Обзор по 1 туру 2014 от Михаила Гофайзена

Литературный Фестиваль Рунета
Вместо преамбулы

На днях в рамках открытого Чемпионата Балтии по русской поэзии, в котором я принимаю участие в качестве члена жюри, в очередной раз состоялась полемика о том, что есть поэзия и какой она может (у иных – должна) быть. Некоторые выдержки из этой полемики позволяют в какой-то степени описать мне мои представления и пристрастия в этом вопросе.

ВЛАДИМИР ЛАСС (Влас):

"…верлибр, белый стих, всякие новомодные нынче хайку и т.п... - Я считаю, что это проза. Разновидность прозы. Подраздел прозы. И не оспариваю его, как факт культуры, а просто обращаю внимание на неправильную его классификацию".
"Основания же для того, чтобы считать стихотворение стихотворением три. Ритм, рифма и смысл".

МИХАИЛ ГОФАЙЗЕН:

  «Ритм и рифма - это родовые (жанровые – курсив мой), а не видовые признаки. Их присутствие… не является обязательным. …ритм - один из основных определяющих признаков музыки как вида (т.е. для определения поэзии, с точки зрения её сущности, - признак этот является возможным, но никак не достаточным – курсив мой).
Тот же логический аргумент будет работать и в случае со смыслом (надвидовым признаком). Необходимое качество, но - недостаточное, т.к. смысл - является условием существования любого вида искусства. Т.е. эта дефиниция не позволит отличить нам, например, не только прозу от поэзии, но и искусство от науки.

И, наконец, рифма. Если исходить из Вашего утверждения, то, скажем, "Каменный гость" написан был прозой, что мне представляется, деликатно выражаясь, очень смелым выводом, возникновение которого едва ли мог предвидеть Пушкин...
Кроме того, для того, чтобы доказать, к примеру, что белый стих - это проза, требуется опровергнуть выводы бесконечно большого количества самых серьёзных исследователей, критиков, поэтов и т.д. В противном случае, Ваши утверждения становятся не обоснованными… (т.е. рифма, в той же степени, что и ритм, является возможным, но не обязательным признаком поэзии – курсив мой)».

и далее МИХАИЛ ГОФАЙЗЕН:

«…может быть "рифмованная" или, скажем, ритмическая проза, а может быть нерифмованный и не ритмизованный стих. Может быть - любая манера письма (ассоциативная, реалистическая и т.д. - все определения условны).
Сущность поэзии можно определить, как мне думается, только через характеристики мышления.
Главное свойство такого мышления - способность сознания описывать мир, через нахождение подобия между разными от природы явлениями. Условно говоря, это - метафорическое мышление:

1. "Метафора – это приложение к одной вещи имени, принадлежащего другой..."(Аристотель)
 .
2. "Живое слово не обозначает предмета, а свободно выбирает, как бы для жилья, ту или иную предметную значимость... Стихотворение живо внутренним образом, тем звучащим слепком формы, который предваряет написанное стихотворение. Ни одного слова еще нет, а стихотворение уже звучит."(«Слово и культура» Мандельштам)
 
3. "И, коль скоро слово будет обозначать ТОЛЬКО НАЗВАННЫЙ ПРЕДМЕТ, а не выбирать себе любой, сообразуясь со сходством своих... онтологических признаков и признаков других предметов, создавая при том стоящее за его, слова, границами пространство (образ, мир, чувство и т.д.)..." (М.Гофайзен) -
то таковое слово будет принадлежностью прозы или бытовой речи, но никак не поэзии.

…пример, связанный с ласточкой Мандельштама:
"Ласточка - это смерть, чёрная, стремительная, никогда не останавливающаяся в своём полёте, хватающая пищу (души?) на лету, исчезающая в чёрных отверстиях-гнёздах и т.д. Основная (номинативная) функция становится вторичной. И вот слово - уже не равно самому себе. Это то самое ассоциативно-метафорическое мышление, которое, с моей точки зрения, и является определяющим для понимания сущности поэзии....
...всего лишь птичка (номинативно) со своими онтологическими свойствами, нагло пользуясь весьма отдалённым сходством по функциям, свила гнездо в другом месте - с его онтологическими свойствами – в слове смерть. И не только. Например, ещё и в слове – обновление, и в слове – жизнь и т.д., сравнивая свою стать с теми или иными свойствами и этих предметов, явлений, сущностей и т.п. Это и есть – поэтическое пространство слова… Оно далеко от усреднённой статистической реальности (аналитический подход), хотя и является частью богосозданного бытия (синтетический подход)".

И далее, отвечая Алёне Ас,  МИХАИЛ ГОФАЙЗЕН:

« Алёна,
не вижу проблемы. Если это поэзия, то графическое её отображение - непринципиально. Метафора - это не только поэзия? Конечно. Помните, я вспоминая Маршака, добавлял, что любое искусство существует лишь в силу того, насколько оно поэтично (с).
НО только для поэзии метафорическое мышление является сущностной необходимостью. Как для музыки - ритмическое мышление, для живописи - изобразительное и т.д. И для всего - необходим свой собственный язык
как носитель основного качества».

АЛЁНА АС:

«…в стихотворении, формально отвечающем всем принципам стихосложения (допустим даже, как определил Влас - ритм, рифма, смысл), может, тем не менее, не быть поэзии. И тогда это плохое стихотворение"

МИХАИЛ ГОФАЙЗЕН:

«- нет. Просто это необязательно поэзия. Скажем, это может быть рифмованное и ритмизованное эссе».

АЛЁНА АС: 

"С другой стороны, в прозе вполне может быть проявлено (и довольно ярко) ассоциативно-метафоричное мышление автора, т.е. она будет обладать тем внутренним образом, который обычно присущ поэтическим текстам. Можно ли такую прозу представить на конкурс поэзии - например, на Чемпионат Балтии?"

МИХАИЛ ГОФАЙЗЕН:

- а почему нет? Конечно, можно.
Важно, как сам автор определяет жанр. Т.е. какие задачи он перед собой ставил. Иногда задачи автора не совпадают с реализацией. В этом смысле "Египетская марка", которую я уже сегодня упоминал, - это не проза,
чтобы о том не думал Мандельштам. А "Мёртвые души" - не поэзия, пусть Гоголь и назвал это произведение поэмой... Это, конечно, не значит, что не может быть поэмы прозой или романа в стихах.
Есть, конечно, сложные и пограничные случаи, когда происходит не только смешение жанров, но и смешение видов. К такого рода синтетическим искусствам можно отнести, например, "Жертвоприношение" Тарковского, разного рода перфомансы, мистериальные действия и, надеюсь - не шокирую, скажем, некоторые библейские тексты типа "Песни Песней" или Апокалипсиса.
И т.д.»
АЛЁНА АС:
«Ну, а если на конкретном примере?
Допустим, я на следующий Чемпионат принесу вот такую вещь (которую сама определю как "лирика") - меня здесь поймут? Примут произведение?

Ветру нет на свете места: стоит ему остановиться - и он уже не ветер. Движение - его единственная форма жизни; бездомность - его карма...
Иногда заблудившийся ветер вдруг приносит из прошлого жёлтую, нагретую солнцем пыль августовского Витебска, неповторимый аромат спелой антоновки и запах жареной картошки над чугунной сковородкой с бабушкиной кухни...
Из будущего ветер тоже иногда заглядывает, но оттуда он приносит размытые, словно не попавшие в фокус, картинки, и они почему-то совсем не имеют запаха.
Вчерашний ветер был сильно не в духе (или как раз наоборот - в духе): злобно трепал ветки деревьев, ломился в окна, тряся дряхлыми рамами, угрожающе выл в вентиляции, как воет наша кошка, предупреждая о своих боевых намерениях.
Наблюдала с балкона, как пожилая женщина в бежевом полушубке и зелёной шляпе с широкими полями (из-за шляпы я её и приметила) выгуливает собачку, одной рукой пытаясь сдержать молодой пыл животного, натягивая поводок, а другой подхватывая свою шляпу, облюбованную ветром. Так она и шла, постоянно вскидывая руки, словно большая странная птица, которая никак не может взлететь...
Прогноз на завтра обещает нам смену ветра. Северный полетит одаривать своим темпераментом другие районы; южный, более мягкий, покладистый, придёт весь в дожде и (мэрипоппинсах) надеждах. Тоже ненадолго. Потому что ветер... "

Ваше мнение, Михаил?»

МИХАИЛ ГОФАЙЗЕН:

«Это проза».

И далее:
«Алёна,
с поэтичностью в предложенном примере всё в порядке. Но поэтичность - это явление, которое часто сопутствует не только поэзии, но и всем другим видам искусства. Почему, скажем, этот отрывок не живопись, хотя он весьма изобразителен? А почему не музыка, хотя речь течёт, придавая тексту лёгкий флёр "медитативности"? И т.д.
Такого типа прозу пишут "поэтически настроенные авторы".
Это пограничье. И всё же - это эссе.

Теперь конкретнее.
"Ветру нет на свете места: стоит ему остановиться - и он уже не ветер. Движение - его единственная форма жизни; бездомность - его карма..."

- если бы весь текст был построен таким образом... это была бы поэзия. За значением слов стоит больше, чем они называют. Т.е. ветер - это не только ветер. Чтобы описать всё заложенное в эту строку (строки?), включая настроение, чистой прозой - понадобилось бы намного больше терпения и слов... и всё равно так бы не получилось. Правда, слово "карма" , на мой вкус, здесь смотрится несколько чужеродным...
В целом, прозу писать труднее. Она не прощает пространства между слов. Здесь это пространство - очевидно.

"Иногда заблудившийся ветер вдруг приносит из прошлого жёлтую, нагретую солнцем пыль августовского Витебска, неповторимый аромат спелой антоновки и запах жареной картошки над чугунной сковородкой с бабушкиной кухни..."

- а вот это проза. Это предложение начинает обрезать "ассоциативную" составляющую моего восприятия, превращая описание ветра в нечто конкретное. Язык начинает возвращаться в свои естественные берега
и управлять логикой происходящего.

Т.е. прозаические части, как я полагаю, "сильнее" поэтических. Как правило, (прозаическое – курс. мой) - это доминантный ген любого текста… из поэзии прозу сделать можно, а вот наоборот - крайне сложно, хотя и возможно...»

И далее, отвечая  Владимиру  Лассу, МИХАИЛ ГОФАЙЗЕН:

Влас,
если широкими мазками, для меня существует два типа поэзии:
популярная и элитарная.

Популярная - это и песенная, и та, о который пишите Вы (скажем, "Окна РОСТА")
и т.д. Эта поэзия жива, пока жив язык, на котором она написана. Через двести-триста лет язык и социальная обстановка изменятся настолько, что читать её уже никто не будет. В ней нет принципиальной новизны.

Элитарная - эта та, которая вам не по душе. Но именно она делает поэзию высокой. Она в состоянии пережить границы собственного языка, поскольку использует язык, если позволительно так сказать, не по назначению...
Это поэзия Гёте и Данте, Байрона и Рильке, Цветаевой и Блока…

Я приемлю оба вида поэзии, отдавая предпочтение второму…
И Вы правы. Читателей на такую литературу - всегда было принципиально меньше. Есенина любит большее количество читателей нежели Мандельштама. Но что это доказывает?.. Искусство и демократия, по-моему, - вещи несовместные».

И в завершение.
Приведенные фрагменты полемики, надеюсь, дают представление, какими соображениями я руководствуюсь в своём выборе. Приёмы (рифма, ритм, способ графического отображения текста и т.п.) как возможные жанровые признаки или особенности поэтического синтаксиса для меня вторичны. Первично – мышление. Поэтическое мышление (так, как я его понимаю), чувство поэтического языка, исключающее, разумеется, невежество, и принципиальная новизна. При этом, коль скоро автор, в выборе поэтических средств руководствуясь одному ему ведомыми соображениями, использует тот или иной приём - этот приём должен быть адекватен замыслу и владение им должно находиться на соответствующем уровне. В этом смысле, в идеале, моему восприятию поэзии не должны мешать ни сбивчивые ритмы, ни беспомощные рифмы, ни необоснованные графические построения.
Отсюда и мой выбор.
 

Евгения Костюкова               
"плач по каину"
http://www.stihi.ru/2014/01/01/2531

в раю – для неё – зима.
ева зябнет (душа беззащитней тела),
укрывается шкурой убитого мужем льва.
иней ползёт по плодам омелой. вечность заледенела,
даже звуки застыли – не складываются слова,
тем паче, в слово. нет основы.
названа просто – жизнь, а принесла – смерть.
съевший себя зверь. червивое пятнышко на роду.
– ка-а-ин...
– в аду.
– кровинка моя в аду!
– авель обещал заскочить на этой неделе.
– глаза б на него не глядели, снова станет нудеть:
"мам, пожалей сад – яблочные огрызки, что кости, хрустят под ногами.
вот папа на всё восклицает – "амен!", его не тревожат беспутные голоса".
а ей бы – назад, на голубой шарик:
где она большая, где медовые волосы и огненные глаза,
грудь звенит молоком, первенца в люльке качают птицы,
адам строит новый дом. жить бы да жить втроём.
поздно...
опять не спится.
вынимая перо из ножен, ева пишет письмо:
"боже, что своего сотворили люди, кроме грехов и детей?!
не всех одинаково любим, бывает – кого-то сильней.
ты же сам – родитель, но мы для тебя не равны.
равенство – выдумка сатаны, а я – не в его свите.
надежда длиннее ночи. всё забери, чем наш мирок богат,
но будь милосерден, отче, дай согреться – открой мне ад!"


Кошаков               
"Ветер и вода"
http://www.stihi.ru/2013/11/19/219

Ветер на долю секунды придержит волну –
птица успеет увидеть на влажном песке
детский чертеж и забудет за рыбой нырнуть.
Рыба в сачок поплывет, не встречаясь ни с кем,
чтобы затем оказаться в настольном дворце
в комнате девочки – той, что у края воды
чертит всегда находящие нужную цель
символы жизни и смерти. Немало седых
и молодых рыбаков спасено, но еще
столько же сброшено в море капризной рукой –
детство и случай, бездумно играя ключом,
ветер и воду себе подчиняют легко.
Девочке скоро откроются зло и добро,
возраст сотрет понимание древней игры.
Станет другое дитя рисовать на сырой
глади песка, привнося перемены в миры.

Александр Крупинин               
"Сталин бежит по лугу. Цветёт кипрей"
http://www.stihi.ru/2014/02/24/7979

Сталин бежит по лугу. Цветёт кипрей.
Тут же стоит Козловский во фрачной паре.
Он отгоняет тенором злых зверей.
Рядом течёт Кура, по-грузински Мтквари.
Сталин бежит по лугу, в руках сачок.
Верный Ежов сидит на посту в колодце.
Сталин пускает слюни, как дурачок,
Машет руками, прыгает и смеётся.
Сталин смеётся. Бабочка махаон
То улетит, то машет крылом у рожи.
Мамка хинкали варит уже, а он
Бабочку ту поймать ни за что не может.
Солнце восходит. Бабочки пьют росу.
А на горе, в окрестностях храма Джвари
Триста бойцов ОМСДОНа сидят в лесу,
Чтоб защитить вождя от возможной твари.

Сергей Богомолов 
 "Клинический роман"
http://stihi.ru/2011/08/04/1125

В подвалах, не створаживаясь, кисли
пространные и правильные мысли,
и в то же время, очень коротка,
неправильная тёрлась у виска.
Она была о том, всего скорее,
что молоко течёт в Гиперборее
свободно, не стесняемо краями
случайных берегов, и вместе с нами
взошла мыслишка эта высоко
над суетой, над белым молоком,
и неба свод неправильно держала.
И сей же час из главного подвала
искали нас, хотели в нас вцепиться
две наши мед.любимые сестрицы,
и шёпот шёл, – "а ну-ка на диализ-з-з !..."
А мы не шли,
мы просто целовались.



Сергей Кузнечихин               
"Человек у базарных ворот"
http://www.stihi.ru/2013/02/02/5197

Посидел. Поседел. Обозлился на жизнь
И остатки здоровья спасая «агдамом»,
Обезножев, сидит он и точит ножи 
У базарных ворот расфуфыренным дамам:
«Сколько их незамужних и при мужиках,
Не умеющих справить нехитрую малость»,
Забывая, что кроме сноровки в руках
У него самого ничего не осталось.    
Завивая в кольцо беломорины дым,
И морщиня в ухмылке небритые щеки,
Говорит комплименты клиенткам своим
Или, раздухарясь, позволяет намеки.
Все зависит, как на душу ляжет «агдам»,
И тогда всё равно: чья жена, чья невеста…
Скалит рот. Но среди перепуганных дам
Есть и те, что способны поставить на место.
А ему хоть бы хны, держит форс мужика,
Для которого фарт не бывает без риска.
Нож в надежной руке, и летят с наждака
Ослепительным веером острые искры.

Добрый Такой
"На бубне Луны"
http://www.stihi.ru/2014/02/26/2602

На бубне Луны проживают бубняне,
Чего-то бубнят и ночами, и днями,
Чего-то черкают и чиркают рьяно,
И часто заходят в поэзию прямо.
А люди не знают, что там происходит,
Глаза телескопов бегут в хороводе,
Но слишком таинственны эти бубняне,
Скрываются бликами звёзд и тенями.
А с бубна Луны осыпаются блёстки:
Бывают приятны, а могут быть хлёстки.
Они объективны без всяких механик,
И многие их называют стихами.

 Пол Анд               
"Просто умели слушать"
 http://www.stihi.ru/2013/12/28/383

В тех пластинках нет никакого толка,
граммофон – давно элемент декора,
о пластинках помнит одна иголка,
но их встреча вряд ли случится скоро.
А ведь раньше судьбы в одну вязались
и в союзе том проявлялись души,
говорили боги, что это запись,
люди знали,
просто умели слушать.
Но шагнуло время, и всё умолкло,
и не скрыть пластинкам своих царапин,
позабыта всеми, грустит иголка,
веря в то, что с нею дружил Шаляпин.

Анна Рубинштейн               
"сизое"
http://www.stihi.ru/2014/02/18/1003
Когда человек исцеляет словом
Траум Шульц
http://www.stihi.ru/2014/02/17/9761
Держись за пропущенный взмах ладони, не думай про выход, не отрекайся. Прислушайся – села на подоконник безумная птица, чей голос ласков, чьи перья как утро над морем сизы, чей выбор неба почти случаен. Усни – и птичья ночная близость тебя, уставшего, укачает, и будут сниться снега и травы, и перевёрнутый лунный серпик, и ты во сне добредёшь до правды – ужасно нежной, как птичье сердце. Ты, убаюканный, безоружен – сейчас не время с собою биться. Один человек никому не нужен, но ты не один, если рядом птица, чей голос ласков и сизы перья, и вы попутны и сопричастны, неисцелимо нелицемерны, одна постель и одно пространство – для вас двоих, без иных и прочих, без страха стать непринявшим вызов. Тебя охраняет сегодня ночью безумная птица, чьи перья сизы, чей голос нежен, певуч и ласков, чей выбор тяжек – о многих помнить.
Забудь про завтра. Не отрекайся.
Держись, как можешь, за взмах ладони.

   
  Сёстры и собратья по перу! Прошу вас учесть, что почти все стихи, предложенные
мне на предмет «повыбирать» обладают своими достоинствами и недостатками. 
Почему я остановился именно на этих? Возможно, потому… что в них я заметил чуть меньше «блох»… или потому, что какие-то строки чуть глубже забрались в душу… или потому, что чью-то поэзию я знаю лучше… или потому…  - и так ещё очень долго.
:)

Буду готов, если кто-то того захочет, ответить на вопросы и/или реплики.

Михаил Гофайзен


................
О нашем эксперте:
Михаил Гофайзен - поэт, философ. Живет в Таллине.
http://www.stihi.ru/avtor/trismegist