Петроглифы

Зоя Лазарчук
1
Маленький бумажный кораблик плыл по периметру песочницы, наполненной водой. Снег едва начинал таять,  и ступать по нему было опасно. Один шаг в сторону и ты по колено в воде, скрытой  снеговым покровом. Лучи солнца нежно и заботливо согревали продрогший за зиму воздух, и ритмы пробуждающейся от сна природы  наполняли его  особым  ароматом ещё не цветущей, но уже пробивающейся из-под снега весны. А кораблик всё плыл и плыл по отражённому в талой воде небу, то и дело натыкаясь на нежные пушистые  айсберги белоснежных облаков.
Куда мог плыть этот простенький, парусник, сложенный из  местной районной газетки, если капитану всего восемь  лет и управляет он им дистанционно, стоя на берегу. Конечно  же, плыть он мог куда угодно, не смотря на узко ограниченное пространство, и менять своё направление только в зависимости от воли капитана. Команда отборная, у каждого матроса свой характер, обязанности распределены,  и, главное, надо быть на чеку – пиратское судно может появиться в любой момент…  Горизонт обозреваем с четырёх сторон (капитан высоко сидит, далеко глядит, помощники ему не нужны), а небо и море вовсе не сходятся на линии горизонта, а сливаются в одной стихии. По морю-небу легко перелететь из одной части света в другую.   
Но, главное, айсберги тогда были нежные и пушистые, до неба рукой подать, а четырехгранный барьер затопленной песочницы вовсе не мешал свободе передвижения. Хочешь –лети, хочешь – плыви, хочешь – прокладывай опасный путь по насту.

2
У облака одна удивительная особенность (эффект которой  я бы сравнила с улыбкой Джоконды), в его очертаниях мы видим то, что созвучно нашему состоянию – самое серое невзрачное облако не вызовет удручающего чувства, если сердце переполнено светлыми чувствами, и наоборот в самом легком безмятежном движении облаков, можно уловить серьёзную угрозу, находясь  в том состоянии, которое называется отсутствием духа. Так же  и с  улыбкой  Джоконды: она улыбается каждому соответственно его состоянию. Искусство и природа это зеркало, в котором мы либо нуждаемся, либо стремимся усовершенствовать. Выход за пределы отношения лицо–отражение начинается там, где появляется нечто стороннее, позволяющее увидеть  образ   с другого ракурса. А ещё есть слепое шило, называемое интуицией, которое постоянно колет, если рассудок направляет нас по неверному пути.
Облако – лик – личина – лицо – личность. Вот и метафора нашего мировосприятия. Сколько раз  облако сменит свои очертания, пока кристаллизуется в нашей личности, и Боже упаси шлифовать лицо или личность по первому воспринятому силуэту.
Жало непонимания – любимая игрушка господина по имени  Нетерпение, только и всего.  Любого
человека можно понять или, по крайней мере,  объяснить ход его мысли. Просто нужно помнить, что облако – всего лишь облако. А отношения у людей зачастую облачные – по первому силуэту. Я знаю то, что знаю – это облако и оно серое (или наоборот). А дальше облачная или заоблачная сюита навзрыд или вприсядку.
И тогда, разуверившись в пушистости и нежности облаков, не обнаружив за ними солнца, мы ищем нечто прочное и незыблемое. На смену облакам приходят камни. Этот фундамент точно не подведёт, его можно охватить руками, поместить у себя под окном, раскрасить в нужный цвет при необходимости, выгравировать заветные слова. Вещь универсальная, и, главное, безропотная.
Не от них ли зарождается тот самый ком в горле.

3
По определению, и  облака, и камни молчат. Молчание облако блаженно, молчание камня пафосно или монументально. И если состав  облака  разрежен, то в  камне спрессована ни одна горная порода.  – Молчание камня подобно молчанию заключенного в одиночную камеру. Легко помолчать глядя на облако, но тяжело рядом с молчащим камнем.  Однако в  природе, даже не живой, всё звучит: и ветер, и дождь, и солнечный  луч,  и целебный ключ, и облака, и камни. Нас утешают облака, поющие в унисон с ветром, но если вслушаться в отрешённое молчание камня, наверное,  можно услышать ни одну историю. Главное, не переусердствовать: придорожные камни, прибрежные, скалы, бухты, утёсы, монументы, идолы, алтари...  И что, удивительно, люди часто обращаются к каменным изваяниям. Может быть,  действительно, у каждого камня своя душа, или на тех душах лежат свои камни, поэтому их и тянет к неживой природе.  Да и собственно, что такое камень души, всегда ли это повинность? Может быть, это следствие длительного одиночества или общественного мировоззрения? Петр – камень. Этим именем многое сказано.

4
Стихия облака – небо, стихия камня – земля. Между ними воздух и живая природа – звуко-цветовая ткань, пронизывающая каждую частичку нашего мира. Может быть, она  защищает нас от поспешных речей, которые осколками вонзаются в наше сознание, если дают сбой. Ничто в мире, наверное, так не ценится, как созвучие. Внутренняя работа совершается в молчании.