и быть любимым, его разделение на мужчину и женщину, которые постоянно ищут один другого, но так до конца, кажется, и не могут найти свой идеал? Не проще ли было создать людей однополыми, бесстрастными, равнодушными как к правде, так и к самой чудовищной лжи? Не проще ли было заодно создать мир таким, где не надо было искать большую любовь, сражаться с несправедливостью, и погибать в борьбе за правое дело? Ведь в том, что происходит на самом деле, столько абсурда (не хаоса, а именно абсурда!), что его не исчерпать и не отменить иными чудесами вселенной. Поистине, нас специально создавали абсурдными, помещая в этот столь яркий, блестящий, совершенный мир космической гармонии, который еще более подчеркивает наш абсурд и наше несовершенство! С одной стороны, отлаженный, предсказуемый и математически – описываемый мир планет, туманностей и галактик, мир музыки небесных сфер, а с другой – абсурдный мир абсурдного и несовершенного человека. Самого нелепого и абсурдного создания во вселенной. Для чего? Зачем? – Неизвестно.
   Все, буквально все в жизни человека абсурдно. Абсурдно его рождение, ибо оно в итоге оканчивается смертью. Не проще ли было изначально сделать человека бессмертным, или вообще неодушевленным манекеном, бесстрастно глядящим на мир своими неживыми глазами? Не проще ли было вообще не вкладывать в него душу? Абсурдно разделение людей на мужчину и женщину, ибо оно приводит к постоянной неудовлетворенности, к ощущению своей неполноты и незавершенности, к поискам другой половины, которые оправдываются то стремлением к продолжению рода, то чувством высокой любви. Не абсурдно ли само это чувство любви, которое невозможно ни с чем сравнить, и ничем описать, настолько оно абсурдно и иррационально? Не проще ли вообще было сделать людей однополыми, и дать им спокойно жить если не вечность, то хотя бы какой-то достаточно большой отрезок времени? Не абсурдно ли наличие у человека одновременно разума и сердца, которые абсолютно противоположны один другому? Не абсурдно ли помещение в смертном теле бессмертной души? Не абсурдны ли войны, а равно и периоды мира, которые регулярно сменяют один другого, и без которых вполне можно было обойтись, создай Бог человека холодным, рассудочным, спокойным, и лишенным своих абсурдных качеств? Не абсурден ли вообще весь этот проект под названием «человек»?
   Вот мы и подошли, кажется, к ответу на мучающий нас вопрос: зачем нужен и для чего создан на земле абсурдный человек? Абсурдный независимо от того, поэт ли он, или тупой и лишенный талантов поденщик. Независимо от того, креативен ли он, или является тупой и гнусной скотиной, могущей лишь тупо жрать и пить с утра и до вечера. Человек сознательно создан абсурдным и наделен массой абсурдных качеств, еще более усугубляющих и усиливающих его изначальный абсурд. Человек специально помещен в внутри мирового абсурда, изначально оглушен и испуган этим мировым, а также своим собственным абсурдом. Испуган, оглушен, а также, несомненно, воодушевлен этим нескончаемым вселенским абсурдом,  который проникает всюду, и от которого совершенно невозможно скрыться. Ибо даже Бог, у которого можно было просить убежище от мирового абсурда, сам в еще большей мере абсурден. В такой ситуации единственный способ не сойти с ума – временно забыть об окружающем тебя абсурде. Знать, что он существует, но делать вид, что его якобы нет. То есть стать временно сумасшедшим, возможно, даже от рождения и до смерти, ибо только таким способом можно в данной ситуации выжить. Человек всегда знал об окружающем его мире абсурда. Он всегда знал, что абсурд гнездится и внутри его самого, но только притворялся, что он этого не знает. Знание о мире, наполненном абсурдом, есть изначальное и тайное знание человека.    Возвращение к этому знанию – и есть задача абсурдного человека. Как бы он ни пытался отгородиться от этой задачи собственной ленью, нарочитой невежественностью, сиюминутными прихотями и утверждениями о каком-то особом, человеческом образе жизни, которому нет дела до того, что происходит за границами его такого уютного, и такого затхлого человеческого мирка. Возвращение к мировому абсурду есть возвращение к Богу, у которого с человеком когда-то, во времена далекого Эдема, была тесная связь, и которая со временем нарушилась и ослабла. Но об этой связи всегда можно вспомнить, достаточно подойти к зеркалу, и увидеть там существо, созданное по образу и подобию Божию. Это существо и есть абсурдный человек, гораздо более абсурдный, во всяком случае, чем нам сплошь и рядом кажется. Абсурдный человек – это ты сам, и нелишне время от времени вспоминать об этом.

   2014