Заметки о верлибре

Арабский Алфавит
В дискуссиях о свободном стихе подчас сталкиваются две концепции верлибра:
(1) как общий принцип ритмической организации текста, под который, наряду с верлибрами последних двух веков, подпадают и образцы дописьменной и раннеписьменной словесности - "Слово о полку Игореве", молитвы "Отче наш" и пр.,
и (2) как исторический феномен в литературе Нового времени.

Оба подхода имеют почтенную укоренность в гуманитарной науке, но более принятый в наши дни - второй.

На мой взгляд, для адекватного рассмотрения ритмической организации "Слова" и других исторических памятников, возникших ДО Нового времени, необходимо знать, как они ЗВУЧАЛИ, ибо естественная форма их бытования была устной (во всяком случае, так принято считать).

Какова была роль специфически музыкального ритма во временной и акцентной структуре того "звучащего артефакта"?

На этот счет есть, казалось бы, разные мнения.
Одни исследователи предполагают, что едва ли не все художественные и магические (в широком смысле слова, включая религиозные, обрядовые и т.д.) тексты до Нового времени пелись.

Другие считают, что если что-то и не пелось, то артикулировалось с четкими временнЫми пропорциями, а это тоже относится к области музыкального (по природе), а не собственно речевого ритма.

Третьи, напротив, утверждают, что независимо от того, пелись тексты или нет, исследователь текстового ритма может музыкальным ритмом пренебречь, так как он не важен для понимания собственно текстового ритма. Но представителей этого подхода сейчас меньшинство, и сам подход считается устаревшим; он "разрывает" естественный синкретизм словесно-музыкальных памятников культуры прошлого на отдельные составляющие, которые никогда бы не приобрели свойственных им качеств (в том числе и ритмических), если бы существовали независимо друг от друга.

Поэтому роль музыкального ритма в "старых" текстах все-таки нельзя не учитывать. Но как они тогда звучали? Почти невозможно дать ответ на этот вопрос.  Музыкальный ритм в эпоху создания тех старых образцов словесности, как правило, не записывался, и это более чем затрудняет разговор об аутентичном ритме и "Слова", и молитв. Утверждать же, что в устной передаче ритм тех времен дошел до нас в том виде, как он возник, было бы непозволительным оптимизмом.

Если считать собственно-верлибрами такие классические произведения как "Она пришла с мороза..." Блока http://www.stihi-rus.ru/1/Blok/101.htm , "Я бы хотела жить с Вами..." Цветаевой http://slova.org.ru/cvetaeva/iabyhotela/ и подобные им, то надо искать их типологические истоки не в русской словесности ДО Нового времени, а в поэзии уже чисто литературной, основная форма которой - не передача из уст в уста, а текст, записанный на бумаге. Есть такие верлибры у русских поэтов 19-го века, например, у Фета ("Здравствуй, тысяча раз мой привет тебе, ночь!" http://www.goldpoetry.ru/fet/index.php?p=249). Но на порядок больше - у немцев 18-го и 19-го (Клопштока, Гете), у французов, англичан...

Современные специалисты по свободному стиху, как правило, именно оттуда и "выводят" типичный русский верлибр. Например, известный стиховед Юрий Орлицкий пишет:
"При всем внешнем типологическом сходстве различных дописьменных форм стиха (в первую очередь - так называемого молитвословного) с современным верлибром, следует признать, что исторически это совершенно разные явления".

Другое дело, что ряд русских поэтов (среди них - Хлебников и Андрей Белый) ВДОХНОВЛЯЛИСЬ образцами дописьменной литературы. Но вдохновиться - не значит в прямом смысле продолжить традицию. Имело место перенесение отдельных признаков "старого" на новую, в типологическом плане совершенно другую почву.

................

Замечу попутно:
не разделяю мнения, что "правильный верлибр" - это верлибр "сухой". Конечно, есть верлибры, ориентированные на прозу. Некоторые авторы, в том числе весьма уважаемые, считают его основным типом свободного стиха. Но у замечательных русских поэтов прошлых веков - Фет, Блок, Белый, Хлебников, Гумилев, Ахматова, Цветаева, Тарковский... - верлибр был именно лирический. И эта традиция кажется мне наиболее привлекательной и перспективной.











(по следам дискуссий на площадках ЛФР и "Психоделика")