Вайзы

Тина Шанаева
   Возможно ли представить, что имя – та или иная мелодия? Как та или иная форма облака? Как тот или иной оттенок зари? Одно из таинственно звучащих имен мне подсказала моя правнучка. Года в три, впервые увидев звезды, задрав голову к небу и не отрываясь от сияния, она произнесла восхищенным шёпотом: - вайзы. Я не просто запомнила, а отложила в память её интонацию,  прохладную окраску вечернего часа и то  благодарное состояние тишайшей радости, когда стараешься даже не обнаружить своего дыхания.  Вайзы… Как появилось это слово в сознании моей девочки, едва начавшей выражать свои впечатления словами?  Вот загадка.  Мне-то так и мнится, что какое-нибудь крылатое созвездие нашептало ей в детское ушко привет из глубины вселенной.
     Через неделю примерно мы затеяли игру с ней на детской площадке, она сама предложила играть в дома, чтобы мы ходили друг к другу в гости. Возле Белого озера в Мещёре, кстати, играть в песок  доставляет неописуемую радость, поскольку он здесь идеально чистый и совершенно фантастического золотого цвета.  Мы настроили холмиков с помощью ведерок, добавили этажи из всяких формочек,  совками расчистили дорожки и пожелали заселиться. При этом моя правнучка с нами знакомилась и называла себя замысловатым именем Хотакунтрейя. А Адриана с полоборота назвала Антай.  Я решила не ударить в грязь лицом, но все-таки замешкалась, и отметила некоторое удивление на её лице – что, правда, Вы не помните, как Вас по настоящему зовут вайзы?  Я было смутилась, но тут у меня вылетело что-то похожее на Лунарайю… Тут-же поймала на уме ассоциативное изумление, каким это образом в мою импровизацию сиюминутно вселилась  дева вселенской печали?
      Вот уже скоро двадцать лет час за часом, сутки за сутками в моей жизни совершается музыка. Музыка  такая  осторожная,  что просится в сравнение с течением крови по капиллярам, мягко реагирующим на токи сердечного пульса. Музыка  течет по струнам , послушным Сашиным пальцам,  как бывают послушны  листья и травы порывам  расторопного,  невесомого, неуловимого ветра.  Этому ветру ничего не прикажешь и ничего у него не отнимешь, он действует исключительно по чьей-то прихоти свыше,  по воле безликой и безымянной  природы уловленных в звуки гармоний.  Эта музыка никогда никому не может принадлежать, даже тому,  кто её извлекает из инструмента, но так и мнится кроме меня присутствие еще кого-то,  чье  внимание растворено в нашем молчаливом  пространстве, но властно диктует невмешательство в причудливое и неторопливое течение мелодий.  Саша может не отрываться от гитары по многу часов подряд, первые годы его сосредоточенность меня пугала и даже казалась маниакальной. Сам он никогда не стремился к публичной игре на гитаре, и только под моим воздействием,  выплеснутым подчас на грани грубого отчаяния, он отправлялся на Арбат или в какой-нибудь подземный переход  метро. Ничего другого от него невозможно было добиться,  и  лет через пять я сдалась, отказалась от затеи подвигнуть своего друга  зарабатывать потоком музыки из его гитар. Саша ограничивался десятком учеников, от которых к весне оставалось не более двух-трех, самых преданных слухачей гитарного своеволья. Неверно и неточно было бы даже сказать, как любят подчеркивать иные знатоки и толкователи музыкальных направлений, что на моих глазах  таким образом музыкант демонстрирует преданность инструменту.  Нет же, никаких демонстраций, медитаций, служений  и прочих спекуляций талантом – просто человек всегда слышит то, что не могут слышать другие, и это необычайное течение звуков требует право на жизнь  так же как имеет право наступать весна, распускаться  цветами  природа, забрасывать светом скользящее солнце,  обволакивать ароматами лето, печалиться  листопадами и дождями  осень, размахивать снегопадами властное зимнее небо.  И вот через двадцать лет я стала различать в непрерывном потоке звуковых мистерий образы,  как бы наделенные конкретным содержанием живых существ, обладающих особыми именами. И будто бы эти существа невидимки, состоящие из  рифов, ритмов, ладовых созвучий, тональностей и частот способны откликаться на некие  музыкальные фразы как мы откликаемся на данные нам в младенчестве имена.  С месяц уже назад майское солнце заставило распахнуть окна, Саша привычно пристроился нашептывать одни ему понятные позывные гитары, как в открытые окна влетели точно такие же мелодии, но звучащие в самом высоком регистре. Так могли обнаружить себя, откликнуться и рассыпать зерна света ангелы-невидимки. Саша стал слегка изменять мелодии, и тут же неведомый собеседник безошибочно повторял услышанные музыкальные фразы, добавляя от себя сопричастные ритму щелчки и трели.  Гениальный музыкант соловушка мещёрской стороны не мог проявиться иначе – наступала пора вечерней зари, певчей молитвы всего птичьего Мира. Соловушка попал ко мне в сравнение с беспрекословным служителем струн и проиграл творческий конкурс:  Саша владел своим звуком  куда неутомимее  залетного партнера.  Мне стало интересно – какое у соловушки имя от Бога, состоящее из его трех аккордов?

Продолжение, возможно, последует...