Пушкин. Параллели -16- Впасть, как в ересь...

Кариатиды Сны
                " Природа  тратит как можно меньше средств."
               
                И. Кеплер

                " Как  великий художник, природа умеет  и с
                небольшими средствами достигать великих эффектов."

                Г. Гейне

                " Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
                В неслыханную простоту"

                Б.Пастернак

             
     Читаю стихи  некоторых  (и нынешних!) поэтов, восхищаюсь богатством и глубиной образов, думаю о том, как безбрежен океан их мыслей, как  умны они и образованны...
Противопоставляю свои скудные знания, понимаю, что мне не нагнать многих на равнине  их телесного движения, не  добраться до их духовных вершин, не опуститься в бездонность их душ... Не хватает скорости, сил, отваги, времени... И веры в себя.

  Хотелось бы писать так, как, к примеру, моя подружка:


"Печаль как каменный ручей, молчанье - устьем,
Дом на холме давно ничей,- лишь захолустье...
Ажурной сетью аконит опутал стены, -
В его объятьях дом молчит, и спят сирены
Фонтанов, ссохшихся в саду, - пыль, терракота,
И россыпи нимфей в пруду, - как ждут кого-то..."

                (Елена Шай "Дом на холме" -http://www.stihi.ru/2013/04/01/69860)

Или мой хороший знакомый и земляк Андрей Дешпит  в "Письмах Съюга"
(http://www.stihi.ru/2013/09/28/6836):


"      Дорогая Л.!
1.
Здесь тихо с утра,
воздух – из увертюр
любви,
сады – оркестровые ямы.
Щеголяя сопранными,
ткут огород-кутюр
воробьи –
твои
залетевшие камни.

Я – хотя не садист –
тот ещё щегол:
залетая днём
в огородный дом,
бьюсь о стекла рам,
как о фото
с размытыми именами.
А, казалось, всего-то –
прилетай, садись,
забывай аллохол,
в почву врастай корнями…" ( Там ещё много такого же прекрасного!)


 Или писать так , как Иосиф Бродский в "Рождественском романсе":


"Плывет в тоске необьяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада,
ночной фонарик нелюдимый,
на розу желтую похожий,
над головой своих любимых,
у ног прохожих..." и т.д.


Или у него же - из "Письма римскому другу", еле удержалась, чтоб не всё процитировать:


" Нынче ветрено и волны с перехлестом.
   Скоро осень, все изменится в округе.
Смена красок этих трогательней, Постум,
   чем наряда перемены у подруги.

Дева тешит до известного предела -
   дальше локтя не пойдешь или колена.
Сколь же радостней прекрасное вне тела:
   ни объятье невозможно, ни измена!

                *

Посылаю тебе, Постум, эти книги
   Что в столице? Мягко стелют? Спать не жестко?
Как там Цезарь? Чем он занят? Все интриги?
   Все интриги, вероятно, да обжорство.

Я сижу в своем саду, горит светильник.
   Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
Вместо слабых мира этого и сильных -
   лишь согласное гуденье насекомых..."


Как много таких же восхитительных стихотворений и у других поэтов! Они требуют определённой подготовки, это несомненно. Уже для того, чтобы их понять. Но чтобы и писать так??? Вы меня извините ... Мне , к примеру, не дано.

  Но вот что  меня немного утешает в моих сожалениях по поводу самой себя -  ПУШКИН!

  Вычитала у Евгения Винокурова :

  "...Поэзию же, освобождённую от условных украшений стихотворства, мы ещё не понимаем... Пушкин поздний не любил метафор, сравнений. Он пишет, что "сравнений не любит мой степенный гений".
    С каждым годом поэт писал всё проще, ; он освобождался от украшений. Недаром
Блок считал позднего Пушкина, суховатого и горького, подлинным."

Читаю у  Пушкина : " И в простоте , без украшенья         
                мои слагаю извиненья...",
                " В отрадной музам тишине
                Простыми звуками свирели..."



  Теперь немножечко Экзюпери :
 "  Непонятное всегда привлекательнее того, что ясно. Из двух объяснений какого-нибудь явления люди инстинктивно предпочитают сверхестественное.
    Парадокс всегда притягательнее , и большинство всегда предпочитает парадокс. Очень многие заблуждения обусловлены именно такой потребностью, потребностью приукрасить мысль не для того, чтобы лучше её понять, но для того, чтобы потрясти воображение. Можно, пожалуй, сказать, что всё, что поражает и прельщает воображение почти всегда неверно. И первое условие понимания есть своего рода бескорыстие, забвение самого себя"

Что же ещё Пушкин думает по этому поводу?

" Не думай,...
Что я , беснуясь по ночам,
Объятый стихотворной думой,
Покоем жертвуя стихам;
Что засветив свою лампаду,
Едва дыша, нахмуря взор,
За верный стол , кряхтя засяду,
Сижу, сижу три ночи сряду
И высижу  трёхстопный вздор...

Люблю я праздность и покой,
Мне счастливый досуг не бремя,
И днём найду себе я время,
Когда нечаянной порой
Стихи кропать придёт охота
На славу дружбы иль Эрота.

В таком ленивом положеньи
Стихи текут и так и сяк.
Возможно ли в своё творенье,
Уняв весёлых мыслей шум,
Тогда вперять холодный ум,
Отделкой портить небылицы,
Плоды бродящих резвых дум.
И сокращать свои страницы."

И всё ж, порой:

"... В забвении глубоком,
Я в сладки думы погружён
С волшебной ночи темнотой.
при месячном сияньи,
Слетают резвою толпой
Крылатые мечтанья.

И тихий, тихий льётся глас;
Дрожат златые струны...

Исполнен тайною тоской,
Молчаньем вдохновенный.
Летает резвою рукой
на лире оживленной."

Но бывает и так:

"... Я с трепетом склонил  пред музами колени:
Опасною  тропой с надеждой полетел.

            __

Прервётся ли души холодный сон,
Поэзии зажжётся ль упоенье, -
Родится жар, и тихо стынет он:
Бесплодное проходит вдохновенье."

Так приглашает и  погружает нас Пушкин  в свою творческую  лабораторию.
 Кстати, у всех у нас на памяти тем не менее черновики Пушкина, испещрённые поправками. Поисками того единственного  точного слова... Как будто, поисками Истины.

" От многоречия отрекшись добровольно,
в собраньи полном слов не вижу пользы я;
Для счастия души , поверьте мне, друзья,
Иль слишком мало всех, иль одного довольно.

----------------------------------------------

P.S.

Пару слов  о моих любимых поэтах, чьи стихи - образец лаконизма в самом его высшем смысле, как "краткость - сестра таланта".  Или гениальности?
Один - Ионис Гриммс ( ранее представленный в Стихире  под ником Янис Гриммс). Философ, мифолог, мифограф, метафизик... Он умеет вложить  в четыре стихотворных строчки всего Ницше, к примеру... Проверьте. Даю ссылку - http://www.stihi.ru/avtor/ionis1
Другой - Александр Козолупенко (есть и ещё ники)- специализируется  в трёх строчках.
(http://www.stihi.ru/avtor/arkoz2008). Здесь уместно сделать сравнение его поэзии с точными науками. Александр  - математик в поэтической форме  и  физик  - в содержании своих стихов. Ибо и в жизни он - математик и физик, даже больше - учитель.

Поищу примеры... Да вы и сами их найдёте!

P.P.S

Нашла один... На вопрос читателя " Извините, если может быть отвлекаю вас от вашего дела, но хотелось бы знать, что вы считаете хайку?", второй автор  ответил:


короткая мысль
о большой большой жизни
своей и чужой

А вот и публикация о Ницше:

"Ницше. I
Ионис Гриммс
(№ 1 среди философов-молотобойцев )

Взяв с Гераклита пример,
он философствовал грубо –
молотом, словно кузнец,
бил по кумирам толпы.*

(Перевод с латгальского)
_____
*Одно из лучших сочинений Ф. Ницше «Праздность психолога» вышло в свет под названием «Сумерки кумиров, или Как философствуют молотом». "