Рецензия на роман Т. Толстой Кысь

Феодора Черкасова
 Я уже третий год изучаю творчество Татьяны Никитичной, и в основном имела дело со сборником «Ночь».  До романа «Кысь» всё никак руки не доходили, но не на этот раз. И надо было его прочесть,  и стоило одновременно. 
 Татьяна Никитична начала писать довольно-таки не рано, ей было 33 года, и сама она говорила, что в детстве не писала ничего, только поздравительные стихи близким. Первые же её книги сразу принесли ей популярность не только в нашей стране, но и за границей.
 Что же касается романа «Кысь», то мне есть что сказать.
Первые главы романа меня наталкивали на мысль, что он написан в таком же стиле как и её сборники рассказов, и что в нём не будет «изюминки», но потом я поняла, что мнение было поспешным.  Я старалась не читать отзывов об этом романе, чтобы здесь было написано именно моё мнение и впечатление.
 Москва, которая пережила атомную катастрофу, мне напомнила Москву времен века 18-17, когда люди собирались на себе и вели свои говоры. Безусловно, эту старину в романе представляют «прежние». Последствия, которые выражаются у жителей Фёдора-Кузьмичска, напоминают мне больше мутацию из комиксов: то тело покрытое гребешками, то наличие хвоста, то огнём пылает, а в конце романа Л.Львович и Н.Иваныч вообще взлетели куда-то. Фантастике здесь полноценное место, и тут Толстая себе не изменила. Если бы я не прочла аннотацию к роману, то я бы так и подумала, что это про прошлые времена книга, а не будущие. Один из вариантов развития жизни на земле. Возникает много вопросов, среди которых: остались другие страны на земле после взрыва или нет? Является ли Бенедикт той самой Кысью?
  Бесспорно, мне очень понравился стиль написания данного произведения, то, как Толстая употребляла жаргонизмы и нецензурную лексику. Были моменты в книге, когда я смеялась до слёз и даже вслух читала маме или однокурсникам, потому что не могла оставить это без внимания. Пример:

«В декабре месяце, в самое темное время года, окотилась Оленька тройней. Теща зашла, позвала Бенедикта посмотреть на помет, проздравила. Он лежал, пустой и грузный, ждал сигнала; сигнала не было. Ладно, пошел глянуть.Деток трое: одна вроде самочка, махонькая, пищит. Другой вроде как мальчик, но так сразу не скажешь. Третье – не разбери поймешь что, а с виду как шар – мохнатое, страховидное. Круглое такое. Но с глазками. Взяли его на руки покачать, запели: «а-тутусеньки, тутусеньки тату! а-кукусеньки, кукусеньки куку!», – а оно толк! – оттолкнулось, да на пол и соскочило, по полу клубком покатилось и в щель ушло. Бросились ловить, руки растопыривать, тубареты, лавки двигать, – куды там».


 Но особое внимание я хочу уделить главному герою. На протяжении всего романа мы видим, как он духовно становится выше. Взрослеет что ли… Но я не скажу точно и уверено, что в конце он стал полноценным человеком, который всё в жизни понял, умнее тех, рядом с кем он живёт. Он изменился, это факт. Литература открыла для него совершенно иной мир, который привлекает его намного сильнее, нежели тот мир, в котором он живёт. Женщины книжные ему интереснее, нежели бабы, которые рядом с ним живут и его собственная жена. Книга его «съела», если так можно сказать. И здесь можно задать вопрос: «Хорошо ли это?», но ответ будет разный. Кто-то скажет – «да», кто-то – «нет». И те и другие будут правы. Но. Если его мир, в котором он жил, его не привлекал, и он с такой охотой «нырнул» в книжные миры, то его можно понять. Если человеку не нравится та жизнь, которой он живёт – он, либо её меняет, либо уходит в книги. Это своего рода лекарство.  На протяжении всего романа я видела, как он сходил с ума от нехватки книг, неважно каких, будь-то журнал «Вестник № 8», или книги по использованию древесины. Ему необходимо было «кормить» свой мозг. И это похвально.
На мой взгляд, Толстая в этом романе превзошла саму себя, этот вывод я делаю, опираясь на её рассказы, с которыми мне приходилось работать.


 Считаю, что для того, чтобы лучше понять суть романа, его надо перечитать пару раз, и желательно в разные промежутки жизни, хотя бы через год, после первого прочтения. Но прочесть его необходимо каждому.