Параллели. Пушкин -14- Поэт и толпа

Кариатиды Сны
                " Мысль человека , хотя бы самую возвышенную, стоит ли
                отпечатлевать в предмете вещественном из-за того только,
                чтоб сделать её понятною душе немногих?   Надо полагать,
                что люди вовсе  не созданы  мыслить,  потому что  мысль
                сильная и свободная - такая для них редкость."
                М.Ю. Лермонтов

                " У каждого человека есть свой отличительный запах, по которому его узнают жена, дети, собаки.  У толпы — общий, всегда одинаково дурной запах.
                Публика же запаха лишена вовсе.

                Уистен Хью Оден


                " О, если б голос мой умел сердца тревожить!"
                А.С. Пушкин

               
      
      Вернёмся опять к  моему любимому стихотворению Пушкина, в котором, как в капле воды отражается  многое, что хотел сказать Поэт о его месте в мире. В том числе, затронув и эту Тему - Поэт и толпа...

               
Поэт идёт: открыты вежды,
Но он не видит никого;
А между тем за край одежды
Прохожий дёргает его...

"Скажи: зачем без цели бродишь?
Едва достиг ты высоты,
И вот уж долу взор низводишь
И низойти стремишься ты.
На стройный мир ты смотришь смутно;
Бесплотный жар тебя томит;
Предмет ничтожный поминутно
Тебя тревожит и манит.
Стремиться к небу должен гений,
Обязан истинный поэт
Для вдохновенных песнопений
Избрать возвышенный предмет"...

  Всё указует Поэту, всё стремится подвести  его под свою черту и даже стереть с лица земли. Чтоб не высовывался, не стоял укором, не тревожил несбыточным...

Беда, кто в свет рожден с чувствительной душой!
Кто тайно мог пленить красавиц нежной лирой,
Кто смело просвистал шутливою сатирой,
Кто выражается правдивым языком
И русской глупости не хочет бить челом!..
Он враг отечества, он сеятель разврата!
И речи сыплются дождем на супостата.

...Но вижу: возвещать нам истины опасно...
И смертный приговор талантам возгремел.
Гонения терпеть ужель и мой удел?
Что нужды? смело в даль, дорогою прямою,
Ученью руку дав, поддержанный тобою,
Их злобы не страшусь...

... Что крик безумных сих дружин?

                ("К Жуковскому")


   Любопытно в этом смысле провести параллель из 19 в 20 и даже в 21 век. Позже.  Пока скажу одно . Пушкиных новых пока что нет, но  толпа стала более "посвящённой"? Или "просвящённой"? Или не стала?
 

  В стихотворении "К Батюшкову" Пушкин в некотором роде излагает мотивы своего публичного творчества, можно сказать, и целеполагание поэта в этом  чуждом для него сообществе мало продвинутых в высоком смысле людей:

  Поэт! В твоей предметы воле!
  Во звучны струны  смело грянь,
  С Жуковским пой кроваву брань
  И грозну смерть на ратном поле.
  ...
  Вооружись сатиры жалом,
  Подчас прими её свисток,
  Рази, осмеивай порок;
  Шутя, показывай смешное
  И , если можно, нас исправь...

  Да, если можно...
  Но можно ли исправить "непосвящённых", толпу, для которых поэт - одна лишь из игрушек?  И тогда , несколько позже, появляются  такие строки :

ЧЕРНЬ.

Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

ПОЭТ.

Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; —
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, — полезный труд! —
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.


И всё-таки необходимо разделять  понятия ( и для Пушкина) ТОЛПА и НАРОД.
Не мог не любить Поэт лучшее в своём народе - русские сказки, предания о подвигах русских богатырей, воинские доблести, русскую славу, великих просветителей, поэтов...
Духовную его составляющую... И серьёзно полагал, что:

...И неподкупный голос мой
Был голос русского народа"
 
  Русского народа в самом высоком смысле этого слова!
  Здесь уместно вспомнить строки из его "Памятника":

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная толпа...
...
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал...

"...Под памятником Пушкина росшие не будут предпочитать белой расы, а я — так явно предпочитаю — черную. Памятник Пушкина, опережая события, — памятник против расизма, за равенство всех рас, за первенство каждой — лишь бы давала гения.
Памятник Пушкина есть памятник черной крови, влившейся в белую, памятник слияния кровей, как бывает — слиянию рек, живой памятник слияния кровей, смешения народных душ — самых далеких и как будто бы — самых неслиянных."
                ( Марина Цветаева "Мой Пушкин")

   Пару дней назад вандалы в Харькове надругались над памятником Пушкина, разукрасив его жёлтой краской. Это,  понятно, не народ - толпа, НЕ РОСШАЯ ПОД ПАМЯТНИКОМ ПУШКИНА. В сожалению... Кто же в этом виноват? Не о них ли?  Только уже, увы, не мирных. Рано или поздно стада гонят на убой.

 
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.