О конструктивистской сути инженерного языка

Николай Бочкарев
О конструктивистской сути инженерного языка
               
Статистика свидетельствует о повсюдном наплевательском отношении властей России к состоянию её жизнетворных дорог. Сие безобразие для СМИ совсем не секрет :

1)Лишь 37% федеральных трасс соответствуют нормативам ГОСТа;

2)Из-за плохого состояния дорог экономика России ежегодно теряет от 3 до 6 % ВВП;

3)50% периферийных населённых пунктов не имеют асфальтированных дорог;

4)В США на одного человека приходится 2,6 км. дорог, в Европе – более 6 км., в России же всего 463 метра…

5)пропускная способность российских дорог давно исчерпана (в Москве в «пробках» ныне - 4 млн. автомобилей; в 2013 же году на 1000 москвичей их приходилось 360 шт.; в Новосибирске чуть-чуть получше: на 1000 жителей их 314 шт. Пора бы менеджерам осознать: на горизонте светит кочевье первобытное!..).

Труд Инженера (инженера в классическом понимании) – есть работа целевая и, значит, предметная, оперативная и научно-исследовательская с обязательным выходом на решение задач оптимизации. Быть эффективным в своей предметной деятельности вполне возможно, если овладеть аксиомами классической инженерии и стремиться «уметь находить новые постановки задач, интуитивно предугадывать теоремы, приводящие к новым значительным результатам и к установлению важных зависимостей» . И чем бы ни занимался инженер, он по необходимости озабочен подготовкой как текущей, так и отчётной документацией, изобретая для себя различные формы первичного учёта собственных достижений. Ведь «техника – это двойник человека, и в ответственности инженера она связана с моралью глубоким смыслом» .

Инженерное обеспечение наукоёмкости управленческой деятельности  есть та проблематика, которая требует существенного обновления (модернизации) менеджерской терминологии, ибо «конечной целью любой инженерной разработки является формальное описание некоторого технологического процесса, регламентирующего требуемые преобразования одних совокупных артефактов в другие с учётом их выполнимости и прочих ограничений» .

Но, к сожалению, в СССР большинство промышленных предприятий были глубоко засекреченными «почтовыми ящиками», и потому инженерная инициатива особо не приветствовалась. Инженеру даже не было позволено свободно распоряжаться по своему усмотрению собственными открытиями, изобретениями и рацпредложениями, ибо все они числились в собственности государства. И инженеры покидали стезю творческую. Появилась должность «Инженер-экономист». Последствия такой неумной политики будут давать о себе знать ещё долго-долго. А ведь давно всем специалистам известно, что там, где господствует диктат и засекреченность, там инженеру лучше ни под каким предлогом «не высовываться».

Г. Вейль констатировал в середине ХХ века: «Людям к единству можно прийти только со стороны того Знания, которое пригодно как для открытий, так и для общего обзора положения дел». И таким знанием является именно Инженерное Знание, а не экономическое и не политическое.

Познание во все времена имеет двойственною природу:

1) различение (дифференцирование) частей, составляющих некое целое и
2) их объединение (интегрирование) через установление связей между частями целого, когда представляется возможность доступно многим людям воспринять фундаментальность принципа толерантности - «Единство через Разнообразие».

Уверенность в достижении всех этих целей появляется, лишьтогда, когда привлекаешь к рассуждениям сформулированную в 1907 году теорему Цермело: «На всяком непустом множестве можно задать порядок, превращающий его во вполне упорядоченное множество». Главное: «Во всём доходить до структуры».

Дабы наука в будущем никогда уже не отгораживалась от инженеров всякими барьерами, а наоборот, чтобы всеми имеющимися издавна у неё безграничными возможностями способствовала развитию инстинкта жизни и просвещенческих наклонностей взрослых людей, всем нам, взрослым людям, придётся однажды научиться превращать свой жизненный опыт только в то знание, которое, в свою очередь, должно быть трансформировано в знание эмпирическое, всех нас обогащающего творческими навыками. Вот и академик Д.А. Поспелов предупреждает: «Можно сформулировать много различных понятий, которые будут опираться на чёткие логические соображения, но они не будут играть ни какой роли при решении проблем управления. Можно, ведь, рассуждать абсолютно логично, но неверно, как это проявляется часто у психически нездоровых людей» .

Венгерский математик Д. Пойа сформулировал тавтологию: «Если существует различимое, то ему присуща независимость, и эта независимость является условием различимости всего сущего» . Смысл этой тавтологии можно принять за интерпретацию закона Ч. Пирса, в свою очередь, тоже являющегося тавтологией логической:

((Gi --> S) --> Gi) --> Gi.

«Социология личности (и, значит, инженера) оперирует понятиями – социальная роль и трудовая функция» . Так что, особо не объясняясь, можно ввести такие важные обозначения:

 Gi – трудовая функция инженера,

S – социальные условия функционирования инженера.

И вот теперь установление связей между частями любого исследуемого целого удобно провести на теоретико-множественном уровне, ибо именно на этом уровне проявляются и формулируются отношения между ними, обеспечивающие их взаимную толерантность.

Литература

1. 1. Калинин А. Негодные скрепы. 2. Заваруева М. Богаты ли мы? 3. Смолин Е. Жизнь в пробке. 4. Шмелёв Н. Без показухи и скандалов. //Литературная газета №40 2013 г.; №1-2 2012 г.; №37 2012 г. ; №41 2012г. «Новая газета» №10 Р 2014 г.

2.Вейль Г. Математическое мышление. М., 1989. С.24, 32, 40, 78, 258.

3.Энгельмейер П.К. Технический итог XIX века. М., 1989. С. 42.

4.Ковалёв С.П. Применение законов логики к решению инженерных задач //Труды научно-исследовательского семинара логического центра ИФ РАН. Выпуск XV. М., 2001.

5.Поспелов Д.А. Ситуационное управление. Теория и практика, М., 1986. С.159.

6.Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., 1975. С.253.

7.Кон И.С.. Социология личности. М., 1967. С.23.