Путь от солдата до генерала

Наталья Смирнова 5
Мне было четыре года, когда мы получили новую квартиру на Юго-Западе, на проспекте Народного Ополчения. Этот район Ленинграда начал очень активно застраиваться в самом конце 60-х годов прошлого века. Обычный спальный район с панельными пятиэтажками, которые в народе прозвали «брежневками», и девятиэтажными домами-кораблями шестисотой серии. Он представлял собой своеобразный тихий оазис, а ведь буквально двадцатью пятью годами ранее здесь проходил передний край обороны и защиты Ленинграда. Двадцать пять лет. А что такое «двадцать пять лет» в масштабах истории? Мгновение. Мгновение, и вот уже вместо землянок и блиндажей – жилые кварталы с уютными двориками, детские сады, школы. О военном лихолетье напоминают лишь гранитные Обелиски, несколько оставленных для истории ДОТов, аллея Славы из девятисот берёз, символизирующих девятьсот блокадных дней, и, конечно же, названия улиц. Танкиста Хрустицкого, Подводника Кузьмина, Зины Портновой, Лёни Голикова.
Наш дом находился рядом с улицей Солдата Корзуна, отходящей перпендикуляром от проспекта Народного Ополчения. А на следующей улице, носившей имя Генерала Симоняка, жили наши родственники, к которым мы, конечно же, ходили в гости. Вернее даже не ходили, а, чаще всего, ездили. Две автобусные остановки, и мы у цели. Сейчас бы мне и в голову не пришло ехать две остановки. Только пешком! А тогда, в четыре года, этот путь казался довольно длинным. Одно дело – бегать и резвиться на детской площадке. Тут можно накрутить хоть пять километров и не заметить усталости. И совсем другое – монотонно двигаться по прямой вдоль проспекта, постоянно теребя маму: «Ну скоро мы придём?..»
Дети моего поколения воспитывались в духе особого патриотизма буквально с пелёнок. И вовсе не потому, что мы, ах(!), какие хорошие и сознательные. Нет. Просто волею судеб годы самой жестокой войны в истории человечества пришлись на  детство наших родителей. И постоянно вспоминая о войне, они говорили языком и ощущениями детей, так понятными тогда и нам.
27-го января, в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, мама решила взять меня на торжественный Митинг, посвящённый этому событию, который и должен был состояться как раз у одного из Обелисков переднего края. Тогда, сорок с лишним лет назад, было ещё много живых ветеранов, воинов Ленинградского фронта, сражавшихся в годы войны  здесь, на подступах к нашему городу.
«Может, рано ещё Наташе на такие мероприятия?» - сомневались наши друзья и соседи.
«Да, ну что вы! Конечно, нет!» - удивилась мама и в этот момент, вероятно, вспомнила, как её младшая сестрёнка Зоя  во время войны, будучи ещё двухлетним  ребёнком, ползала по карте и безошибочно показывала пальчиком города, которые Красной Армии удалось освободить от немцев.
К началу Митинга  мы всё-таки немного опоздали. Когда подошли, у Обелиска уже выступал высокий мужчина с ярко-красными гвоздиками, рассказывая о своём боевом товарище.
«Он прошёл долгий и трудный путь от солдата до генерала» - услышала я обрывок фразы и, удивлённо пожав плечами, обратилась к маме: «Зачем идти? Ведь можно проехать две остановки!»
…..Нет, я не произвела фурор, так как сказала эту фразу очень тихо. Но мама потом долгие годы вспоминала, как смотрел на меня стоящий рядом ветеран. В его взгляде было столько нежности, умиления и в то же время осознания того, что не зря он проливал свою кровь за наше счастливое безоблачное детство, в котором «путь от солдата до генерала» сводится к двум автобусным остановкам…