Выборг. 5. Парк Монрепо

Алкора
(Путевые заметки от 30.03.14)

Из http://www.stihi.ru/2014/06/13/8496

Пейзажный парк «Моё отдохновенье»
(А по-французски это - Mon Repos),
Среди лесов хранимый Провиденьем
От всех напастей, в мир несёт покой.
Здесь в таинстве извилистых дорожек,
В дыханье моря, в запахе хвои
И в пенье птиц, волнующем до дрожи,
Один мотив - всё только о любви…
Меж валунов гранитных встали сосны,
А под ногой - кусты брусники, мох,
И вдруг - беседка за скалою: в гости
К нам Вяйнемейнен с гуслями…  Не бог,
А лишь певец известный в Калевале.
Он, как живой - мы слышим звуки струн
И песнь его… Немного постояли
И дальше в путь, туда, где был «Нептун».

Китайский мостик, готика, античность -
Как будто книга, каждый павильон
Ведёт рассказ легко и поэтично
О самых разных обликах времён.
Владелец парка, швед ученый - Людвиг,
Потомок из семьи Николаи,
Его отстроил и оставил людям.
Здесь всё покой и благости таит!

Воздвигнув храм на острове, он надпись
Запечатлел там, где хотел уснуть:
«На краткий миг ты мой, но покоряюсь -
Навеки буду твой, окончив путь…»
На Остров Мёртвых не ведут дороги, -
Так завещал владелец этих мест,-
Но как пейзаж прекрасен: сердце дрогнет,
Его узрев, и птицей - до небес!

Архив творца разграблен и разрушен,
Пустует дом, расхищен Дружбы храм,
А Монрепо всё так же лечит души
И заживляет язвы старых ран…

Издано.

Монрепо (фр. Mon Repos - «мой покой», «моё отдохновение») - скальный пейзажный парк на берегу Выборгского залива, бухты Защитной, в северной части города Выборг. Официальное название - Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо». Расцвет Монрепо связан с именем президента Санкт-Петербургской Академии наук Людвига Генриха Николаи, который приобрел имение в 1788 году, а после ухода в 1803 году в отставку, всецело предался украшению и воспеванию в стихах любимого поместья. По проекту его друга, итальянского архитектора Жозефа Мартинелли, строится деревянный усадебный дом в стиле классицизма (1798-1804 гг), библиотечный флигель (1804 г) и другие помещения. При сыне Людвига, Пауле Николаи (он был дипломатом и принимал участие в установлении новых границ России со Швецией по Фридрихсгамскому договору), в парке обустраиваются места для эмоциональных переживаний, как светлых, так и грустных. Возводятся архитектурные изыски - статуя героя эпоса Калевалы Вяйнямейнена (1873 г) со скандинавскими гуслями «кантеле» на коленях, турецкая палатка, китайские мостики и китайский павильон Мариентурм, павильон над источником «Нарцисс» (1820-е гг), храм Нептуна (1830-е гг), готические ворота на входе (1821 г), павильон Паульштайн (1790-е гг), «хижина Отшельника», тосканская колонна, посвященная императорам Павлу I и Александру I (1804 г), неоготическая капелла Людвигсбург (1822 г) и фамильный некрополь Николаи с маской Медузы Горгоны на скалистом острове Людвигштайн («На краткий миг, о холм, ты мой, потом на век я буду твой» - стихи Людвига Генриха посвящены тому месту, где он позже был похоронен). В 1827 году на Левкатийской скале в память о погибших в Отечественной войне 1812 года братьях жены Пауля Николаи - Августе и Карле Броглио (урождённым де Брольи) - установили обелиск. Обелиск удачно вписался в окружающий пейзаж и стал одним из символов парка.

В советское время из усадьбы Монрепо было вывезено практически всё, что имело хоть какую-либо ценность, после чего советские власти стали решать судьбу имения и парка. В конце августа 1940г главный усадебный дом был передан Министерству Вооруженных сил СССР. Внутри военной структуры он оказался в ведении дома отдыха Ленинградского военного округа. Когда осенью того же года в Выборге работала Комиссия Управления по делам искусств, обнаружилось, что воинские части производят произвольную вырубку деревьев, составляющих сосновую рощу и аллею, ведущие к Монрепо, парковые павильоны разрушаются, а скульптура Вяйнемейнена попросту уничтожена, была обезображена мраморная статуя Нарцисса, уничтожен храм "Нептун", а настенная живопись начала XIX века была замазана малярной краской. Занятый военной организацией, парк был почти недоступен для экскурсий и совсем недоступен для одиночных посетителей. К 1980-х годах парк пришёл в плачевное состояние, и в Выборге началась кампания, возглавляемая Дмитрием Лихачёвым, по созданию здесь музея, чтобы уберечь постройки от окончательного разрушения. В 1988 году музей был создан, и начались реставрационные работы.

Окончание см.http://www.stihi.ru/2014/06/18/4410