Пушкин. Параллели -19- Но можно рукопись продать..

Кариатиды Сны
* * *

Вы за "Онегина" советуете, други,
Приняться мне опять в осенние досуги.
Вы говорите мне: он жив и не женат.
Итак, еще роман не кончен - это клад:
Вставляй в просторную, вместительную раму
Картины новые - открой нам диораму:
Привалит публика, платя тебе за вход -
(Что даст еще тебе и славу и доход).

Пожалуй - я бы рад -
Так некогда поэт
. . . . . . . . . . . . . . . .

1835
             А.С. Пушкин



   Много уже написала о Поэте - в глазах толпы, которая непосвящённая, непросвещённая и которую Пушкин и не брался посвящать и просвещать, считая это бесполезным делом. Человек Толпы - это Обыватель, всё меряющий на наличие пользы.
Кажется , это у Некрасова:

" Или для вас Аполлон Бельведерский
  Хуже печного горшка?"

 А польза для обывателя - это  реально то, что можно использовать для поддержания биологической жизни - в необходимом количестве и качестве.  Но можно возразить :"А зрелища? Они ведь тоже нужны!?" Да, для развлечений, отдыха и подтверждений  их жизненных установок, мотивировок, деяний,  их идеологического подкрепления.  Но опять можно возразить: "Человек не только мал и  ничтожен! Он задуман по образу и подобию  Самого Совершенного! Кроме низших потребностей толпы существуют ещё высшие потребности - в развитии, самореализации, творчестве, поисках любви, счастья, в  познании истины! И если  не  удовлетворяется хотя бы одна из всех заложенных в человека потребностей, он не будет полностью счастлив..."
 Да, но такой путь труден, связан с определёнными потерями, с  сознательным лишением себя "земных"  благ, и  чаще всего люди  пополняют ряды  большинства (толпы), пасуя  перед трудностями, не имея воли, убеждений, склоняясь на сторону житейских ценностей. Только редкие люди ( как их назвать по Пушкину -  Герои? Поэты?) порою немалой ценой  продолжают этот головокружительный путь на Вершину, которая есть Он Сам, достойный Сын Бога и Замысел Создателя ( отнюдь для меня не в религиозном смысле - автор).

 Толпа  - дама воинственная, однако. И ни за что не отдаст свои ценности на откуп единицам - инакомыслящим, иноверцам, романтикам, поэтам... Их  во веки веков преследовали, начиная с первого нарушения запрета, того самого яблока, которое разом лишила  божиих детей райских наслаждений, вечной жизни и божьего покровительства.
Однако, люди почему-то забывают, что не будь этого греха, не было бы и  человечества. Не будь  людей, продвигающихся  по пути познания вопреки устоявшимся мнениям, не было и тех ценностей, на которые уповает  толпа, а сама уничтожает  тех , кто пытается вырваться за привычные и опасные рамки. Да все и не против новое яблочко познания съесть, но   это чревато , мало ли что может случится? "Чревато"... ассоциация опять-таки с яблоком. Вдруг, оно червивым окажется? а червячок так похож на Змия...  Толпа представляет опасность самым лучшим устремлениям человечества, ибо инстинкт самосохранения в ней  гораздо сильнее инстинкта саморазвития - по сути антиподов.
Вот почему, видимо,  так много внимания уделял Пушкин тем, кто по его мнению , и не стоил внимания. Несколько  выдержек  на эту тему из его произведений:

" Я говорил пред хладною толпой
    Языком истины свободной,
  Но для толпы ничтожной и глухой
    Смешон глас сердца благородный.";

" Душе противны вы, как гробы.
  Для вашей глупости и злобы
  Имели вы до сей поры
  Бичи, темницы, топоры;

  ...
  Беда  стране, где раб и льстец
  одни приближены к престолу.

  ...
  Суд глупца и смех толпы холодной,
  Восторженных похвал... минутный шум.

  ...
  Так пускай толпа его [твой труд] ранит
  И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
  И в детской резвости колеблет  твой треножник."


"  Ты прав творишь ты для  н е м н о г и х,
   Не для завистливых судей,
   Не для сбирателей убогих
   Чужих суждений и вестей,
   Но для друзей таланта строгих,
   Священной истины  друзей"

Заканчиваю почти с того, чем начала:


В мои осенние досуги,
В те дни, как любо мне писать,
Вы мне советуете, други,
Рассказ забытый продолжать.

Вы говорите справедливо,
Что странно, даже неучтиво
Роман не конча перервать,
Отдав уже его в печать,

Что должно своего героя
Как бы то ни было женить,
По крайней мере уморить,
И лица прочие пристроя,

Отдав им дружеский поклон,
Из лабиринта вывесть вон.
Вы говорите: «Слава богу,
Покамест твой Онегин жив,

Роман не кончен — понемногу
Иди вперед; не будь ленив.
Со славы, вняв ее призванью,
Сбирай оброк хвалой и бранью —

Рисуй и франтов городских
И милых барышень своих,
Войну и бал, дворец и хату,
Чердак, и келью, и харем

И с нашей публики меж тем
Бери умеренную плату,
За книжку по пяти рублей —
Налог не тягостный, ей-ей»

            Это тоже, как вы поняли, -  Пушкин