Лампа

Неонилла Фатеева
В  детстве одно время  жила у нас   ворона. Её принёс   дедушка, выпустил из рук, она запрыгала-запрыгала по полу и сразу же спряталась под старинную лампу, стоявшую в переднем углу комнаты.

  Потом, когда мы от бабушки переехали  жить в другое место, бабушка повесила  в этом углу икону и зажгла  под  ней   лампадку. Не потому, что раньше этому  мешала  лампа, просто бабушка повернулась к Богу. А в молодости, по её рассказам, была она делегаткой, активно агитировала за атеизм и ,бывало, и сама в этих рейдах выбрасывала иконы за пороги (Господи, грех-то какой!).

  Как  долго жила у нас ворона,  не  помню,  но хорошо  помню,  как  мы  с  сестрёнкой  заглядывали  под  лампу посмотреть , что же она там делает.
Скорее всего,  это был воронёнок-подлётыш, который ещё летать не умел , а то как бы дедушка смог его поймать.
 
Сейчас  понимаю, птице под  лампой было совсем неуютно, и мне её очень жалко.
Я вспомнила о ней попутно, вспомнив лампу.

Десяти линейная керосиновая,  с круглым  фитилём, лампа  "Superior Solar Brenner" стояла на полу на трёх  высоких ,литых, красивой формы  ножках.
 
 От пола, на высоте где-то сантиметров двадцать, потом ещё сорок и сорок, они крепились к трём круглым дискам.   Каждая ножка над последним,  верхним диском  переходила в бюстик с двумя дырочками вместо выпуклостей,и с изящной женской головкой. Диски  были не гладкие, а с травлёными узорами по всей  плоскости и служили полочками. На них мама ставила свои,  любимые в те годы, духи «Красная Москва» и  другие с   запахами и ароматами флакончики, содержимое которых она иногда смешивала,  и получался какой-нибудь совершенно новый аромат.
 
 Через центр каждого диска проходил  полый   металлический стержень, в него вставлялся ещё один, с помощью которого телескопически регулировалась и фиксировалась фигурной гайкой высота плафона, и заканчивался литой  красивой   чашей, имитирующей  цветоложе  или большой  кубок, куда   помещался  прозрачный   стеклянный   пузырь   с  керосином , и всё это, наконец,  венчалось  стеклянным, розового  цвета, прозрачно-матовым с разводами абажуром   в  форме полу распустившегося   бутона   розы.

Уже тогда   одна   ножка    у  основания  лампы  была   отколота.
Её  хотели  приварить, но  не  нашлось мастера,  а  вернее, у  мастера  не  оказалось  такого   материала,  с  применением  которого    можно  было  бы   её   приварить  или припаять, поэтому   для  равновесия под  лампу  подставлялся  кирпич  по размеру,  а отколотая ножка  всегда хранилась на нижней полочке. 

Лампа  спокойно  стояла   и до  сих пор   стоит в комнате,  как украшение. Такой предмет  старины   глубокой  из   маминого  приданого, доставшийся ей от её мамы.

Теперь  её не зажигают,  в этом нет необходимости. Кому придёт в голову мысль зажечь фитиль и вдыхать  запах керосина и копоти, когда есть электричество  и огромное  разнообразие красивейших, современных форм    светильников.   Но  блеском и  красотой   своей   им не сравниться  с  этим старинным  чудом.

Я представляю,  как много-много лет назад вечерами  снимали с неё розовый  абажур, аккуратно и бережно  ставили в сторонке, чтобы , не дай Бог, нечаянным  движением не смахнуть  и не разбить эту красоту, затем  пузатенькое стекло с  той же осторожностью, подносили зажженную спичку   к  круглому фитилю, и  он вспыхивал,  как факел.

А когда, прикрутив фитиль, все  атрибуты   без  спешки и суеты возвращали  на свои места, прибавляли яркости, комната окрашивалась   уютным розовым светом, и обстановка сразу переходила из обыденной в сказочную и почти интимную.  И дедушка, бравый, кудрявый, с усами почти, как у С.М.Будённого, ласково говорит бабушке: "Счастье моё я нашёл в нашей дружбе с тобой!».*

Я не для красного словца, он и правда  ей так говорил.



*Слова из песни "Счастье моё"
авторы Е.Розенфельд - Г.Намлегин.



20.05.2014. Фото автора.