Shturm - интервью для Atmosfear-13 2014

Георгий Арустамьян
Каждой крепости – свой SHTURM

Какими они только ни являлись нам, как только ни звучали их альбомы, о чём они только ни пели… Но всё это были и остаются SHTURM из благословенного Краснодара. И всем их поклонникам по всему миру нравилось в них что-то своё. Тем не менее, сейчас «штурмовики» на пороге перемен и в упорной работе над новейшим альбомом, а ещё – у нас на связи! Итак, Адар и Омут – знакомые имена, верно?!.. 

- Группе 10 лет. За это время, по-моему, Shturm три раза меняли концепцию своей группы. Я имею в виду время «русских Behemoth», потом «восточная философия-мифология» и теперь – песни на русском языке, общечеловеческие ценности, внутренний мир человека… Но это так, грубо – поправьте меня, если я не прав, и расскажите подробнее об изменениях в идеологии вашей группы.
Адар: «Да, группе 10 лет, и в разные годы этого периода мы играли разную музыку. Начинали со среднетемпового дэта, потом «тру-блэк» (это уже первое демо `Shape of Chaos`), далее блэк стал не таким агрессивным, и опять появилось что-то от дэта (первый альбом `Fresh Christian Meat`). Ну, а дальше начался период всем известного «русского Бегемота» (альбом `Kalahia`). Спустя некоторое время, нам стало скучно играть в таком узконаправленном стиле, и мы начали разбавлять свою музыку элементами прогрессива и хэви (альбом `Karmaruna`). Но мало того, и та музыка, которую делаем сейчас, отличается от предыдущего альбома – может, не так сильно, но отличается. Нас не раз упрекали в частой смене стилистических направлений, и мы даже сами как-то парились по этому поводу, но со временем наши переживания ушли. Для нас музыка – это жизнь. Какую музыку мы играем в данный момент, такое у нас и настроение внутри. Ведь 10 лет это большой срок... За такой период любой человек, хочет он этого или нет, меняется неоднократно. На это влияют и новые знакомства, и какие-то личностные переживания, да и сама природа человека такова, мне кажется, что он постоянно тянется к чему-то новому, неизведанному. Ну, и как тут можно 10 лет играть одно и то же – это ж просто скучно! А если посмотреть по подробнее, то все эти перемены в музыке и тематике текстов были очень плавными, естественными и длились не один год. Вот, к примеру, мы несколько лет играли в стиле "найлобегемота", одевались соответствующе, строили разные эпично-злые гримасы на фото, и это нам искренне нравилось, у нас не было такого расчёта – сделать «русский Бегемот» и на этом выехать. Просто мы были увлечены по уши подобного рода музыкой, и нам было в кайф её играть. В итоге, процесс развития, изменения, роста, начатый 10 лет назад, идёт и сейчас – у нас есть песни для нового альбома, но, уже делая какие-то наброски для следующего, мы увидили, что отличия от предыдущего альбома снова будут. Тем не менее, послушав все наши три альбома, можно чётко уловить наше настроение, манеру риффов, мелодий... Это, мне кажется, остаётся неизменным, это всё равно, что тембр голоса – голос грубеет, становится тише или громче, но спутать его с другим невозможно. Хотя, конечно, есть группы, которые всю свою жизнь играют примерно одно и то же, но тут, скорее всего, дело в бизнесе, если им сразу получается попасть в так называемую струю, то потом им приходится быть более осторожными с экспериментами, публика ведь привередлива и не всегда готова принять твои изменения. С текстами – то же самое. Когда мы только начинали, мы были в возрасте «отсутствия компромиссов» – на большинство моментов, затрагивающих наши умы, у нас было мнение – это либо хорошо, либо плохо! Тогда нам нравился «сатанизм», мы его противопоставляли религии и обществу, как это часто бывает у подростков. Потом это просто стало неинтересно. Теперь Омут вам расскажет, как космически корабли бороздят просторы Большого театра».
Омут: «Нечего особо и добавить к словам товарища. Единственное – если прислушаться к собственным эмоциям от музыки, то, кажется, и перемен-то явных нет. Ну, то есть они, конечно, заметны, но для меня в любой год существования группы – это всегда мы, лишь постепенно «спеют» взгляды на темы для текстов и сама музыка. Но, наверное, это просто отражение непостоянства самого мира вокруг и внутри нас. Не хотелось бы думать, что мы не верны себе».
- Раз уж мы копнули до самых истоков группы, не обойтись без вопроса о возникновении названия…
Адар: «О, изначально мы назывались «Лик Хаоса», потом не избежали модной и по сей день тенденции называться и петь на английском и стали Shape of Chaos. Потом какое-то время мы были Deadend, ну а затем уже «Штурм» (сегодня мы предпочитаем писать название группы на русском языке, но лого пока оставили прежним). Помню, я лежал на кровати в университетской общаге, и, думая о названии, листал словарь английского языка. Наткнулся на слово «storm» – мне понравилось, но, как оказалось, групп с таким названием в то время было очень много – думаю, как и сейчас. Поэтому и решили писать то же слово, только на свой манер».
-Так теперь вы всё-таки SHTURM или «ШТУРМ»?
Адар: «Точно не «Штурм»! Во-первых, такая группа у нас в стране уже есть и не одна, хотя, насколько я знаю, все они появились уже после 2003-го года, а во-вторых, мне не очень нравится заглавная буква «Ш» в логотипе. По звучанию – всё отлично, а вот визуально она меня отталкивает в данном случае. Да и кардинальная смена логотипа и символики не очень хорошо скажется на узнаваемости группы, всё-таки те, кто нас знает, уже привыкли и к лого, и к символу, да и нам они нравятся. Ну, а с другой стороны мне всегда казалось немного нелепым, когда группа поёт всё на русском, а название носит английское, что-то в этом есть наигранное, на мой взгляд. Мы-то придумывали название SHTURM, когда пели на английском, а теперь, когда поменяли своё мнение на счёт языка, у меня к самому себе стали появляться вопросы, типа – «чего это я других осуждаю, а сам так же делаю?» В общем, пока альбом не готов, есть время подумать над этим вопросом – я бы лично попробовал смешать английские буквы с русскими, тем более, что в данном слове это не так сложно. И лого бы не поменялось существенно, и символика осталась прежней, но это пока только мысли, если решим всей группой, то и поменяем, а нет – так нет».
- Не, смешивать – совсем не годится, по-моему, ибо тогда те, кто захочет вас найти в сети – не только живые люди по всему миру, но и всяческие роботы-поисковики, с ума сойдут, мешая латиницу с кириллицей! Да и хочу сказать пару слов в защиту тех групп, что поют на русском, а зовутся по-английски. Думается, практически по той же причине, которую я уже озвучил – чтоб какой-нибудь шальной фанат из Португалии или Перу смог спокойно набрать их название на своей клавиатуре… И ещё всё же вопрос о приходе к родному языку в текстах песен. Это не простой и смелый шаг – как бы это парадоксально ни звучало в отношении русской группы – после стольких англоязычных лет. Как это произошло и надолго ли?
Адар: «Думаю, что, скорее всего, навсегда! Единственное, что может заставить нас спеть на английском, это выпуск диска, ротация наших песен и клипов, выступление нашей группы за границей, что, как мы теперь уже понимаем, маловероятно. Там и без нас хватает, кому петь. А на счёт того, что это смелый шаг, мы раньше так тоже думали. Давайте разберёмся, зачем русские группы начинают петь на английском. Самая главная причина, наверное, в том, что каждый, кто организовывает группу, хочет играть концерты в Америке и в Европе, быть популярным по всему миру. Дальше идут такие вещи, как «по-английски металл круче звучит», «русские слова режут слух» – я сам когда-то так искренне думал, потому что я рос в обществе, где всё русское выставлялось плохим или несерьёзным, в том числе и русский язык. Все подражали Западу. Отовсюду народу вбивалось в голову, что всё самое лучшее может быть только западное. В том числе, что и люди на Западе лучше, умней, прогрессивней. Поэтому я вырос с мыслью, что и я должен стремиться к этому лучшему, то есть ко всему западному – к названию группы по-английски (чего бы сейчас тоже не сделал), английскому нику, песням на английском языке. Дошло уже даже до абсурда – мы выпускаем альбом `Kalahia`, который кроме как в СНГ нигде не продаётся, а буклет весь на английском! Даже мои благодарности семье – ну, это же чистый маразм! Я очень рад, что сейчас понимаю всё это. Мы не Европа и не Азия, мы – отдельный мир, у нас огромная страна, а также много соседей, которые тоже говорят на русском языке, так зачем мы будем петь для них на английском? Мы написали песню, вложили в неё какое-то своё переживание, хотим поделиться им со всеми, а наше корявое рявканье на английском языке поймут в лучшем случае три человека. По-моему, это неразумно. И самое главное, что повлияло на смену языка – это победившее чувство патриотизма и любви к Родине. То чувство, которое с самого рождения и по сей день в нас пытаются убить разного рода подонки».
Омут: «Адар всё сказал... Ну и лично мне, к примеру, писать на русском нравится гораздо больше. Раньше написание текстов вряд ли было по-настоящему искренним, отражающим душу. Хотя и язык английский мы не так уж хорошо знаем – возможно, и в этом причина. Я, в любом случае, сужу предвзято, но наш язык мне кажется гораздо более разнообразным и красочным. Хотя, всяк кулик своё болото хвалит – это нормально и правильно, наверное».
- Расскажите тогда уж о ваших родных краях и о городе, где живёте сейчас. Чем официально знаменит Краснодар, и что такого особенного для друзей-знакомых вы бы показывали в нём и о чём рассказывали?
Адар: «Город, в котором я родился и вырос, расположен на берегу Азовского моря и называется Приморско-Ахтарск. С одной стороны он не особо знаменит, а с другой удивляет то, насколько далеко уходит своими корнями в прошлое его история. В XVIII веке на месте моего маленького, тихого и скучного городка была турецкая крепость Ахтыр-Бахтыр (переводят с тюрского как «приморский белый утёс»). Когда точно и зачем была построена эта крепость, до сих пор спорят историки. Сам факт того, насколько сильны и мудры были наши предки, отвоевавшие эти благодатные земли у турок, завораживает. Это сейчас Турция не особо большая и не особо могущественная страна, но ведь когда-то это была сильная и влиятельная империя».
Омут: «А я из Костромы – древнего города, чуть севернее Москвы. Это красивый лесной край с множеством достопримечательностей. Кострома названа так в честь славянской богини плодородия. В старом центре города, как и во многих сёлах области, что ни место – то достопримечательность! Кубань – моя вторая родина. В Краснодаре у нас немало интересного, но моё описание для данного формата беседы покажется слишком скучным, думаю. Это казачий край, населённый сильными, гордыми людьми с интересными и красочными традициями, особенным бытом – всё это выражено и в архитектуре городской и станичной Кубани – у нас есть, на что полюбоваться и чем заинтересоваться. Так что лучше один раз увидеть!»
- Ага, про «один раз увидеть»! Иногда, глядя на Адара, на его манеру пения и способ держать гитару, вспоминается Блэки из W.A.S.P., а вот прикид ваш джинсово-нашивочный вообще отсылает к классике трэша… Играете практически прог-дэт… В общем, полная путаница. Кто для вас до сих пор является кумиром, чьи плакаты, если висят ещё, в ваших комнатах, чья музыка вас вдохновляет на победы и лечит от болезней всяческих?
Адар: «О, с Блэки меня первый раз сравнивают! Обычно сравнивали с вокалистом Behemoth, но в то время это и не было удивительно. Вообще же, я стараюсь теперь избегать явной схожести с кем бы то ни было. Когда мы были подростками, схожесть с кумирами нам была даже приятна, но сейчас и кумиров-то практически нет, многих уже видел не раз, с многими говорил – уже пропало то чувство, когда видишь в кумире небожителя и идеал. Это всё не от того, что мы, типа, такими крутыми и умными стали, а, скорее всего, просто немного повзрослели, через многое прошли в процессе музыкального и морального «созревания». Теперь хочется просто быть собой, без оглядки на кого-либо, а наш образ с рваной джинсой – это дань 1980-ым: трэшу, немного хэви, всё-таки те времена были самыми благодатными для металла. А нашивки – это небольшое увлечение нашего басиста Тима, вот он и лепит их везде, где только можно! Что же касается любимой музыки и музыкантов, для меня самые любимые группы - это Iron Maiden, Metallica, Gamma Ray, Judas Priest, «Ария», ранний «Мастер»… В разное время – Behemoth, Nile, In Flames, Marduk, Dimmu Borgir… Но всё равно всегда возвращался к классике. Любимые вокалисты – Брюс Дикинсон, Кай Хэнсон, Роб Хэлфорд, Кипелов и первый вокалист мастера – Михаил Серышев».
Омут: «А я очень люблю группу Blind Guardian! Ну и многих других – «КиШей», W.A.S.P., Iced Earth, Tesseract, KYPCK, Sad Legend, Dissection, Immortal... В плане игры я всегда был поклонником эмоциональности гитарных партий Чака из Death! Обожаю русские народные песни, в особенности песни кубанских казаков, народную музыку братской Сербии. Ну, и ещё одна моя слабость – тибетская музыка. Всё это и вдохновляет!»
- Да, Омут, вот так случилось, что мы с тобой знакомы ближе, чем с остальными участниками банды, да и твои интересы мне ближе. Тем не менее, надеюсь, и читателям будет небезынтересно почитать о них. Твоя страница в «ВК», например, полна цитатами Будды и Далай-Ламы, а также и Есенина и Шукшина. В тебе сильно переплетены любовь к Родине, к Природе, вообще, почитание предков и героев русской земли, а также и вегетарианство, буддизм…
Омут: «И я очень рад такому близкому контакту с тобой, дружище! Не раз получал позитив от общения! А на счёт мешанины – это мне свойственно! Правда, не люблю ярлыки, типа – «вегетарианец», «патриот» и так далее – они будто бы придают какую-то излишнюю значимость, кичливость простым душевным порывам. А их, возможно, вообще, стоило бы оставить сокрытыми от окружающих. Но только не при моей несдержанности! Делюсь всем, что трогает душу – а трогает многое... Ну, и в первую очередь то, что касается России, нашей истории, традиций. Очень трогают человечность, честность, доблесть и другие лучшие людские качества – отсюда и восторги относительно разного рода героев. Среди них и защитники нашего Отечества, и мудрецы, и просто хорошие люди... Конечно же, это и Его Святейшество Далай Лама – восхищаюсь его безграничной добротой и мудростью. Но главный мой герой – это мой дед, ветеран Великой Отечественной войны, учитель, самый добрый человек из всех, кого я когда-либо встречал – он оставил в моей душе очень светлый след. А буддийские цитаты – это, полагаю, хорошая жизненная основа для таких товарищей, как я, которые вынуждены опираться на чью-то мудрость за неимением собственной. Шукшин Василий Макарович, действительно, вызывает у меня огромное уважение как мудрый, добрый и – самое главное – очень простой человек. Мне кажется, он таким и был. Обожаю Евгения Павловича Леонова за его гениальные роли в кино и их безграничную доброту! А Есенина у нас особенно любит Адарчик – можно сказать, он его поклонник. Мясо я не ем, как и ничего другого (или лучше сказать никого), что прежде жило и боялось смерти и страданий, как и любой из нас. Я вовсе не считаю себя единственно правым на этот счёт – просто поступаю в соответствии с собственной совестью, вовсе не упрекая мясоедов. Хотя я был бы искренне рад, если бы в мире уменьшились страдания – как людей, так и других живых существ».
- Да, эта тема до сих пор является одной из самых «кровавых» - в прямом и переносном смысле. Но вот мы немного коснулись и литературы… Какие книги вас «взрастили» и что нового в поэзии-прозе-публицистике в последние годы-месяцы увлекло?
Омут: «К своему стыду читаю не так много – в основном, исторические и буддийские книги. А вырос на фантастике, из которой особенно был впечатлён "Властелином Колец" и его предысторией, книгами Ника Перумова, Говарда Лавкрафа. После увлекался книгами Эрнста Мулдашева и даже Блаватской, делая вид, будто что-то особо понимаю в её произведениях. Но отошло всё это со временем... Часто не могу оставаться в стороне от разного рода политических событий – чему и не рад даже, потому что порой просто утомляет изучение информации по поводу всё более тревожной обстановки в мире. Неуверен даже, есть ли в этом польза, но вот такое пристрастие имеется».
Адар: «Поэзию, на самом-то деле, читаю нечасто, но очень люблю Есенина. В основном моё чтиво – это мемуары ветеранов Великой Отечественной войны, генералитета, воспоминания о видных политических деятелях, таких как Сталин или Николай II, например, книги по истории – особенно по военной истории».
- Изучая историю, пришли ли к утверждению мнения, что историю пишут палачи героев? «информационная война», «большой брат» и прочие прелести управления массами...
Омут: «Скорее, пришли к выводу, что чаще всего всё не так однозначно, как может казаться. Предпочтения или симпатии уже на кого только не обращались, но в итоге пришли, наверное, просто к осторожности в суждениях. Но Героев, как показывает история, к огромному сожалению, и правда чтут всё меньше...»
- Как, например, у вас с кино-героями?
Адар: «90% того, что я смотрю – это исторические художественные и документальные фильмы. В остальном же смотрю то, что советуют друзья – что-то, типа «Аватара», который все обожают».
Омут: «Мои любимые фильмы: «Зелёная Миля», «Властелин Колец» и многие советские комедии. А вообще – и не перечислишь! Очень люблю драмы с Томом Хэнксом – это мой любимый зарубежный актёр. А русский любимый актёр – как раз Леонов».
- А какие группы-сверстники-современники вам ближе по духу и музыке на нашей сцене?
Омут: «Нам очень нравятся группы «Рагор», «Драма», Instant Suppression. Ну, и лично мне показалась интереснейшей московская дум группа Negative Voice. Была ещё крутейшая группа «Анахорет»...»
- Вы много где были за эти годы. Что вы вынесли из этих поездок о музыкальной жизни нашей страны, о тяжёлой сцене, о людях вообще?
Адар: «Гастроли – это целая магия, и музыканты тут меня поймут. Сначала это дорожная романтика – страна у нас огромная и порой ехать приходится день-два. И тут начинается самая безудержная веселуха! Потом приезжаешь в город, заходишь в клуб, начинается небольшой приятный предконцертный мандраж, настройка звука ну, и, самое главное – сам концерт! Если публика хорошо принимает, то большего счастья для музыканта нет! Если же говорить в целом о впечатлениях о нашей тяжёлой сцене, то она сейчас в странном положении. Лет десять назад было мало хороших клубов по стране, приходилось играть в старых ДК. Потом ситуация с клубами значительно улучшилась, но теперь другая проблема – к нам стали возить много известных и не очень западных групп, и народ немного потерял интерес к местным музыкантам. Так скажем, наелся… Плюс к этому, очевидно практически полное отсутствие реально работающих российских промо-контор. Вернее, они есть, но везде нужны деньги, а у ребят из регионов их, как правило, нет. Да и те промоутеры, что активно работают, больше ориентированы лишь на продажу и небольшую раскрутку уже готового западного продукта, а вовсе не на поддержку отечественного. Что касается людей, то в регионах играть приятнее – там народ более голодный до зрелищ. Москва и Питер более скупы на эмоции (насытились, возможно), хотя нас пару раз очень хорошо встретили в столицах, за что мы очень благодарны тем людям!»
- Каков сегодняшний день группы? Альбом, концерты?
Адар: «Сейчас мы дописываем новый альбом! В него войдёт 9 песен – все будут на русском языке. Три сингла с него уже можно услышать в Интернете. В планах – съёмки клипа ну и концерты – надеюсь, их будет много!»
- Относитесь ли вы как-то особенно к своему звучанию, какой аппарат «юзаете»? Пересмотрел вот я недавно фильм «Приготовьтесь – будет громко!» и подумал, а у нас кто-то так со звуком своим работает?..
Адар: «Это сложный вопрос. За последние несколько лет я очень хорошо осознал важность индивидуальности для артиста, композитора, исполнителя, поэта и группы, в целом. И тут очень важное место в построении индивидуального образа занимает звучание группы. К примеру, АC/DC, Iron Maiden или Black Sabbath легко можно узнать из сотен других записей, и это во многом предопределило их успех. Не знаю, умышленно они искали именно тот звук, который все в последствие услышали, либо это всё пришло к ним само собой и случайно, но меня раньше такие вопросы не беспокоили. В начале своего музыкального пути я так был поглощён уже существующими стилями, что мне и в голову не приходило что-то менять в поисках свежего звучания. Мне казалось, что, к примеру, звук «Металлики» на альбоме `Master of Puppets` – и есть эталон трэша, и ничего другого я слышать не хотел. У меня было, к чему стремиться! Сейчас, конечно, по прошествии многих лет, после всех этих сравнений с разными группами, я уже чётко понимаю, что своё собственное звучание – это одна из составляющих успеха, и не стоит стараться быть похожими на других (если, конечно, это не является самоцелью – бывает и такое). Но вот тут-то и наступают сложности. Чтобы экспериментировать со звуком, необходим хоть какой-то маломальский выбор хорошего оборудования, а это уже немалые деньги, которых у большинства музыкантов просто нет. Конечно, выручают разного рода компьютерные эмуляторы дорогих усилителей, кабинетов, педалей и микрофонов, но чего-то совсем нового там тоже сложно нарулить. Для прошлого альбома мы использовали гитарный усилитель Riviera Knicle Head. Я считаю, что нам повезло с ним. Мы специально не хотели писать гитару через модные сейчас Mesa Boodge Recto и Peavy 5150, поэтому постарались найти усилитель, который не так часто используют известные музыканты. И в этом плане Riviera оказался как нельзя кстати! Конечно, из-за небольшого бюджета альбома записать во всей красе гитарный звук этой «головы» не получилось, но, тем не менее, мы добились того, чего хотели изначально, а именно «незаезженного» звучания. Гитары же для нового альбома мы записываем методом реампинга – там используется уже несколько усилителей, так что посмотрим, что из этого выйдет… Я, кстати, тоже посмотрел фильм «Приготовьтесь – будет громко!» Мне всегда были интересны такого рода фильмы –подлинные истории появления звучания, с которыми теперь ассоциируется то время. Но всё же, чтобы иметь более полное представление о появлении и развитии современной тяжёлой сцены, стоит так же посмотреть и «Историю Хэви-металла», и «Get Thrashed», и, особенно, цикл передач «Сlassic Rock Albums» – вот там как раз подробно разбирается звучание каждой песни различных альбомов, которые стали классикой и, как следствие, отправной точкой для большинства современных музыкантов. Ведь тяжёлая музыка – это тоже искусство, а оно всегда многогранно. Есть те, кто ищет красоту в сложном, и для этого использует десятки примочек, усилителей и т.д., но есть и такие музыканты, которые смогли навсегда изменить современную музыку, привнеся в звук простоту и примитивизм».

- Ну, а зачем вы сами «всем этим» занимаетесь?
Адар: «Только потому, что это доставляет лично мне огромное удовольствие!»
Омут: «Аналогично! Думаю, это так же справедливо и для большинства музыкантов – особенно, в нашей стране. Вряд ли есть смысл рассчитывать на коммерческую прибыль или ещё какие-то выгоды от подобной музыки. Поэтому – просто любимое дело!»