Тихвин. 2. Возврат имущества

Алкора
(Путевые заметки от 21.06.14)
Из http://www.stihi.ru/2014/06/24/1596

1.
Встречает нас Введенский монастырь.
При Грозном процветала здесь обитель,
Был пышным садом нынешний пустырь,
Сияли златом храмы там, где житель
Страны Советов начал красть кирпич,
Снимать оклады, поселять преступных,
Срывать кресты и, как велел Ильич,
Всех иереев свёл к расстрелу группой…
Творенья рук искусных мастериц
Губил и грабил, храмы делал складом,
Обитель света - ужасом темниц,
Боролся с Богом, не страшился ада…
Поиздевавшись семь десятков лет
Над подвигом трудов великих предков,
Вернул церквям  сокровища, где свет
Почти угас… Не пиршество - объедки!

                *   *   *
Обокрали, изъяли, разрушили,
Надругались над храмом и душами,
Беспринципно, бесстыдно ограбили,
Возгордились… Ворами, рабами ли
Благоденствие мира созиждется?
Вам ли делом гордиться да пыжиться?
Наши предки четыре столетия
Возводили здесь храмы... Как светел был
Монастырь, прихожанами созданный,
Процветая при царствии Грозного!
Претерпел все осады и смуты он,
Защищал горожан и окутывал
Благодатью, а дух - возвеличивал…

…Всё изгажено до неприличия.
Отобрали, изъяли, ограбили,
А теперь - возвратили.  Слукавили…

Издано

____________________________________

Введенский девичий монастырь был основан по велению царя Иоанна IV в 1560 году. Селения, находящиеся на месте будущей обители, перенесли на другую сторону ручья и в новый поселок, названный Заболотьем. Девичий монастырь строился одновременно с Успенским мужским монастырем. Обе обители были возведены под руководством искусного новгородского строителя Федора Дмитриевича Сыркова. Если Успенский монастырь привлекал всеобщее внимание находившейся там чудотворной иконой, то о Введенском девичьем монастыре, стоявшем на северо-западной окраине Тихвинского посада, на перекрестке дорог, ведущих на Ладогу и Олонец, нигде не упоминалось до тех пор, пока здесь не оказалась четвертая супруга Иоанна Грозного Анна Алексеевна, постриженная под именем Дария.

Монастырь был отдан Дарии в полное распоряжение, как хозяйке и попечительнице. Она отстроила его, увеличила и привела в цветущее состояние; ее хозяйственные предприятия удивляли современников; так, сооружая мельницу на ручье Березовике (нынешнем Введенском), она пропустила сюда воду через канал, проведенный из безымянного озера, находившегося в 7 верстах от монастыря и получившего потом название Царицына.Переселение царицы-игумений совпало с началом Смутного времени, вторжением на русскую землю литовцев и шведов. В 1613 году завоеватели осадили Большой монастырь, но так и не сумели его взять. Введенская обитель, не имевшая таких мощных укреплений, после упорных боев была разорена и сожжена шведами дотла. Однако инокини не пострадали: вместе с игуменией Дарией они скрывались в глухих лесах возле озера, которое с тех пор именуется «Царицыно». Туда же монахини переправили наиболее ценное имущество, зерно, домашний скот. После освобождения Тихвина обитель начала восстанавливаться.

 Сохранилось описание Введенского девичьего монастыря начала XX века:  «Главный вход в обитель ведет через святые ворота под колокольнею, построенною в ограде монастыря. Аллея вековых лип указывает путь к величественному соборному храму . Наружный вид собора очень изящной архитектуры с лепными украшениями и священными изображениями. Три массивные главы венчают его блестящими своими куполами. Два входа - западный и южный с прекрасными крыльцами ведут внутрь собора. Иконостас собора сохраняет тип иконостасов древних соборных храмов Москвы, Новгорода, Ростова и др. Весь иконостас вызолочен и украшен колоннами и резьбою. Царские двери тоже резные и вызолочены, и довольно обширны. Иконы в нем расположены в четыре яруса и все древнего письма, а на храмовой иконе Введения и на двух местных - богатые сребро-позлащенные ризы. За иконостасом находится: с правой стороны небольшой придел во имя святого Николая чудотворца, а с левой - подобный же придел во имя преподобного Кирилла Белозерского. В первом особенно замечательна риза на иконе святителя Николая: она сребропозлащенная и искусно украшена мелким жемчугом. Собор освещен большими окнами, что придает много красоты, величия и света. Для большей легкости молящихся пол устроен деревянный и настлан не на земле, но для осушения самого храма под полом устроен еще нижний этаж...».

В 1917 году в обители было до 200 монахинь и послушниц. Монастырь содержал приют для девочек-сирот, внутри этого красивого, ухоженного монастыря был сад, возле собора - обширный некрополь. После революции в обитель пришли другие люди. Здесь была размещена областная детская колония.

Официально датой закрытия Тихвинского Введенского монастыря считается 1926 год, но фактически - с того самого времени, как в обители появились представители власти рабочих и крестьян. Осенью 1937 года по Тихвину прокатилась волна арестов. К ноябрю почти все духовенство города находилось в местной тюрьме. 3 декабря 1937 года, в самый канун престольного праздника - Введения во храм Пресвятой Богородицы, бывшая игумения Введенской обители была расстреляна вместе с другими тихвинскими новомучениками: игуменом Арсением (Дмитриевым), протоиереем Иоанном (Сарвом), священниками Емилианом Панасевичем, Николаем Покровским и Василием Канделябровым. Мраморное изваяние святого ангела с золотым крестом с памятника на могиле игумений Августы, надгробные плиты настоятельниц монастыря Марии, Павлы, Серафимы, Рафаилы, как и многие другие, были употреблены на фундаменты цехов лесохимического завода.

Сами же здания монастыря после перевода отсюда колонии использовались самым разнообразным образом. В его неприспособленных помещениях размещались детская музыкальная школа, зал борьбы Детско-юношеской спортивной школы, художественная мастерская, гаражи отдела горисполкома, мастерская надгробий, пожарное депо, жили люди. Рядом с чудом сохранившимся Введенским собором, трапезною, зданиями архимандричьих и сестринских келий - убогие сараи, заборы, огороды, кучи металлолома.

Весной 2005 года решением депутатов районного совета два полуразрушенных давно пустующих здания - колокольня и сестринский корпус - были отданы Тихвинскому Богородичному Успенскому мужскому монастырю для реконструкции и возобновления в бывшей девичьей обители монастырской жизни. Старинные постройки, хотя и были подвергнуты разрушению временем, но все же сохранились. Гораздо труднее восстановить под нужды монастыря те, которые были приспособлены «под современное использование», как, к примеру, Введенский собор, где находится спортивный зал, а на месте алтаря - бассейн. Святые врата колокольни долгое время служили гаражом для автомобилей пожарной команды лесохимического завода, в одном из каменных зданий и сейчас находится запасник Государственного Дома-музея Н.А. Римского-Корсакова, в игуменском корпусе - спортивный клуб восточных единоборств. В монастыре в настоящее время разруха   запустение. О том, что это место свято, напоминает только деревянный поклонный Крест, установленный у прежнего, ныне замурованного входа в Введенский собор.

Комментарии не требуются…

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2014/06/26/7255