За натурализм надбавка в мистической фантазии анат

Алекс Да Гума
«Тень Гамлета» на сцене Русского драмтеатра в Улан-Удэ

Государственный русский драматический театр им. Н. А. Бестужева с апреля 2014 года подготовил премьеру «мистической фантазии», созданной на основе пьесы британского драматурга Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (в переводе Иосифа Бродского).
Новое прочтение культовой пьесы представляет художественный руководитель ГРДТ Анатолий Баскаков. Большой коллектив, включая специалистов из Москвы и других городов, работал над подготовкой спектакля более года…
Творение коллектива драматического театра в Улан-Удэ отличается от пьесы Стоппарда едва ли не сильнее, чем сама пьеса отступает от канона Шекспира. Как кинорежиссер, Стоппард экранизировал не только эту пьесу в одноименном фильме «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Из творений последних лет известен фильм «Влюблённый Шекспир» и, особенно, «Анна Каренина» (с Кирой Найтли в гл. роли), где присутствует характерное для Стоппарда неоднозначное прочтение классического сюжета: непривычное обрамление действия (события романа Льва Толстого показаны в виде ставящегося в театре спектакля).
На театральной сцене в столице Бурятии произошло вторичное преломление классического сюжета. Благодаря использованию фантастического приема, основные идеи Стоппарда стали резче и беспощаднее для всякого зрителя, который невольно сопереживает двух молодым людям, с трудом понимающим, кто они есть на самом деле, но пытающимся изменить мир к лучшему. Чем Розенкранц и Гильденстерн отличаются от нас? Пусть этот вопрос каждый задаст сам себе.

«ЖИВЫЕ ГЕРОИ» В ПЬЕСЕ ПРО МЕРТВЫХ?
Заявленная «мистичность» постановки не мешает персонажам спектакля «Тень Гамлета» выглядеть жизненно. Как известно, фантастика в произведениях усиливает критический взгляд на жизнь, обостряет трагизм взаимоотношений между людьми (яркий пример — жюль-верновский Капитан Немо, который без неуловимой подлодки выглядел бы, по меньшей мере, неубедительно). Неслучайно жанр нового спектакля указан как «мистическая фантазия». Этим сразу задаётся потусторонняя направленность действия, его приподнятость над обыденностью. Над страстями персонажей «Гамлета», над действием всемирно известной трагедии словно «парят» два главных героя. Они осознают суету жизни, пороки общества. Пытаются что-то преодолеть, даже исправить в этой жизни, окружающих людях.
Зрителю приходят поначалу незаметные, но вполне ощущаемые намёки на современный мир. Несмотря на костюмы елизаветинской эпохи, мир в спектакле может подразумеваться вполне реальный, нелепости и жестокости в котором не больше, чем в нашей обыденности…
Но более всех персонажей выглядят реальными два главных героя. В «Гамлете» Вильяма Шекспира роли у них вспомогательные: Розенкранц и Гильденстерн сопровождают Гамлета на корабле в Англию. Как полагается в трагедии, судьба их трагична: в самом конце двух невинных людей ждёт казнь, согласно письму, которое они же и доставили в Англию…
На улан-удэнской сцене эта печальная развязка показана с неожиданной стороны. Исход не столь пессимистичен, по крайней мере, неоднозначен. Все-таки, на сей раз они главные герои, а все сказки «обязаны» кончаться хорошо… «Мистическая фантазия» в этом случае оправдывает свое название и даже одно из высших предназначений искусства — дарить людям надежду.

НЕ АМНЕЗИЯ — ДЕЖА-ВЮ!
Главные герои — два молодых человека в костюмах XVI века. Но в варианте постановки Анатолия Баскакова они напрочь потеряли память. Поначалу они даже не знают, что должны сопровождать датского принца Гамлета на корабле, плывущем в Англию…
Но у них не амнезия, столь привычная для мыльных опер. Правда, причина потери памяти у молодых людей так и не объяснена. Подобный прием подчеркивает мистическую завязку сюжета. Затем приходит на ум диагноз дежа-вю — им кажется, что всё происходящее с ними уже случалось, они ощущают себя героями пьесы Шекспира «Гамлет», правда, не самого первого плана. Но Стоппард сделал их главными, так что все события мы видим их глазами.
Наконец, в их сознании из небытия всплывают имена: Розенкранц и Гильденстерн (артисты Станислав Немчинов и Владимир Барташевич). Они решают, что их так зовут (но поначалу путают, кто из них кто). Вскоре они встречают бродячий театр (в фильме Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» это происходит в лесу).

ПОКАЗАЛИ КАК НЕ НАДО СТАВИТЬ СПЕКТАКЛИ: РАЗВРАТ И СМЕРТЬ
Фильм «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» поставил по своей пьесе сам Стоппард. Руководитель бродячей труппы (в спектакле он значится как Актер) объясняет, что он показывает в своем театре:
«Трагедии, сэр. Убийства и разоблачения… клоуны, если угодно, убийцы…  Рапиры, вампиры или то и другое вместе, во всех смыслах, неверных жен и насилуемых девственниц — за натурализм надбавка».
На сцене русского драмтеатра в Улан-Удэ актеры этого театра в театре вкратце показывают всё вышеперечисленное: порочные страсти, смерть и насилие — под циничные объяснения Актера. Натурализм этой краткой пантомимы превзошёл аналогичную сцену в фильме Стоппарда (режиссер по пластике Евгения Герасимова, ВСГАКИ).
Близко к тексту пьесы и неожиданное предложение руководителя труппы Розенкранцу и Гиденстерну… И только безусловно женственная игра актрисы-травести Анастасии Турушевой невольно спасает положение: не верится, что она мальчик Альфред. Перед нами изящная девушка, одетая под мальчика (издали не заметен даже грим под «небритость»).

ЗЕЛЕНЫЕ РУКАВА
Время от времени происходят вставки сюжета трагедии «Гамлет» (использованы фрагменты из пьесы «Гамлет» Шекспира в переводе М. Лозинского и пьесы «Гамлет-машина» Х. Мюллера). На сцене не раз появляется и сам Гамлет (артист Алексей Василевич).
Розенкранц и Гильденстерн то и дело видят себя в роскошном замке (вначале Эльсинор, а потом и королевский двор в Лондоне). В постановке Анатолия Баскакова замок как бы сам появляется на сцене (декорации художника-постановщика Александра Плинта). На том же заднем фоне появляется видеопроекция волнующегося моря (художник по мультимедиа Арсалан Рабданов) — когда главные герои плывут с Гамлетом на корабле в Англию… В музыкальных композициях спектакля использованы темы старинных английских песен (композитор Евгений Вороновский, г. Москва, музыкальная обработка — Вячеслав Буланов, заслуженный работник культуры России). Основная тема — мелодия «Зеленых рукавов», под которую и проходят мистические появления замка и королевского двора.

«Зеленые рукава» — баллада XVI века о возлюбленной, отвергающей знатного человека. Песня написана в Англии неизвестным автором. Ходит легенда, что «Зеленые рукава» написал сам король Англии Генрих VIII — основатель английского протестантизма, отделивший  церковь Англии от католического Рима ради брака с Анной Болейн, которую позже казнил, как и остальных своих жен…
Песня знаменательна. Ибо, несмотря на известность, «Зеленые рукава» невольно служат и дополнительным маркером понятия «МИСТИКА», вынесенного в обозначение «жанра» как мистической фантазии. По одному предположению баллада имеет второй «потайной» смысл, понятный только для «посвященных» или для особо догадливых, в коих стоит посвятить и всех читателей этой статьи…
Одежда зеленого цвета символизирует одну из степеней посвящения в друиды (служителей языческого культа кельтов, живших на Британских островах до христианизации; культ достался им от еще более ранних жителей, предположительно, от носителей культуры строителей Стоунхенджа). Если женщина уходит от своего покровителя, значит мистика (а точнее, эзотерика и оккультизм) выше знатности и богатства? У простолюдинки не обычная гордость. За ней — тысячелетия неведомых нам знания, которые неизмеримо выше самозванных властителей нашего мира...

КУЛЬТОВАЯ ПЬЕСА ПРОТИВ РАЗВРАТА
Розенкранц и Гильденстерн, вопреки названию пьесы, пока живы. Они не сдаются. Им трудно воевать с бессмысленностью и низостью человеческих страстей. Эскапизм — уход от бессмысленных страстей мира — не получился долгим. Вернувшись в мир, два наших героя довольно успешно теснят сражающихся безумцев, мастерски фехтуя с ними на шпагах.
Потом они даже решаются на убийство, протыкая шпагой руководителя бродячего театра — Актера (заслуженный артист РБ Леонид Иванов). Но Актер остаётся жив. Убийства лицедея, развращающего публику, не получилось… Неудавшееся покушение на Актера (директора театра) — это вызов индустрии развлечений, где ради прибыли жертвуют психологическим здоровьем зрителей.
Неужели таким людям как Розенкранц и Гильденстерн суждено быть непонятыми? Но режиссер и драматург Стоппард давно стал культовым — как и его знаменитый фильм «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990 года выпуска). Значит, классика до сих пор нужна зрителям. Может быть, в ряде классических сюжетов надо по-новому расставить ударения и усилить мистико-фантастический элемент. Что и сделано на сцене русского драмтеатра в Улан-Удэ.
Стоппард завершил свою пьесу словами шекспировского персонажа Горацио, которые в свете произошедших событий смотрятся несколько по иному: Как всё произошло. То будет повесть/ Бесчеловечных и кровавых дел /<…> И, наконец, коварных козней, павших/ На головы зачинщиков. Всё это/ Я изложу вам.
Из чего вывод: классика нужна нам, ибо проблемы, затрагиваемые в ней, не отпускают нас и по сию пору.
В воскресенье 27 апреля в 18:00 — третий показ мистической фантазии «Тень Гамлета», после которого обсуждение спектакля.



Фото: Сергей Примаков.