Пушкин. Параллели -18- Приоткрывая полог смерти...

Кариатиды Сны
                На это скажут мне с улыбкою неверной:
                Смотрите, вы поэт уклонный, лицемерный,
                Вы нас морочите — вам слава не нужна,
                Смешной и суетной вам кажется она;
                Зачем же пишете? — Я? для себя. — За что же
                Печатаете вы? — Для денег. — Ах, мой боже!
                Как стыдно! — Почему ж?

                А.С. Пушкин


  Не знаю, когда появились в поэзии Пушкина навязчивые мысли о смерти?   Как они впервые появляются у нас? Конечно, когда мы впервые с ней сталкиваемся . Вот   упал на спинку жучок и  больше не шевелит лапками. Наверное, прикинулся, хитрый...  Переверну и побежит. Не бежит. И бабочка не летит. И паучок не ползёт. И комарик... А кто это  сделал? Кто убил? Неужели я? Вот какой я сильный! А если кошку? Или  собаку попробовать? А человека? Смогу?  Имею ли право? Отсюда  корни детской жестокости... Отсюда  вырастают "сверхчеловеки" раскольниковы  и бандеры ( и иже с ними), подводящие под свои преступления оправдательную базу. Отсюда видны уши и всех преступлений против жизни на  Земле. Кто-то  берёт на себя "миссию" убрать тех, кто не тем родился, не тем богам молится, не тем обладает, не то думает...
   Но, вероятно, у каждого человека были и  есть те, к кому он привязан всей душой или душонкой- не важно, какая-нибудь Муму. И вот этот "тот", умирает ( бывает, что и по нашей вине). Тогда мы задумываемся о несправедливости, случайности, неотвратимости смерти. А через чужие смерти - о своей. И иногда приходим к выводу, что кто-то мешает нам жить так , как мы этого хотим и могли бы. То есть,  чья-то жизнь мешает моей жизни.  К примеру, как в лермонтовском "Мцыри". Одно из двух - или ты уничтожишь, или тебя... Но хищный зверь - это всё же не человек.
Хотя и в среде хищников - те же законы борьбы за свои права  ( на правах инстинктов)- на территорию, на  пищу, на самку .  Человек идёт на убийство (через сомнения) сознательно. Как я уже сказала, подводя базу.
 Вот  теперь я подвела базу под новые  рассуждения над "Маленькими трагедиями". Почему все они заканчиваются смертью и даже  смертями? Какой ракурс выбирает автор, рассматривая это понятие? Какие выводы делает?  Поводы для убийств и  смертей  в них - разные. Какие человеческие пороки  являют причины смертей? Какие человеческие ценности противостоят им?  Не убиваем ли мы свою душу, убивая другого?  Не спасаем ли свою душу, за другого умирая? И разве убедишь там, в небесах, где вершится божий суд, что для преступлений наших есть оправдания? В небесах - так я понимаю и суд совести, и суд времени, который ляжет клеймом на потомках твоих, ибо рождает их преступная душа...

   Каждая из "Маленьких трагедий" заканчивается смертью. Можно даже отнести  сюда и "Бориса Годунова".  Там умирает царь Борис ( от явленного постоянно перед его внутренним взором убиенного им  царевича )  и  гибнут   наследники ( от рук новых  претендентов на престол), новые "мальчики кровавые" для будущих царей.

"НАРОД
Расступитесь, расступитесь. Бояре идут.

       Они входят в дом.

ОДИН ИЗ НАРОДА
Зачем они пришли?

ДРУГОЙ
А верно, приводить к присяге Феодора Годунова.

ТРЕТИЙ
В самом деле? — слышишь, какой в доме шум! Тревога, дерутся...

НАРОД
Слышишь? визг! — это женский голос — взойдем! — Двери заперты — крики замолкли.

           Отворяются двери. Мосальский является на крыльце.

МОСАЛЬСКИЙ
Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.

                Народ в ужасе молчит.

Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

                Народ безмолвствует."


В "Скупом рыцаре"  скоропостижно скончался Барон, то ли от злата зачахнув, то ли от  жадности и страха, что его обкрадут и убьют, подозревая собственного сына...

      "БАРОН
             Он... он меня
   Хотел убить.
   
       ГЕРЦОГ
             Убить! так я суду
   Его предам как чёрного злодея.

       БАРОН
   Доказывать не стану я, хоть знаю,
   Что точно смерти жаждет он моей,
   Хоть знаю то, что покушался он
   Меня...
      
       ГЕРЦОГ
          Что?

       БАРОН
             Обокрасть."


В "Моцарте и Сальери"  один великий музыкант отравил другого - более великого, подписав самому себе приговор.
 
      " САЛЬЕРИ
                Ты заснёшь
   Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
   И я не гений? Гений и злодейство
   Две вещи несовместные. неправда:
   А Бонаротти? или это сказка
   Тупой, бессмысленной толпы - и не был
   Убийцею создатель Ватикана?"

В "Каменном  госте" - три смерти Дон Карлоса, которого убивает в дуэли Дон Гуан, самого Дон Гуана и Доны Анны.  Смерть следует за Дон Гуаном по пятам и, наконец, настигает. Дон Гуан гибнет от руки им же убитого когда-то Командора. Видимо, рано или поздно приходит расплата за  совершённые преступления. Камнем на душе лежит на человеке его злодейство. Вот потому и Каменный гость.


        "Входит  статуя командора.

           Дона Анна падает.

СТАТУЯ
         Я на зов явился.

ДОН ГУАН
О боже! Дона Анна!

СТАТУЯ
         Брось ее,
Все кончено. Дрожишь ты, Дон Гуан.

ДОН ГУАН
Я? нет. Я звал тебя и рад, что вижу.

СТАТУЯ
Дай руку.

ДОН ГУАН
Вот она... о, тяжело
Пожатье каменной его десницы!
Оставь меня, пусти — пусти мне руку...
Я гибну — кончено — о Дона Анна!

         Проваливаются."

В "Пире во время чумы" смерть косит всех, не разделяя - хороший ты или плохой. Чума - это просто повод  вообще говорить о смерти, это просто  сжатая во времени история человеческой жизни, это наказание людское потерей близких людей и необходимостью  продолжать бессмысленное существование, проводя остаток своих дней в пирах и забавах,
стараясь в них забыться.

СВЯЩЕННИК

Безбожный пир, безбожные безумцы!
Вы пиршеством и песнями разврата
Ругаетесь над мрачной тишиной,
Повсюду смертию распространенной!
Средь ужаса плачевных похорон,
Средь бледных лиц молюсь я на кладбище,
А ваши ненавистные восторги
Смущают тишину гробов — и землю
Над мертвыми телами потрясают!
Когда бы стариков и жен моленья
Не освятили общей, смертной ямы, —
Подумать мог бы я, что нынче бесы
Погибший дух безбожника терзают
И в тьму кромешную тащат со смехом.

НЕСКОЛЬКО  ГОЛОСОВ

Он мастерски об аде говорит!
Ступай, старик! ступай своей дорогой!
   
И приходят крамольные мысли. КТО?  Кто этот  СВЕРХЧЕЛОВЕК, которому  в интерес видеть страдания людские, вроде как кошку замученную ?... Кто этот ЧЁРНЫЙ ЧЕЛОВЕК,  что заказывает  нам реквием на самих себя?  Кто этот НЕГР, что управляет телегой с мёртвыми телами?

И думается  даже о бессмысленности всех человеческих стремлений к приобретению власти, богатства, славы перед лицом смерти, которая никого не щадит...

Но что этому может противостоять? Любовь?...


--------------

Посмертная маска Пушкина - фото автора КС.