Добродетели и советы спартиата Хилона

Просвещение
               


                "На пробном камне испытуют золото -
                Нет надежней пробы.
                А золотом испытывают разницу
                Меж добрым и недобрым".

                Песнь  Хилона.



           ХИЛОН(VIв. до н.э.) — древнегреческий политический деятель и спартанский законодатель, поэт.  Родом он был из Лакедемонии.  Лакедемон(СПАРТА) - древнее государство в Греции в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота. Причём, в  качестве официального названия спартанского государства почти всегда употреблялось слово Лакедемон (например, в международных договорах). В списках спартанских эфоров Хилон значится под 556 годом до Р.Х. Значит, он был исторической личностью.


                1)  деятельный лакедемонянин

            Известно, что  в 55-ю олимпиаду (556/5 год до н. э.) ХИЛОН  стал эфором. ЭФОРЫ  в Древней Спарте — выборные должностные лица, численностью до 5 человек, обладавшие широким и не всегда чётко зафиксированным кругом полномочий. Эфоры избирались каждый год в день осеннего равноденствия. В выборах мог принимать участие любой полноправный спартиат в возрасте от 30 до 60 лет. Эфорам запрещалось выдвигать свои кандидатуры на переизбрание. При избрании они давали клятву поддерживать власть спартанских царей, а те, в свою очередь, клялись поддерживать законы в лице эфоров.  Со  временем эфоры Спарты концентрировали в своих руках контроль почти над всеми областями жизнедеятельности спартанского общества, включая надзор за обоими спартанскими царями. В частности, двое эфоров обязаны были находиться при войске во время военных действий и могли заключить под стражу даже царей за бездарное военное руководство. Годы правления эфоров назывались по имени первого из них. Эфорат просуществовал до II века нашей эры, когда, вероятно, был отменен римским императором Адрианом.

            С именем Хилона можно связать реформу ЭФОРАТА в Спарте. По преданию,  когда его брат рассердился на то, что Хилон стал эфором, а он нет, Хилон сказал: "Это потому, что я умею выносить несправедливости, а ты нет".
Диоген Лаэрский говорит, что Хилон сделал  ЭФОРАТ  равным царской власти. Предполагают, что именно Хилон был инициатором закона о передаче председательствования в народном собрании и в герусии от царей к эфорам. Это передало в руки эфоров всю полноту контролирующей власти и большую часть исполнительной. Действительно, со временем эфоры получили право созывать герусию и председательствовать на апелле. ГЕРУСИЯ -  совет старейшин в городах-государствах Древней Греции. Так, наиболее известна герусия в Спарте, состоявшая из 30 человек(28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и двух царей); являлась здесь высшим и, видимо, древнейшим правительственным органом.В собрании могли принимать участие только полноправные спартиаты — мужчины старше 30 лет, прошедшие полный цикл гражданского воспитания и принятые в состав одного из застольных товариществ (сисситий). АПЕЛЛА  собиралась один раз в месяц, в строго определенном месте –  «между Бабикой и Кнакионом». Созывали собрание либо цари и геронты, либо эфоры. Дискуссионным остается вопрос о том, насколько важной была роль апеллы в жизни спартанского государства. По мнению большинства историков, собрание спартиатов лишь утверждало решения, принятые царём или герусией, и обладало избирательными функциями. По мнению некоторых исследователей именно Хилону принадлежит создание легенды о Ликурге и его законах, что облегчало ему проведение своих реформ под видом восстановления старинных законов. Впоследствии спартанские законодатели еще не раз будут прибегать к подобному приему.
            
              И всё же  сказать что-либо достоверное о делах Хилона очень трудно. Прежде всего это был философ и учитель человечества, причисленный к семи мудрецам. Хилон прожил жизнь согласно своему учению, и его видели редко. Считается,  что философ посвятил всю свою жизнь добродетели, продумал и выразил многие заповеди, которые достойны записи. Но начнём с преданий и легенд.


                2) беседы с Эзопом 


       Существует предание, согласно которому Хилон встречался на пирах с самым знаменитым поэтом-баснописцем Древней Греции ЭЗОПОМ. Причём, оригинальные стихи Эзопа не сохранились, а древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках. Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении.  Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и И.А. Крыловым.

                Итак, по легенде, когда Эзоп был послан царем Крезом к дельфийскому оракулу,  где тот встретил на одном пиру  Хилона.  Спартанский  эфор Хилон знал слухи о о биографии басенника:  что тот был из рабов.   Хилон сказал ему: "Ты раб, а ходишь в посланниках?"

Но второе высказывание присоединили к одной известной басне Эзопа:
"Увидел лидийский мул свое отражение в реке, обрадовался, какой он большой и красивый, и пустился вскачь, размахивая гривою, точно лошадь. Но тут-то он и понял, что родился от осла, придержал свою прыть и унял в себе свои спесь и чванство".
Легенда допускает, что возможно  в ответ на эту басню Хилон  произнес свою знаменитую реплику: "Сам бежишь, как мул, да спотыкаешься".

Эзоп же в ответ рассказал Хилону еще одну басню:
"Увидел волк, как пастухи ели в шалаше овцу, подошел поближе и сказал:
"А сделай это я, какой бы вы подняли шум".

Когда же сам Хилон спросил Эзопа, чем занимается Зевс, тот ответил:
"Высокое понижает, низкое возвышает".


                3) легенды о прорицателе


              В одной из легенд, рассказанной Геродотом, говорится о том, что когда Хилон был на Олимпийских играх, там же оказался и афинянин Гиппократ, отец будущего тирана Писистрата. Когда этот Гиппократ совершал жертвоприношение, котлы с мясом и водой вдруг закипели без огня и вода полилась через край. Видевший это Хилон, дал такой совет Гиппократу: не следует брать себе в дом жену, рожающую детей; если же он уже женат, то отпустить жену; если же у него уже есть сын, то от этого сына следует отказаться.
Гиппократ отверг совет Хилона, и у него родился сын, названный Писистратом, будущий тиран Афин.

                Согласно второй легенде Хилон прославился  как  проницательный  деятель следующим предсказанием.   Про лежащий у берегов Лаконии остров Киферу Хилон говорил, что для спартанцев было бы лучше, если бы этот остров погрузился в море. Он всегда опасался какого-нибудь нападения на Спарту со стороны этого острова и говорил: "Лучше бы этому острову не возникать, или, возникнув, утонуть!"
Будущее показало, что опасения Хилона были не напрасны. Вначале спартанский изгнанник Демарат советовал Ксерксу сделать там стоянку своих кораблей, но царь отверг этот совет, а напрасно.
Позднее, в Пелопонесскую войну, Никий захватил этот остров и поставил там афинский гарнизон. С этого острова афиняне потом принесли лакедемонянам очень много вреда.
Это предсказание принесло Хилону большую посмертную славу.


           В старости Хилон говорил, что не знает за собой ни одного противозаконного проступка за всю свою жизнь. На вопрос же о том, что труднее всего, Хилон ответил: "Хранить тайну; не злоупотреблять досугом; терпеть обиду".


                4) достойный оппонент Питтака


            По преданию Хилон часто спорил с  мудрецом и законодателем из Митилены ПИТТАКОМ, почитавшимся у греков наравне с Солоном и Ликургом, входившим в число Семи мудрецов. Вот, например, какой спор между ними вышел на приёме у афинского правителя Солона.               

Солон однажды задал вопрос о том, когда более стяжает славы царь или тиран.
Питтак ответил:
"Когда добьется, чтобы подданные боялись не его, а за него".
Хилон на этот же вопрос ответил так:
"Дело правителя - помышлять не о смертном, а о бессмертном".

На вопрос о том, какое государственное устройство самое лучшее, Питтак дал такой ответ: "То, где дурным людям нельзя править, а хорошим нельзя не править".
Хилон же сказал: "Лучшее государство - то, где больше слушают законы, меньше - ораторов".
Рассказывают, что Хилон разорвал дружеские отношения с Солоном после того как афинянин сказал о том, что и "законам перемена бывает"

На вопрос скифского царевича-философа Анахарсиса о том, какой дом следует считать лучшим, Питтак ответил: "Лучшиий дом - тот, где нет ни потребности в излишнем, ни нехватки в необходимом".
Хилон на этот же вопрос ответил так: "Дому следует более всего походить на город, управляемый царем".
Потом он напомнил ответ Ликурга человеку, который посоветовал ввести в государстве народовластие: "Сперва установи народовластие в своем доме".

               
                5) три мудрейших принципа


                Когда Хилон пришел в Дельфы, он решил посвятить Богу свои мудрые мысли и выгравировал на колонне эти три принципа: "Познай самого себя", "Ничего сверх меры", и третий, "За порукой расплата".  Каждое из этих предложений, хотя коротко и лаконично, содержит глубокий смысл.

                Фраза "ПОЗНАЙ  СЕБЯ" призывает нас стать образованными и получить благоразумие; причем только с помощью этих средств человек может познать самого себя. А те, кто необразован и бездумно считают себя очень проницательными, согласно Платону, невежественны и имеют множество пороков.  Или потому, что такие люди считают, нечестивцев хорошими людьми, а честных людей, наоборот, за плохих. Ибо только так может человек познать самого себя и своего соседа, получив образование и мудрость, посланные свыше.   

                Принцип  "НИЧЕГО СВЕРХ МЕРЫ" призывает нас соблюдать надлежащую меру во всем и не принимать крайних решений, как например, эпидамцы. Эти люди, проживавшие на берегах Адриатики, один раз поссорились между собой, и бросив раскаленные массы железа прямо в море, поклялись, что не окончат свою вражду до тех пор, пока железо не нагреет море.  И хотя они поклялись настолько серьезно, не задумываясь о наставлении "Ничего сверх меры", позже, по принуждению обстоятельств, они положили конец своей вражде, оставив массу железа лежать в холодных глубинах моря.

                А что касается принципа "ЗА ПОРУКОЙ  РАСПЛАТА", некоторые считали, что его Хилон советовал вступающим в брак. Потому что большинство греческих народов составляли договор при вступлении в брак, также называемый "залог", и общий опыт людей подтверждает, что худшие и самые многочисленные жизненные невзгоды связаны с женами. Но некоторые авторы говорят, что такая интерпретация недостойна Хилона, так как общество не может существовать без брака. И что он заявляет, что "расплата" соответствует другим обязательствам, относящимся к контрактами и соглашениям по другим вопросам, всем тем, которые касаются денег.

                Некоторые утверждают, что это предложение не принадлежит Хилону, и что это не социальный принцип отказа от спасения друзей, бывших в нужде.Напротив, когда судили его друга, то он осудил его по закону, но упросил своего товарища его оправдать. Так он услужил и закону, и дружбе.
В то же самое время Хилон призывал отказываться от принятия на себя обязательств, слишком строгих в человеческих делах и не поступать, как греки, когда они боровшись против Ксеркса, поклялись при Платеях,  что передадут детям свою ненависть к персам, и она будет существовать до тех пор, пока реки текут в море, продолжается род человеческий и земля плодоносит. Однако, несмотря на это обязательство, в силу превратности судьбы, они через некоторое время отправили послов к Артаксерксу, сыну Ксеркса, прося его о дружбе и союзе.

            Смерть Хилона, как и его прижизненные мыслеформы, была не менее     удивительной: пусть и неожиданной, но милостивой. Умер Хилон в старости, приветствуя своего сына после победы на Олимпийских играх в кулачном бою. Об этом сохранились следующие стихи:
"Благодаренье тебе, Полидевк светоносный, за то, что
Сын Хилона стяжал славу в кулачной борьбе!
Умер счастливый отец, на дитя-победителя глядя:
Надо ли плакать о нем? Мне бы подобную смерть!"
      
                ___________________


                ЗАПОВЕДИ  ХИЛОНА:

• сдерживай язык, особенно в застолье;
• не злословь о ближнем, чтобы не услышать того, чему сам не порадуешься;
• не грозись, это дело бабье;
• к друзьям спеши проворнее в несчастье, чем в счастье;
• брак справляй без пышности;
• мертвых не хули;
• старость чти;
• береги себя сам;
• лучше потеря, чем дурная прибыль: от одной только горе на раз, от другой   навсегда;
• чужой беде не смейся;
• кто силен, тот будь и добр, чтобы тебя уважали, а не боялись;
• хорошо начальствовать учись на своем доме;
• языком не упреждай мысль;
• обуздывай гнев;
• гадательству не перечь;
• на непосильное не посягай;
• не спеши в пути;
• когда говоришь, руками не размахивай - это знак безумства;
• законам потворствуй;
• покоем пользуйся.
 

          Заповеди Хилона, хотя и кратко, содержат все советы, необходимые для лучшей жизни и его содержательные высказывания стоят больше, чем  материальные ценности. Хилон утверждал, что добродетель человека заключается в том, чтобы с помощью рассуждений предвидеть будущее. А на вопрос о том, что отличает воспитанных людей от невоспитанных, Хилон ответил: "Подаваемые надежды".
         Эти  заповеди вечны, поскольку в сознании мыслящих людей являются лучшим сокровищем, чем  золотые слитки Креза, чем все дары, принесенные и освященные в Дельфах.

                24.05.14