Подростки. Какие они?

Валерия Сивкова
О, сколько в их адрес упрёков: в метро место не уступил, обёртку от сникерса мимо урны бросил, толкнул, к тому же ругается нехорошо, вперёд не пропустил и вообще... ну их!

Я же общаюсь с подростками необычным образом. Мальчик Тиша - аутист, мой подопечный. Ему 11 лет, а выглядит на все 14. С детьми он не общается. Подробно, если кому интересно побольше узнать о Тише, в моей рубрике "Его зовут Тиша". Это живые эпизоды  общения мальчика-аутиста с окружающим миром, особенно взрослым. Тиша, по просьбе его родителей, -  литературное имя реального мальчика.

           ***

Мы с Тишей идём на спортивную площадку. Подростки играют в футбол. Тиша по своему обыкновению напевает и радуется чему-то неведомому нам. Естественно подростки поглядывают на него, переговариваются между собой, и явно поведение Тиши их больше привлекает, чем игра в мяч.

И тогда я заговариваю с мальчиками:

- Здравствуйте! Не смогли бы вы уделить нам несколько минут. Я хочу вас познакомить с Тишей. Он - аутист, отсюда проблемы с общением. Он хорошо владеет мячом, но играет в основном в одиночку. Поиграйте с ним, пожалуйста, несколько минут и мы уйдём, чтобы вам не мешать.

Долгая пауза: несколько пар глаз внимательно разглядывают Тишу. Тишу это не смущает - привык.

И тут начинается самое интересное. Мальчики начинают рассуждать:

- Он наверное индиго или гений. Я по телевизору смотрел.
- А у меня сестрёнка до 3-х лет не говорила. А теперь рот не закрывает.
- Он аутист? А вот который в Америке всех расстрелял, говорят аутист. А этот 
  не похож на убийцу.

Но более всего меня ошеломил мальчик, который вдруг спросил:

- А вы ему кто? А что у вас с глазом? Наверное ячмень. А моя бабушка
  говорит, что плюнуть надо в глаз. Нет, не бойтесь, я не плюну. Мазь нужна.
  Вы посмотрите в интернете, какая точно.

Более всего меня поразило, как мальчики мгновенно взрослеют. И ни одной ухмылки, дескать, какой смешной.

Тиша не хочет играть в футбол. Но с удовольствием наблюдает, как мальчишки забрасывают мяч в баскетбольную сетку. И сам кидает очень удачно. На прощание ребята пожали Тише руку: "Приходи ещё".

Вспоминает мама Тиши:

- Идём с Тихоном, гуляем. Неожиданно к нам подскочил какой-то высоченный парень  и давай здороваться с Тихоном за руку. И оба такие довольные. Я просто оторопела:

Простите, а вы кто?

- Да мы на спортивной площадке познакомились. Правда, он не очень хотел с нами разговаривать, зато мяч в сетку забрасывал классно. Я только забыл, кто он?

- В каком смысле?

- Ну, почему почти не разговаривает. Может напугался или упал и ударился. А может его ударили. Он же не может сказать. И никто не заметил.

          ***

В этих репликах подростков я чувствую души неравнодушные.  Понятно, что необычное привлекает и также быстро надоедает. И всё же подросткам намного интереснее, чем взрослым, что же это такое - загадочный аутизм. И если они встретят одинокого неговорящего  растерявшегося мальчика, точно не пройдут мимо и помогут.