Об интегральной форме

Шолохов Виталий
Об интегральной форме социокультурной динамики Питирима Сорокина

 “Man is by nature a political animal. And therefore, men, even when they do not require one another’s help, desire to live together; not but that they are also brought together by their common interests in proportion as they severally attain to any measure of well-being. This is certainly the chief end, both of individual and of states.” THE BASIC WORKS OF ARISTOTLE . Edited by RICHARD McKEON. THE MODERN LIBRARY. NEW YORK. 2001.
Aristotle. Politics. Bk.III: Ch.6 1278b 20-4
Динамичность и цикличность социокультурной реальности, которые Питирим Сорокин определяет в качестве ее сущностных свойств, мы находим уже у Аристотеля в его исследованиях государства (Аристотель, Политика, Книга третья (Г) IV 3.), когда он пишет, что «человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего … люди … безотчетно стремятся к совместному жительству»: «К этому людей побуждает и сознание общей пользы, поскольку на долю каждого приходится участие в прекрасной жизни; это по преимуществу и является целью как для объединенной совокупности людей, так и для каждого человека в отдельности.» Ключевым словом для выяснение того, что же является интегральной формой организации и динамики государства, оказывается слово «цель».
Цель – «прекрасная жизнь» (well-being) достигается оптимальной затратой усилий членов общества и максимальной экономией ресурсов общества. Сами показатели затрат и экономии не могут быть определены предварительно, а выбираются в результате пробных усилий, которые имеют характер случайного поиска. Полученный результат деятельности государства оценивается интуитивно членами общества совместно или специальными руководителями, избранными обществом. Цель государства есть «высшее благо» для всех членов общества, граждан этого государства.
 “The chief good … would seem to belong to the most authoritative art and that which is most truly the master art. And politics appears to be of this nature” ARISTOTLE ETHICA NICOMACHEA. Book I, Ch. 1. , 1094a 27-9
Динамика поиска государственной цели на современном кибернетическом языке определяется как адаптивная поисковая оптимизация. Поиск цели осуществляется последовательным увеличением и уменьшением варьируемой переменной – в данном случае – затратными усилиями членов общества. Так как положение цели меняется от изменения окружающих условий существования государства, то это может вызывать большие петли цикличности. Но в остальном, свойства динамики государственного управления определяются свойствами алгоритма адаптивной поисковой оптимизации. Первое свойство состоит в том, что оптимизация есть универсальное свойство бытия на всех уровнях его существования, которое совместно с логикой, ответственно за возникновение и развитие жизни в Природе в широком смысле этого слова. Цель жизни, конечно, не задается кем-то, а пост-фактум оказывается мерой устойчивости живого к воздействиям внешней среды. В качестве примера и модели, устойчивость определяется как физическая функция энтропии, а оптимизация принимает вид закона возрастания энтропии.
«Прекрасная жизнь» в государстве есть «энтропия» государственного уровня организации бытия. А «стремление к совместному жительству» ради поиска и достижения «прекрасной жизни» есть «закон» государственной деятельности. Исследование свойств оптимизации в лабораторных условиях показало, что процессы оптимизации обладают многими ценными свойствами. Прежде всего, совместное жительство позволяет достигать цели «прекрасной жизни» быстрей пропорционально количеству активных участников государственной деятельности. Отсюда проистекает тот факт, что все государства стремятся к максимально возможному расширению своей территории и населения. (Здесь еще, конечно, играет свою роль фактор ресурсов, но это отдельная тема). Очень важно, что государственная система, состоящая из большого числа граждан, остается устойчивой, даже если граждане совершают не совсем скоординированные усилия по поиску цели. Это свойство алгоритма оптимизации называется «свойством абсолютной устойчивости».
Способность достижения цели «прекрасной жизни» определяется не только количеством граждан, но и их «качествами». Эти качества характеров граждан определены Аристотелем понятием «добродетели» и их «значениями». Задача получения в процессе «воспитания» гражданина, который обладает наилучшим набором добродетелей, распадается на две задачи – обе - оптимизационные. Первая – достижение максимального значения «значения качества» добродетели. Вторая – поиск оптимальной комбинации добродетелей. Например, Аристотель считал, что «рассудительность – вот единственная отличительная добродетель правителя; остальные добродетели являются, по-видимому, необходимым общим достоянием и подчиненных, и правителей». (Там же. II 11.)
Напомним, что Аристотель определял добродетели как нечто среднее между двумя крайностями. Это довольно качественное определение добродетелей может быть уточнено на основе обобщения теории обмена Аристотеля. Логично допустить, что государство (общество) также обладает зеркальной системой присущих ему добродетелей. Питирим Сорокин считал, что «альтруизм» является важнейшей из этих добродетелей. Это утверждение также допускает более конкретный анализ на основе теории обмена Аристотеля.
Представление о социокультурной и цивилизационной динамике как процессах оптимизации есть уточнение интегральной формы Питирима Сорокина в ее двойственной целостности: граждане государства – внешнее, а поисковая деятельность (практически всегда циклическая) – имеет внутренний генезис как идеациональная суперсистема «импульсов» в формировании социокультурной целостности. Цикличность (поиск экстремума цели), динамичность (движение к области функции цели) вместе с выделением промежуточной и базовой (Интегральной оптимизации) означает Триадичность сущности бытия, которая является главным предметом исследования у Сорокина и главной сферой исследований Константина Хруцкого и всей Биокосмологической Ассоциации. 
Концепция самоорганизации бытия, которая реализуется алгоритмами оптимизации (и логики в процессе получения и обработки информации о поведении функции цели), действительно имеет статус веры и оказывается «идеациональной», особенно, когда мы полагаем, что действие законов Природы реализуется с помощью алгоритмов оптимизации. Сами же внешние процессы есть «Чувственная суперсистема». «Интегральная форма» - алгоритм адаптивной поисковой оптимизации» - есть нечто модельное, идеализированное, математизированное. Здесь возможно бесконечное количество конкретных алгоритмов и их реализаций.
Отметим, что исследование модели закона роста энтропии как оптимизационного процесса позволяет уточнить систему категорий Аристотеля. Это уточнение фактически было выполнено Сергеем Николаевичем Гринченко в его книге «Метаэволюция». Полученный С.Н.Гринченко результат позволяет рассматривать Категории Аристотеля именно как систему и дать им более адекватную интерпретацию: «Идеациональная суперсистема» включает категории пространства, времени, массы и количества. Внешняя («Чувственная суперсистема») С.Н.Гринченко есть его иерархическая модель бытия, включающая 52 уровня.
«Интегральная форма социокультурной целостности» Питирима Сорокина оказывается уникальный / единственным инструментом познания любых социально-технологических процессов, причем, на уровне точных эвристических оценок. На этой основе возможно принятие международных законов этической природы как рекомендательных для планирования не только культурных мероприятий, но и политических акций.
“Practical wisdom only is characteristic of the ruler: it would seem that all other virtues must equally belong to ruler and subject. The virtue of the subject is certainly not wisdom, but only true opinion; he may be compared to the maker of the flute, while his master is like the flute-player or user of the flute.” Aristotle. Politics. Bk. III: Ch.4. 1277b 25-9

03/13/2014
Виталий Шолохов