Сто лет одиночества и печали

Валерий Шувалов
          Так назвал смерть, пожалуй, самого выдающегося писателя современности Габриэля Гарсиа Маркеса его личный друг, президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос. Такие гиганты не умирают, добавил он.
          Маркес скончался 17 апреля 2014 года в своём доме в Мехико-Сити от неизлечимой болезни, от которой он страдал в течение последних нескольких лет. Ему было 87 лет. По этому поводу в Колумбии, откуда он родом, был объявлен трёхдневный государственный траур. Писатель по праву является основателем "магического реализма". Считается, что именно он положил начало настоящему буму латиноамериканской литературы во всём мире.
          Самый известный роман Маркеса - это, бесспорно, "Сто лет одиночества", над которым автор работал полтора года и который вышел в 1967 году, произведя настоящий фурор в литературном сообществе. Некоторые считают его лучшим романом на испанском языке со времени выхода "Дон-Кихота" Сервантеса. Как рассказывал впоследствии сам писатель, у него даже не хватило денег, чтобы отослать почтой всю объёмную рукопись из Мехико-Сити в Буэнос-Айрес, в издательство Sudamericana, и он делал это небольшими частями. Работая над романом, он продал или заложил многие свои вещи, в том числе украшения своей жены, которая с горечью заметила тогда: "Габо, вот только не хватало, если роман сочтут никудышным!" К счастью она ошиблась.
          В 1982 году Маркес был удостоен Нобелевской премии по литературе. Когда ему говорили, что он теперь стал богатым, он неизменно отвечал: "Ничего подобного! Я по-прежнему остаюсь бедным человеком, в распоряжении которого на какое-то время оказалась крупная сумма денег".
          Среди других произведений Маркеса можно назвать такие его романы, как "Осень патриарха", "Любовь во время эпидемии холеры", "Полковнику никто не пишет", "Генерал в своём лабиринте", "Хроника объявленной смерти". Каждый из них по-своему хорош, каждый переведён на многие языки мира и до сих пор пользуется неизменным успехом у читающей публики.
          По мнению литературоведов, Маркесу удивительным образом удалось в своих произведениях проложить устойчивый мостик между развлекательной и серьёзной литературой; все его романы, так или иначе, политически заострены и в то же время поэтичны, в них жёсткий реализм сочетается со смелой фантастикой, а невероятное внезапно становится как бы само собой разумеющимся. Своими учителями и вдохновителями Маркес всегда считал Кафку и Фолкнера. В отличие от чилийца Пабло Неруды, который был убит во время фашистского путча в сентябре 1973 года, Маркес никогда особо не интересовался политикой и не проявлял никакого интереса к власти. Напротив, трагикомическое одиночество авторитарных фигур стало едва ли не центральной темой большинства его произведений.
          И тем не менее, он до конца жизни дружил с авторитарным кубинским лидером Фиделем Кастро, за что нередко подвергался критике со стороны даже своих ближайших друзей. Однако немногие знают, что Маркес в откровенных и дружеских беседах с Кастро регулярно заступался за кубинских политзаключённых и способствовал освобождению многих из них, а также их последующему выезду с "острова свободы". Тем не менее, сам он не был социалистом. По его словам, он никогда не изучал Маркса и считал, что его учение неприменимо к условиям Латинской Америки.
 
______________________________________________________          

Последнее фото Габриэля Гарсиа Маркеса, сделанное репортёром агентства The Associated Press в Мехико-Сити 6 марта 2014 года.