Когда-то, еще в прошлом столетии, я случайно увидел фрагмент из старого фильма, как я предполагал - братьев Люмьер, или кого-то еще из пионеров кино. Вот каким этот фрагмент остался у меня в памяти навсегда:
На площадке Эйфелевой башни, посреди нарядной толпы в цилиндрах и смокингах, стоит и гордо раскланивается человек, также в цилиндре и смокинге – но с огромными, будто орлиными, крыльями за спиной. Человек широко уверенно улыбается - как мистер Икс на арене цирка. Внизу, у подножия башни, рукоплещет еще бОльшая возбужденная толпа, ожидающая первого полёта. Еще миг – и человек, гордо расправив крылья – делает шаг в пропасть с площадки Эйфелевой башни.
Он сразу же сваливается в штопор. Бесполезные крылья нелепо колышутся, падая – и развеваются полы нарядного смокинга.
Это были долгие кадры – и они поражали натурализмом и нелепостью, как приближающейся смерти, так и (страшно сказать – “смешного”) вида человека с крыльями, уже потерявшего цилиндр, но всё еще в нарядном смокинге, нелепо болтающемся в воздухе. Ужасный выдох толпы у подножия башни. Конец.
Тогда же, в начале 90ых, я написал стихотворение, посвященное этому человеку, имени которого я не знал. Не так давно (5.2014) я решил выяснить точно, что и кого я видел. Вот что я нашел в Google.
Я не нашел никаких орлиных крыльев. Я не нашел ни этого фильма, ни фрагмента из фильма. Вместо этого я нашел следующий достоверный факт:
Французский портной австрийского происхождения Франц Райхельт, изобретатель своеобразной разновидности парашюта, в 1912 году действительно прыгнул с первой площадки Эйфелевой башни, и действительно разбился. Парашют надевался, как костюм, и был неверно рассчитан. Этот прыжок с башни действительно был заснят на плёнку – в интернете есть видео, но это очень мало похоже на то, что сохранилось у меня в памяти и породило мой стих.
Вопрос:
То ли моё сознание так сильно исказило реальность (если я видел в 90ых падение Франца Райхельта) – то ли я видел фрагмент какого-то другого, может быть, игрового фильма (из тех же времён - либо стилизованного под старину – по крайней мере так он выглядел)?
Если кто-то сможет прояснить для меня этот вопрос, я буду благодарен.
А о чем речь-то? А вот о чём. Мы очень хорошо выучили имена ПОБЕДИТЕЛЕЙ, но мы склонны забывать имена “лузеров”, благодаря которым победители достойно заняли свои места в истории и получили заслуженные ими награды. Если бы не безумцы-алхимики, безнадежно искавшие философский камень, то не было бы (по моему скромному мнению – кому-то может показаться и спорным) никакой таблицы Менделеева. И то же самое – в любой области человеческой деятельности, включая авиацию и освоение Космоса.
Посвящается Францу Райхельту, а также всем, чьи кости составляют мощное основание пьедестала сегодняшних и завтрашних победителей.
Икар на Эйфелевой башне
Земле во прахе пребывать
привычно – как Христу молиться
На Марсе хочешь побывать?
Гораздо легче – застрелиться!
Пусть чудаки ко дну идут
в своих дырявых батискафах
Ведь никогда их не поймут,
кто копит деньги тихой сапой
Я видел как-то фильм–мираж:
Икар на Эйфелевой башне!
Какой экстаз! Какой пассаж!
Кино смотреть совсем не страшно!
Но почему Икар забыл:
ведь крылья-то - из пластилина!
Скажите, люди, почему
его Вы не предупредили?
Ура кричит угар толпы -
Икар на Эйфелевой башне!
Дрожат и крестятся попы,
а он не молится – он счастлив!
И жить ему - еще лишь миг -
ведь крылья-то из пластилина...
Что, Жизнь не стоит этих игр?
Его когда-нибудь любили?
Сегодня – стыдно не весьма
Вам полетать на дельтаплане,
а внукам суждено узнать -
их любят инопланетяне!
Скотам - смешон безумный раж:
Икар! На Эйфелевой башне!
Лишь крылья за спиной – багаж
Совсем не тяжек он - для счастья!