Маленькая поэма о Русской Поляне

Ольга Благодарёва
*****

                "Тихая моя родина!
                Ивы, река, соловьи..."
                (Н.М. Рубцов)
               

   ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Как много сёл – больших и малых
На карте области моей!
Давно пора воздать им славу,
Не ждать, что грянет юбилей!

Я расскажу про то, что ближе к нам – 
С названьем скромным: Русская Поляна.

***
1

Я (от людей и из газет) о нём узнала много:
Амурский тракт, иль «Царская дорога»

(И даже «Колесухой» называл
Её поэт – что, видно, здесь бывал!) – 
Отличная, грунтовая,
Для дебрей этих новая, – 
Дорога та, южней Биробиджана,
Проходит через Русскую Поляну.
Амурский тракт дорога названа,
Костьми людей усеяна она!..
У устроителей её «губа была не дура»:
Езжай по ней до батюшки-Амура! – 
Она и стала главной улицей села,
И даже долго его гордостью была!..

***
2

Назвали Русскою Поляною село –
Чтоб вечно зеленело и цвело!

Потом людей туда везли со всех концов:
Здоровых, взрослых и совсем мальцов, –   
Чтоб эстафету после передать,
Когда состарятся уже отец и мать!
Имущество и скот с собой они везли,
Корову – чтоб детишки с молоком росли.
Болота осушив, наладили там жизнь
(Ну, мошкара и комары, теперь – держись!),
Поля вспахали, строили дома,
И урожая – пОлны закрома!
Работали артелью – споро, дружно:
Все понимали: здесь им выжить нужно!

***
3

Товарищество позже появилось,
И зАжили, как раньше и не снилось!

Но мирный труд нарушила война
И стольких унесла, будь проклята она!..
В деревне не осталось мужиков,
Труды легли на баб и стариков...
На ферме и полях трудились дети,
Ложились рано и вставали на рассвете.
Девчата там на тракторах пахали,
Про отдых всю войну они и не слыхали!.. –
ВСЕМ трудно было. Выживали, как могли,
Но честь колхоза свято берегли;
Работая «для фронта, для Победы»*,
Свои забыли тяготы и беды!..

***
4

И наконец-то пушки замолчали,
Победы залпы над Берлином зазвучали!

Кто не погиб, вернулся на село,
Воспрянуло оно и расцвело!
Пахали, сеяли, сажали,
И бабы вновь детей рожали!..
Прошёл уж не один десяток лет.
Село узнало много новых бед...
Смерть Брежнева оно пережилО
И «перестройку» тоже принялО.
«Простыл» давным-давно колхоза след,
(И в коммунизм ни у кого уж веры нет!)...
Но люди всё надеются и ждут:
Авось к ним снова праздники придут!?..

***

   ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Возможно, что-то было и не так,
Писать поэму – это не пустяк!
Сегодня с юбилеем поздравляю,
Добра, здоровья, счастья всем желаю!
100 лет селу... – не много и не мало,
Быть может, новой жизни здесь начало?!..

P.S.

И, перефразируя В.Маяковского, закончу:

Село (я знаю!) – будет,
Селу (я верю!) – цвесть,
Когда такие люди
В Поляне Русской есть!


   Примечание

   *Имеется в виду лозунг тех лет: "Всё – для фронта, всё – для Победы!"
   
   
   ОТ АВТОРА
   Немножко об истории создания.

   Хоть я и не люблю подобное, но ЭТА маленькая поэма (а точнее – рифмованный рассказ) написана мной «по заказу» – за два месяца до празднования юбилея села (название его ЗДЕСЬ изменено).   
   Пришлось, чтобы проникнуться темой, много материалов перечитать – в старых газетах и журналах, сходить в краеведческий музей, а также съездить в Русскую Поляну и расспросить жителей села.
   На праздник туда съехалось много народу из разных мест Дальнего Востока.
   Моя поэмка пришлась по душе, аплодировали долго!


© Ольга Благодарёва, 2014
   
   
   +Приложение

   Царская дорога – старая дорога, которая до сих пор называется «Царской», её также называли «колесухой» или «царской колесницей».
   В «Словаре русских говоров Приамурья говорится, что это «Тракт в Приамурье, проложенный по указу царя».
   Задумана она ещё при Петре I и должна была пересечь всю страну от Петербурга до Охотска. Более 30 км этой старой дороги пролегает на территории заповедника и уходит через район им. Полины Осипенко до самого Охотского моря. Именно оттуда, из Охотска, тащили на лошадях и верблюдах сквозь дремучую тайгу более 100 лет тому назад многотонные детали для золотодобывающих драг. Она, к большому удивлению, до сей поры в нормальном состоянии, за исключением отдельных размытых водой мест и мостов. Все они были деревянными, но сделаны так прочно, что их остатки стоят и сейчас. Это настоящее инженерное мастерство наших предшественников. Бросается в глаза и само полотно дороги, которое на всём протяжении не заросло ни деревьями, ни кустарником, хотя по обочинам вытянулись уже многометровые взрослые деревья.
   
   Странно, но видимо умели тогда строить, знали какие-то секреты!?