Лицейский романс

Александр Сигачёв
Песни и романсы студийцев детского и юношеского творчества «Юная Росса».

Данный сборник составлен из песен и романсов лицеистов нового времени, победителей ежегодного  межрегионального  Фестиваля детского и юношеского литературного творчества «Подсолнушек» с участием студийцев «Юная Росса».
    В данном сборнике представлены нотированные  избранные романсы и песни молодых поэтов студии «Юная Росса»: Ярослава Киселёва «Времена года», Юлии Фабричновой «Зимняя песня», Нино Такашвили «Дом», Романа Шитова «Яблонька», Екатерины Дмитриевой «Лик России», Леонида Жукова «Весенние деньки», Юлии Шитовой «Песня души» и другие. Это первая проба коллективного сотворчества юных поэтов и композиторов студии «Юная Росса», по созданию цикла музыкальной миниатюры «Лицейский романс». Интересен и такой факт, как совместное песенного и романсового музыкально-поэтического сотворчества юных и взрослых авторов. Приятно отметить, что спустя несколько лет, сотворчество юных авторов получило дальнейшее развитие. Остаётся пожелать счастливой встречи  слушателей с вдохновенными песнями и романсами студийцев «Юная Росса». 

МАЛЕНЬКИЕ МОЦАРТЫ. 
Гимн московского  центра эстетического воспитания детей.

Нелёгкие в музах к признанью пути –
Мы их одолеем упрямо...
Нам к цели заветной помогут придти:
Сольфеджио, фуги и гаммы...
Проходят века... в звуках Моцарт живёт,
И вот собрались мы все вместе, -
Как Солнце, признанье таланта встаёт,
И в сердце рождаются песни!..

Припев:
Маленькие Моцарты музыкой живут,
Скрипки не смолкают их, флейты их поют!..
Маленькие Моцарты дарят красоту –
Покоряют музыкой звёздную мечту!..

Наш юный маэстро божественно прост:
Он жил и играл величаво;
В сердцах зажигается музыка звёзд,
Пока его флейта звучала!..
И бывший утёнок, как лебедь парит,
Он славою Моцарта светел!..
Возносится сердце к созвездьям в зенит,
Познавшее счастье на свете!..
Припев:

СИГАЧЕВ Александр Александрович, Член Союза писателей России (МГО СПР), руководитель литературно-поэтической стадии «Юная Росса», педагог.



АЛЫЙ ПАРУС.
Оксана Становкина

Мне отчаянно кто-то нужен,
Хоть в толпе не бываю одна.
Впереди только грустные лужи
И унылый квадратик окна.

...И с надеждами - на рассвете,
С дивной сказкой о Парусах,
Также верю, как верят дети
Без сомнения – в чудеса,

Что когда-нибудь серый город
Превратится в морской утёс.
И взойду я на край, и в ворот
Тихо спрячу грустинки слёз.

И увижу в закатном небе,
Там, где солнце лучи прольёт,
Несказанную эту небыль –
Алый парус ко мне плывёт!..

РОДИНА.
Валерия Нестерова

Место, где родился, Родиной зовут,
Это имя в самом сердце берегут.
Эти – лес и поле, песни соловья –
С детства всё родное – позабыть нельзя.

Припев:
С детства всё родное,
Сердцу дорогое,
Эти: лес и поле –
Позабыть нельзя!..

Мест красивых много, но в любой дали
Не найти любимей и родней земли!
Место, где родился, Родиной зовут,
Это имя в самом сердце берегут.

ХОДИТ ПАМЯТЬ В СИТЦЕВОЙ ОДЕЖДЕ.
Вера Хохлова 

Ходит моя память в ситцевой одежде,
Молится костру и шалашу.
Дни свои, листая, я стихи как прежде –
Угольком на камне не пишу.

А в полях широких расцвела гречиха,
Мёдом, разливая аромат,
И берёзы соки тянут к небу тихо
И зовут меня к себе назад.

Ищет нашей встречи в призрачной надежде,
Ветер, шелестя по камышу.
Я же – перестала быть такой как прежде,
Я стихи в душе своей ношу.

Облако заката, розовые птицы,
В синем небе ждут меня назад...
Белые одежды и туман клубится...
Солнце покидает райский сад.


Ночью, улыбаясь мягче, безмятежней,
Угольной душе – карандашу,
Я шепчу, что стану вновь такой, как прежде,
Только строки эти допишу...

ДЮЙМОВОЧКА.
Валентина Александрова

В тёмно-бархатном кафтане
Шмель качнул слегка цветок,
И рассыпал по поляне
Нежной музыки поток.
Золотистыми крылами
Бабочка взмахнула вдруг;
Над звенящими лугами
Танцевала, сделав круг.

Припев:
Стрекоза не боится меня,
Шмель над клевером песню поёт;
Веселится задорный народ –
Этот маленький дружно живёт!..
И важнее всего для меня:
Эта речка, цветок, этот лес,
Радость светлых деньков бытия
Нас уносит до самых небес!..

Светлых звуков переливы
Подхватили небеса;
И весенние мотивы
Совершали чудеса:
Солнце облако разбило,
Свет струится через край…
Всё загадочно и мило,
Как невыдуманный рай!..

Припев:

УТРО.
Валентина Александрова

Как чист Восток, как свеже утро, -
Преддверье молодого дня.
Душа поёт и почему-то
Так жаждет нового Огня.

На вишен листья восковые -
Смотрю, сквозь воздуха хрусталь.
Мои минуты роковые,
Как будто поглотила даль.

Во мне немое восхищенье,
Восторг, любовь и торжество!
О жизни радость, упоенье!
Спасенье луч! О Божество!..

Душа поёт и почему-то
Так жаждет нового Огня.
Как чист Восток, как свежее утро, -
Преддверье молодого дня.

ШКОЛА НА НАГОРНОЙ.
Ольга Лисунец, Юлия Алаёнкова.

Снова с «Нагорной» бегут ручейки,
И напевает весна…
Вот мы и стали уж выпускники,
Нам расставаться пора…
Школа-лицей на «Нагорной» - наш дом,
- Скворушки, - слышишь, - поют:
«Скоро, друзья, мы из школы уйдём, -
Сердце останется тут…»

Припев:
Быстро промелькнули школьные года…
Огонёк остался в сердце навсегда.
Школу на «Нагорной» позабыть нельзя;
Вальс свой посвящаем вам, учителя!

Школа сроднила друзей навсегда,
Дружба приходит не вдруг…
Не позабыть никогда, никогда
Добрых учительских рук!..
 Вот мы и стали уж выпускники,
Нам расставаться пора…
Снова с «Нагорной» бегут ручейки,
И напевает весна…
 Припев:

ГРЕЗИТ ОСЕНЬ ПОСЛЕДНЕЙ ЛЮБОВЬЮ.
Любовь Садакова

Грезит осень последней любовью
Перед тем, как уйти в холода.
В золотое её изголовье
Голубая скатилась звезда.

И пока она росчерком смелым
На секунду вошла в мою жизнь,
Я ещё загадаю, успею:
О душа, ничего не страшись!

Пусть любви моей поздняя завязь,
Не ко времени, но к холодам,
И подолгу слепыми глазами
Вместо звёзд смотрит в окна туман.

Отчего меланхолия осень?
Как печален, прозрачен уют.
Даже горькие, терпкие гроздья
Завтра чёрные птицы склюют.

Завтра мир опрокинется в лужи,
Небом, ветками, жухлой листвой,
И душе он опять будет нужен –
Многодневный сугробный покой.

ЦАРСТВО САЛТАНА.
Юлия Фабричнова

Маленький город открыт,
Сказка в нём всюду царит:
Танцем и песней, пьесой чудесной -
Всякого развеселит!..

Припев:
Это так хорошо! Чудо, как хорошо!
Сказка в городе всюду царит:
Танцем и песней, пьесой чудесной -
Всякого развеселит!..

Дружный, весёлый народ
В царстве Салтана живёт:
Тот – сочиняет, этот – играет,
Или прекрасно поёт!..

Припев:

ОСЕННЯЯ РУСЬ.
Елена Андреева

Багряный лес! Печален, нежен,
Наполнен - красками огня;
В тебе покой тиши и свежесть,
Приду к тебе, присяду я…

Как тихо. Птицы улетели
На зиму в тёплые края…
Уже все листья пожелтели,
Покрылась ими вся земля…

Иду я по коврам медвяным,
Всем сердцем искренне дивлюсь:
О, сколько же лесов багряных!
Как ты прекрасна, наша Русь!..

ПЕСНЯ ДУШИ.
Юлия Шитова

Друзья, в нашей жизни бывают моменты,
Что хочется ввысь улететь!
Я даже смогла б танцевать менуэты,
Берёзонькам арии петь!

Припев:
Откроюсь, друзья,
В душе не тая:
Люблю я берёзонькам петь!

Бывает, порой – опускаются руки
От сумрачной жизни, друзья,
Как с тучкой случайной не минет разлука –
Расстанусь с печалью и я…

Припев:
Откроюсь, друзья,
В душе не тая:
Расстанусь с печалью и я…

Забуду невзгоды, забуду обиды –
Не в клетке ж сидеть?
Возьму я, да в рощу к берёзонькам выйду –
Негромко с душой запою:

Припев:
Откроюсь, друзья,
В душе не тая:
Негромко с душой запою...

ОСЕННИЙ МОТИВ.
Анастасия. Харламова

Наступила осень, птицы улетают...
И журавль последний машет мне крылом:
Осенью туманы над рекой не тают,
Солнышко всё реже блещет над прудом.

Припев:
Солнце в дымке скрылось до весенних дней,
Выглядит уныло серебро полей...
Трепетно листочки сорваны с ветвей,
Дорогой журавлик, прилетай скорей!..

Словно слёзки-бусинки капают дождинки...
Чувства трудно высказать, где найти слова?
Мой дружок-журавлик, прилетай скорее;
Мне совсем не хочется думать про январь...

Припев:

ВЕРНУСЬ С ВЕСНОЙ.
Марина Щербакова

А я - вернусь к тебе дождём в апреле,
А я – вернусь журчащим ручейком...
Ты видишь? – птицы прилетели.
Ты слышишь? – капают капели...
А я вернусь к тебе с весной – 2 раза

А я – войду вечернею прохладой,
А я – войду весёлым сквозняком...
Ты видишь? – слов совсем не надо.
Ты слышишь? – всё и так понятно...
А я вошла к тебе с весной!.. – 2 раза

Меня ты ждал и слякотью осенней,
Меня ты ждал и вьюгой за окном...
Ты видишь? – уж расцвёл подснежник.
Ты слышишь? – щебет птиц весенний...
А я вошла к тебе с весной! – 2 раза

МОЯ РОДИНА ПАХНЕТ ДУШИЦЕЙ.
А. Заряев

Моя родина пахнет душицей,
Чабрецом и полынью седой,
Нивы хлебные - спелой пшеницей,
А леса - родниковой водой.

На проталинке влажной, холодной,
Медуница сиренью цветёт.
Шмель проснулся от спячки, голодный,
Её сладкий нектар жадно пьёт.

В редкодубье подснежник синеет,
Одеялом пушистым укрыт;
Его солнце ласкает и греет,
Тёплым веяньем землю парит.

Горицвет золотой засыхает,
Облетает сухой лепесток,
А на смену ему расцветает
Белых ветрениц нежный цветок...

ЛИСТЬЯ МЕДНЫЕ, ЛИСТЬЯ ЧЕРВОННЫЕ.
Светлана Астрецова

Листья медные, листья червонные,
А над озером - радуги арка!..
Мы гуляем, немного влюблённые,
По старинной аллее парка...

Мы, влюблённые в небо осеннее,
Мы, влюблённые в рыжие клёны;
Где-то слышится тихое пение
И неясной мелодии звоны.

Этот день, как твоя улыбка,
Как туман, как осенняя пряность –
Слишком бархатно, слишком зыбко,
Слишком мало улыбок осталось...

Всё равно в безымянные дали
Мы скользнём с отшумевшей листвою,
Да и, кажется, мир бы отдали,
Потому, что он наш с тобою!..


Это всё мне когда-то снилось
Или в кружеве звёзд показалось –
Мне улыбка твоя, как милость,
Как туман, на прощанье осталась...

Мы гуляем, немного влюблённые, 
По старинной аллее парка.
Листья медные, листья червонные,
А над озером - радуги арка...

МОЯ РОССИЯ.
 Вера Никитина

Снова босоногие просторы
И покой разрушенных церквей –
Это васильковые озёра
Разлились в бескрайности полей.

Здравствуй, синеокая Россия!
Припадаю к ситцевым ступням.
Пью из глаз и небосводов синих,
Возрождённым покрещусь церквям.

Припадаю к пыли на дороге,
К полю, к лугу, к храму и к траве.
Бьётся сердце в радостной тревоге
И болит, Россия, о тебе.


Все вернёмся в отчий дом родимый,
Нам одна судьба на всех дана.
И бежит, бежит в дорожной пыли
Свято-васильковая страна.

ПОДАРОК СЕНТЯБРЯ.
Анна Гулимова

Ветер собирал осколки лета
И бросал на мокрую траву,
Маленьким подкидышем рассвета –
Яркую, багряную листву.

Припев:
Царственно бросала осень ветром
Яркую, багряную листву!..

Желтые рисунки и наброски,
Яблоки – с деревьев лунный свет,
Наземь одиноко бросив осень,
Провожала ласковый рассвет.

Припев:
Царственно холсты стелила осень –
Провожала ласковый рассвет.


И, веселья солнечного ради,
С листьями в одном костре горя,
Радовалось лето – лето на день –
Маленький подарок сентября.

Припев:
Царственно ликует – лето на день –
Маленький подарок сентября!..

МАРТ.   
Елена Пересвет
               
Гляжу, гляжу, прищурюсь на весну;
Она во всём следы свои оставила:
Журчит ручей в разбуженном лесу,
Щебечут птицы, верно свадьбу справили...
Звенит капель, от солнечных лучей.
На синем небе кружева зелёные...
Приветствуя Саврасовских грачей,
Что поселились на берёзки голые!..

Припев:
Ах, весна, весна,
Мы так ждём тепла
И твоих цветов –
На коврах лугов!..

Сосновый запах  бодрость придаёт,
Когда тепло их лапы отогреет,
Мне солнышко веснушки отдаёт
И серые глаза поголубеют.
Журчи, ручей, в разбуженном лесу,
Зазеленейте поскорей, проталинки,
Приветствую желанную весну,
Она на сердце мне следы оставила.

Припев:

ЛИК РОССИИ.
 Екатерина Дмитриева

В руки беру первый снег, -
Слышится тройки разбег!..
К светлой берёзке прильну, -
Звонкую слышу струну –
Певчей России струну!..

Припев:
Нежно красят зори - на стекле узоры,
До чего ж красива в жемчугах Россия!..
Зимний лик России – лёд да снег, да иней,
До чего ж красива снежная Россия!..

В синюю высь птицей рвусь -
Ласточкой к лету стремлюсь...
Здравствуй, исконная Русь!..
Славой былою горжусь,
Древнею славой горжусь!..

Припев:
Осеняют взором цветики степные,
Во всё небо зори – золото России!..

До чего ж красивый летний лик России!
Ты всегда красива и мила, Россия!..

МУЗЫКА.
Марина Бадмаева

Только клавиши чуть нажимаю,
И рождаются чистые звуки...
Птицу-музыку в дом приглашаю,
Предлагаю ей сердце и руки.

Птица-музыка вмиг прилетает,
Надо мною кружиться, кружиться...
Словно радуга в небе сверкает,
И блистает, как в сказке жар-птица!

Мне свои два крыла подарила –
Улетаем с ней, в дальние дали,
Всё уходит, что сердцу не мило,
Забываются с ней все печали...
Как цветы на лугах расцветали,
Как ручьи в тихой роще звучали...
Это чудо – ожившие звуки,
Словно голуби просятся в руки!..

БЕСПОКОЙНЫЕ НОЧИ.
Николай Петраков

Я люблю беспокойные ночи;
Тихо бьется волна о причал,
Но устал от разлуки я очень,
Так давно я тебя не встречал!..

Месяц выйдет и вздрогнет спросонья
Блик костра, что на том берегу,
Мне напомнят о том, что не скрою –
Без надежды прожить не смогу!

Вольный ветер гуляет степями,
Город светит огнями в ночи.
То, о чём мы с тобою молчали,
Вспыхнет вдруг при рожденье зари.

Тихо скрипнет от ветра осина,
Или вспомнит, быть может, о чём.
И склонится тихонько рябина
Под осенним ненастным дождём.

Захлестнёт время мысли волною,
Звёзды гаснут в преддверье зари.
То, о чём мы мечтали с тобою,
Беспокойные ночи сожгли.

Я люблю беспокойные ночи;
Тихо бьётся волна о причал,
Но устал от разлуки я очень,
Так давно я тебя не встречал!..

   ЯБЛОНЕВ ЦВЕТ.
Екатерина Ратникова

Белые бабочки – яблонев цвет.
Ветер подул – и они полетели…
Кружат над яблоней в мае метели –
Белые бабочки рвутся на свет.

Листьев зелёных шальная гурьба,
Что-то лопочет, болтая с цветами.
Как нелегка – понимаете сами,
Вечная листьев с молчаньем борьба.

Дождик прошёл, и для многих друзей
Яблоня стала защитой могучей,
Только срывает он прями из тучи
Бабочек белых с намокших ветвей.

Будучи сбиты нахальным дождём,
Бабочки падают и умирают…
«Яблоня в этом году отцветает», -
Кто-то сказал. – «До весны подождём».

А через год снова выйдут на свет
Белые бабочки – яблонев цвет!..
Чтобы в ветвях соловьи вновь запели,
И лепестков закружились метели…

ЯБЛОНЬКА.
Рома Шитов

Уголок заветный мой – яблонька в саду,
Я сюда и непогоду с радостью иду…
До того кудрявою яблоньку люблю,
Верите, не верите, - песни ей пою!

Припев:
Яблонька моя –
Храм для певчих птах…
Ты всегда мне будешь сниться –
В самых светлых снах!

Яблонька душистая бабочек зовёт –
В неуклюжее порханье и смешной полёт;
Пчёлки золотистые издали летят…
Верите, не верите, - песни  ей жужжат!

Припев:

               БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН. (А. Сигачёв)
    Музыкальная пьеса по одноимённой поэме А.С. Пушкина.               

                Действующие лица:

Пушкин А.С. - желанный гость в имении Осиповой П.А.
Осипова П. А. - хозяйка имения «Малинники»
Зина, Анна, Алина - дочери Осиповой П.А.
Катенька Вельяшева, Машенька Борисова -  барышни
Онегин - сосед Осиповой П.А. ,молодой помещик, поэт
Гирей - крымский хан;
Зарема -  первая жёна хана Гирея
Зульфия- наложница хана Гирея
Мария - польская княжна, невольница Гирея

   Участники массовых сцен: дворянское общество поместья Осиповой П.А., слуги, крестьяне; обитатели гарема хана Гирея: жёны, евнух, охрана. Хор, ансамбль балета и танца;

   Краткая увертюра, музыкальное вступление к каждой картине,  музыкальное оформление мелодекламаций и речитативов сопровождаются мелодией романса А. Власова «Фонтану Бахчисарайского дворца».

   Нотное оформление музыкального спектакля представлено в приложении. 
 
                СЦЕНА ПЕРВАЯ

   Гостиная в типичном барском доме Прасковьи Александровны Осиповой. Два ряда белых высоких колонн. На стенах гостиной висят подсвечники с зажжёнными свечами. Вдоль стен установлены роскошные старинные стулья, на которых сидят весёлые гости в праздничных, ярких нарядах. Молодые пары танцуют очень живо, вдохновенно и торжественно. Хозяйка дома Прасковья Александровна Осипова, несмотря на свои лета – изящна, проворна, весьма обаятельна.
   Вбегает в залу Зина, младшая дочь  П.А.Осиповой.

З и н а. (Очень возбуждённо.) Господа, господа! Пушкин приехал!..
   Входит Пушкин, и всё словно преобразилось и ожило в зале, стало как будто ярче и светлей. Зина остановилась в двух шагах от Пушкина, часто дыша, рассматривая его во все глаза, словно не веря, что перед ней действительно сам Пушкин.
П у ш к и н.  (Обращается к Прасковье Александровне.) 
Здравствуйте,  милая Прасковья Александровна. Все свои самые лучшие чувства щедро дарю вам!.. С трудом добрался до вас, поплутали изрядно с  моим ямщиком, - чуть к лукоморью не укатили…
П р а с к о в ь я   А л е к с а н д р о в н а.  (Протягивая обе свои руки к Пушкину.)
А мы, признаться откровенно, уже и не знали, что и  подумать. Заждались  вас и переволновались изрядно. А уж как Зина переволновалась, так лучше и не спрашивайте!..
З и н а.  (Взволнованно.)
Правда, правда, истинная, правда! Заждались мы вас Александр Сергеевич! Ой, уж как мы заждались Вас: и Анна, и Катенька, и Машенька!.. За все наши волнения, просим уплатить нам дань: прочитать свои новые стихи…
П у ш к и н .  (Кивает одобрительно.)
Хорошо, хорошо, душа моя, сегодня непременно я прочитаю свою поэтическую новинку.
П р а с к о в ь я   А л е к с а н д р о в н а. 
(Желая освободить Пушкина от натиска Зины, знакомит его со своим новым соседом.) Александр Сергеевич, познакомьтесь: наш новый сосед Евгений Онегин. Думаю, что вы с ним подружитесь.
О н е г и н.  (Почтительно представляется Пушкину.)
Онегин, как и вы, недавно с берегов Невы.
П у ш к и н.  (Вежливо поклонившись Онегину, обращается к Прасковье Александровне.)
Мне у вас так хорошо, необыкновенно! Ваш дом, по-русски хлебосолен, полон гостей и необыкновенного очарования…
П р а с к о в ь я   А л е к с а н д р о в н а.   (С некоторым смущением.)
Не преувеличивайте, Александр Сергеевич. Полон дом гостей, потому, что все знали – вы приедете. Однако, Александр Сергеевич, какую поэтическую новинку вы привезли нам на этот раз?
П у ш к и н.   (Загадочно улыбается.)
Привёз я на этот раз одну занятную вещицу – музыкально- поэтическую миниатюрную драму «Бахчисарайский фонтан». Обещаю каждый день читать вам  стихи из своей заветной тетради. А ваше пылкое воображение позволит вам увидеть образы романтической истории, которую услышал я в Бахчисарае. Очень надеюсь, что мы сумеем поставить эту пьесу в вашем доме…
З и н а.  (Восторженно хлопает в ладоши.)
Браво! Браво! Как это вы здорово придумали, Александр Сергеевич!..
П у ш к и н. 
Я так тронут встречей с милыми, бесценными, дорогими моему сердцу людьми в Малинниках, что и передать нельзя…       
П р а с к о в ь я   А л е к с а н д р о в н а. 
 (С большим воодушевлением обращается к Пушкину.) 
Александр  Сергеевич, вы и представить себе не можете, как украшаете нашу  провинциальную жизнь. Сегодня же, непременно начнём репетицию спектакля «Бахчисарайский фонтан».       

                СЦЕНА ВТОРАЯ

   Сад. Лунная, звёздная ночь. Журчит фонтан. Слышна тихая восточная музыка. На сцене появляется поэт – Онегин, читает под музыкальное сопровождение  «Фонтану Бахчисарайского дворца»

 Онегин.  (Мелодекламация.) 
   
Спокойно всё, луна сияет
Одна с небесной вышины;
Мечети символ озаряет:
Звезду в ущербине Луны.

Поют фонтаны сладкозвучно:
Любовь и слёзы – неразлучны…
И грустно соловьи поют:
Любовь, любовь, где твой приют?..

Фонтан живёт, но где Зарема?
Звезда любви, краса гарема, -
Как роза, смятая грозой, -
Блестела статью и красой!..

Стекает струйками вода
Фонтана, брызгая слезами,
Угасла юная звезда
В последнем танце под кнутами…

Спокойно всё, Луна сияет
Одна с небесной вышины;
Мечети символ озаряет:
Звезду в ущербине Луны…
   На сцене появляется Осипова Прасковья Александровна и вместе с Онегиным исполняют дуэтом романс  Власова Александра Кондратьевича «Фонтану Бахчисарайского дворца» на стихи А.С.Пушкина.

Евгений Онегин и Осипова П.А. (Поют дуэтом.)

Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слёзы.

Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный,
Журчи, журчи свою мне быль!

Фонтан любви, фонтан печальный!
И я твой мрамор вопрошал:
Хвалу стране прочёл я дальней;
Но о Марии ты молчал…

Светило бледное гарема!
И здесь ужель забвенно ты?
Или Мария и Зарема
Одни счастливые мечты?

Иль только сон воображенья
В пустынной мгле нарисовал
Свои минутные виденья,
Души неясный идеал?

   Онегин и Осипова уходят со сцены под звуки заканчивающейся мелодии романса и журчанье Бахчисарайского фонтана…
   
                СЦЕНА ТРЕТЬЯ

   Солнечный день. В центре сцены установлен макет фонтана. Вокруг фонтана на роскошных коврах живописно расположились  очаровательные обитательницы гарема хана Гирея. Для них на подносах приносят фрукты, прохладительные напитки, изысканные угощения: шербет и другие сладости. Жены Гирея преданы негам и нехитрым забавам: иные танцуют, иные напевают или обрызгивают друг друга водой из фонтана.
   Незримый Пушкин А.С. декламирует под музыкальное сопровождение – «Фонтану Бахчисарайского дворца». В соответствии со сценическим словом, происходит сценическое действие актёров.
 
 Голос Пушкина.(Музыкальный речитатив.)

Младые жёны, как–нибудь
Желая сердце обмануть,
Меняют пышные уборы,
Заводят игры, разговоры
При тихом шуме вод живых
Над их прозрачными струями
В прохладе яворов густых
Гуляют лёгкими роями…

Раскинув лёгкие власы,
Приходят пленницы младые
Купаться в жаркие часы
И льются волны ключевые
На их волшебные красы.

Беспечно ожидая хана
Вокруг игривого фонтана
На шёлковых коврах оне
Толпою резвою сидели
И с детской робостью глядели,
Как рыба в ясной глубине
На мраморном ходила дне.
Нарочно к ней на дно иные
Роняли серьги золотые…

Кругом невольницы меж тем
Шербет носили ароматный
И песней звонкой и приятной
Вдруг огласили весь гарем:

    Зульфия – играет на арфе и поёт «Все жёны робкие», хор невольниц вторит её припевом.
 Зульфия и хор.  (Негромко поют.)

Все жёны робкие Гирея,
Ни думать, не желать не смея,
Цветут в унылой тишине,
Измен не ведают оне.
В тени хранительной темницы
Утаены их красоты:
Так аравийские цветы
Живут за стёклами теплицы.

Для них унылой чередой
Дни, месяцы, лета проходят
И неприметно за собой
И младость, и любовь уводят…
   Смолкает песня, только слышно, как журчит фонтан. Незримый Пушкин А.С. декламирует под музыкальное сопровождение - «Фонтану Бахчисарайского дворца», одновременно исполняют восточный танец четыре невольница хана Гирея.

 Голос Пушкина.   (Музыкальный речитатив.)

Но тот блаженный, о Зарема,
Кто мир и негу возлюбя,
Как розу, в тишине гарема
Лелеет, милая, тебя.

Они поют, но где Зарема,
Звезда любви, краса гарема?
Увы! Печальна и бледна,
Похвал не слушает она;

Как пальма, смятая грозою,
Поникла юной головою.
Ничто, ничто не мило ей
Зарему разлюбил Гирей…

Он изменил! Но кто с тобою,
Грузинка,  равен красотою?
Вокруг лилейного чела
Ты косу дважды обвила;

Твои пленительные очи
Яснее дня, чернее ночи;
Чей голос выразит сильней
Порывы пламенных желаний?
Чей страстный поцелуй живей
Твоих язвительных лобзаний?
Как сердце полное тобой,
Забьется для красы чужой?..

Но равнодушный и жестокий,
Гирей призрел твои красы
И ночи хладные часы
Проводит мрачный одинокий
С тех пор, как польская княжна
В его гарем заключена.

                СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ

   Роскошные покои хана Гирея. В центре сцены на ковре сидит  Гирей, облокотившись на пышные подушки, курит свой заветный кальян. Незримый Пушкин А.С. декламирует под музыкальное сопровождение «Фонтану Бахчисарайского дворца»

 Пушкин.   (Музыкальный речитатив.)
Ему известен женский нрав;
Он испытал, сколь он лукав
И на свободе, и в неволе:
Взор нежный, слёз упрёк немой
Не властен над его душой;
Он им уже не верит боле…
   На авансцене появляется Онегин, исполняет песню «Подарок из Судана», в соответствии с содержанием его песни на сцене перед ханом Гиреем разворачивается сценическое действие:

Онегин. (Исполняет ариозо «Благовонное алое».)
Благовонное алоэ
И душистые цветы…
В пышно убранных покоях
Нежны чувства и мечты.

Три богатых каравана
Из Аравии пришли
И в подарок из Судана
Юных пленниц привезли.

Все они -  разнообразной
Красотой одарены;
И как будто ленью праздной -
Для любви сотворены.

Две из них белы и нежны,
Словно лилии весной,
Или ландыш белоснежный,
Только срезанный косой.

Третья блещет чёрным оком,
Величава и смугла,
Грозен в ужасе глубоком,
Бледен лоск её чела.

И одна меж них – Мария,
Чудо – польская княжна,
Не  в полцарства, а в полмира –
Красотой она ценна!..

У Гирея знак приметный:
Бьётся сердце, ноет дух,
И кальян его приметный
Недокуренный потух…
   Онегин уходит. Незримый Пушкин А.С. декламирует под музыкальное сопровождение «Фонтану Бахчисарайского дворца». Сценическое действие актёров подчинено смыслу речитатива по желанию режиссера постановщика (это может быть балет или пантомима.)

 Пушкин.  (Музыкальный речитатив.)
И равнодушный, и жестокий,
Презрев Заремины красы
Все ночи хладные часы
Гирей проводит одинокий
С тех пор, как польская княжна
В его гарем заключена.

Увы! Дворец Бахчисарая
Скрывает юную княжну.
В неволе тихой увядая,
Мария плачет и грустит.
Гирей несчастную щадит.
Её унынье, слёзы, стоны
Тревожат хана краткий сон,
И для неё смягчает он
Гарема строгие законы.

Сам хан боится девы пленной
Печальный возмущать покой;
Гарема в дальнем отделенье
Позволено ей жить одной.
Там дева слёзы проливает
Вдали завистливых подруг;
И между тем, как всё вокруг
В безумной неге утопает,
Святыню строгую скрывает
Спасённый чудом уголок.

                СЦЕНА ПЯТАЯ

   Ночной полумрак в покоях гарема хана Гирея. Слышится тихая песня хора.

 Х о р.
               
Настала ночь; покрылась тенью
Тавриды сладостной поля;
Вдали под тихой лавров сенью
Я слышу пенье соловья;

За хором звёзд луна восходит;
Она с безоблачных небес
На долы, на холмы на лес
Сиянье томное наводит.

Одни фонтана сладкозвучны
Из мраморной темницы бьют,
И, с милой розой неразлучны
Во мраке соловьи поют…

Как милы тёмные красы
Ночей роскошного Востока!
Как сладко льются их часы
Для обожателей пророка!..

Какая нега в их домах,
В очаровательных садах,
Где под влиянием луны
Всё полно тайн и тишины…
   Незримый Пушкин А. С. декламирует под музыкальное сопровождение «Фонтану Бахчисарайского дворца», сценическому слову соответствует сценическое действие актёров спектакля.

Голос Пушкина.  (Музыкальный речитатив.)

Все жёны спят. Не спит одна.
Едва дыша, встаёт она;
Идёт; рукою торопливой
Открыла дверь; во тьме ночной,
Ступает лёгкою ногой,
Всё укрощает взгляд пугливый…
Пред нею дверь; с недоуменьем
Вошла к Марии с изумленьем…
И тайный страх в неё проник,
Увидела Марии лик.
Пред ней покоилась княжна
И, пробудившись ото сна
Мария сразу оживилась
Улыбкой томной озарилась.
Так озаряет лунный свет
Дождём отягощённый цвет.

М а р и я.  (Становится на колени.)
Кто ты? Одна, порой ночною –
Зачем ты здесь?..
З а р е м а.   (Так же как и Мария, становится на колени.)
Я шла к тебе…
Спаси меня; в моей судьбе
Одна надежда мне осталась…
Я долго счастьем наслаждалась,
Была беспечней день от дня…
И тень блаженства миновалась;
Я гибну. Выслушай меня.
Мария, ты пред ним явилась…
Увы, с тех пор его душа
Преступной думой омрачилась!
Гирей изменою дыша,
Моих не слушает укоров;
Но ты любить, как я не можешь;
Зачем же хладною красотой
Ты сердце слабое тревожишь?
Оставь Гирея мне: он мой;
Вот я склоняюсь пред тобой,
Молю, винить тебя не смея,
Отдай мне радость и покой,
Отдай мне прежнего Гирея…
Не возражай мне ничего;
Он мой! Он ослеплён тобою.
Презреньем, просьбою, тоскою,
Чем хочешь отврати его;
Зарему возврати Гирею…
Но слушай: если я должна
Тебе… кинжалом я владею,
Я близ Кавказа рождена…

Голос Пушкина.  (Музыкальный речитатив.)

Сказав, исчезла вдруг. За нею
Не смеет следовать княжна.
Невинной деве непонятен
Язык мучительных страстей,
Но голос их ей смутно внятен;
Он странен, он ужасен ей…

Стареют жены…между ними
Давно грузинки нет; она
Гарема стражами немыми
В пучину вод опущена.
В ту ночь, как умерла княжна,
Свершилось и её страданье.
Какая б ни была вина,
Ужасно было наказанье!

Дворец угрюмый опустел:
Его Гирей опять оставил;
С толпой татар в чужой предел
Он злой набег опять направил;

Глядит с безумием вокруг,
Бледнеет. Будто полный страха,
И что-то шепчет и порой
Горючи слёзы льёт рекой. 

В пустых покоях и садах;
Играют воды, рдеют розы,
И вьются винограда лозы,
И злато блещет на стенах…

Где скрылись ханы? Где гарем?
Кругом всё тихо, всё уныло,
Всё изменилось,… но не тем
В то время сердце полно было:
Дыханье роз, фонтанов шум
Влекли к невольному забвенью.
Невольно предавался ум
Неизъяснимому волненью,

Волшебный край! Очей отрада!
Всё живо там: холмы, леса.
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса,
И струй. И тополей прохлада…
Всё чувство путника манит,
И зеленеющая влага
Пред ним и блещет, и шумит
Вокруг утёсов Аю-Дага…

На сцену выходят все актёры и  А.С.Пушкин исполняют романс  «Фонтану  Бахчисарайского дворца».
                Конец спектакля

               
     МОЦАРТ С ЧИСТОГО ЛИСТА. (А. Сигачёв)
                Музыкальная пьеса

                Действующие лица и исполнители:

Шерлок-Холмс;
Уотсон;
Моцарт;
Сальери;
Дон Кихот;
Санчо Пансо;
Ходжа Насреддин;
Фатима - подруга Ходжи Насреддина;
Певцы, музыканты, детский хор, камерный оркестр

               Место действия – Лондон, Москва;
               Время действия – В наши дни.

                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

                ИНТЕРМЕДИЯ

   Посередине сцены установлен старинный музыкальный инструмент - клавесин. На крышке клавесина стоит изящный подсвечник с зажжёнными на нём свечами. Вдоль рядов по зрительному залу проходит к сцене маленький мальчик дошкольного возраста в концертном чёрном фраке с букетом белых роз в руке. Мальчик кладёт цветы на клавесин, удобно усаживается за старинный музыкальный инструмент, исполняет первую часть произведения В.А.Моцарта «Маленькая ночная серенада».   Душевно и красиво исполнив произведение полное блеска, энергии, жизнерадостности, маленький музыкант с достоинством, простотой и благородством уходит за кулисы...
 
                КАРТИНА ПЕРВАЯ

   Рабочий кабинет Шерлока-Холмса. У камина в кресле сидит с трубкой в зубах Шерлок-Холмс - с увлечением читает газету. В кабинет входит доктор Уотсон с конвертом в руках. Вручая конверт Шерлоку-Холмсу, говорит взволнованно.

У о т с о н.    Сэр, вам сразу два письма и оба - из России!..
Ш е р л о к – Х о л м с.
 (Откладывает газету на журнальный столик, берёт конверт из рук Уотсона, говорит с удовлетворением.)
Мы удостоены большой чести, друг мой Уотсон! Россия великая страна и приятно осознавать, что в России знают о нас и помнят.
(Распечатывает оба конверта, бегло читает письма, резко встаёт с кресла.)
Это весьма занятно, друг мой!..
У о т с о н.  (С явным нетерпением.)
Что случилось в России, сэр?! Не оставляйте меня надолго в неведении перед лицом удивительной русской загадки!..
Ш е р л о к – Х о л м с. (Загадочно, многозначительно улыбается.)
Одно письмо из московской музыкальной школы имени Сергея Ивановича Танеева, выдающегося русского композитора; нас приглашают на его 150-летний юбилей.
У о т с о н.  (с удовлетворением)
Это нам оказывают большую честь, сэр! А что вы скажите о втором письме?
Ш е р л о к – Х о л м с.  (Говорит загадочным тоном.)
Будет лучше, друг мой, если вы прочтёте  эти письма сами.
(Протягивает письма Уотсону).
У о т с о н.    (Крутит письмо в своих руках, рассматривает его на свет, щупает и даже обнюхивает, наконец, пожимая плечами, говорит с нескрываемым удивлением.)
Но ведь это просто чистый лист, вырванный из нотной  тетради, неужели над нами так простодушно пошутили, сэр?!
Ш е р л о к-Х о л м с.  (шутливым тоном)
Просто чистый лист, говоришь?  А ты присмотрись к нему внимательней, дружище, и тогда поймёшь, что этот лист от самого Моцарта!..
У о т с о н.  (с удивлением) 
Неужели от самого Вольфганга Амадея Моцарта, сэр?!
Ш е р л о к-Холмс. 
Представь себе, Уотсон, письмо именно от самого Вольфганга Амадея Моцарта!..
У о т с о н. (С нескрываемым недоумением.)
Насколько мне известно, сэр, Моцарт родился и вырос в Австрийском городе Зальцбурге и лишь изредка покидал его, но Россию великий маэстро никогда не посещал.  Не могли бы вы в таком деликатном случае пояснить более доходчиво вашему, особенно одарённому другу: как Моцарт мог прислать нам письмо из России, в которой великий маэстро никогда не был?..
Ш е р л о к-Х о л м с.   
Вы абсолютно правы, друг мой, Моцарт никогда не был в России, но вместе с тем, я смею вас заверить, что он никогда не покидал Россию. Именно в России расцветает пышным цветом певчее сердце Вольфганга Амадея Моцарта и божественным теплом мелодий согревает сердца Великороссов из века в век. Это факт неоспоримый, а поэтому нет ничего удивительного в том, что гениальный композитор свой юбилей решил отметить в такой прекрасной стране, как Россия, а, кроме того, налицо неопровержимая улика (Достает из бокового кармана своего пиджака лупу, демонстрирует Уотсону.) Присмотритесь внимательней, Уотсон, видишь, в правом верхнем углу отпечатки пальцев самого Моцарта... Разве можно их спутать с отпечатками пальцев какого-нибудь меломана из современного «тяжёлого рока» или «попса»? А, кроме того, если прислушаться, то можно расслышать исходящие от этого чистого листа  мелодии, сотворимые самим Моцартом. Слышите?!
(Уотсон прислушивается. Слышится мелодия из музыкального произведения В.А.Моцарта «Маленькая ночная серенада», первая часть - Allegro. На лице Уотсона изобразилась неизгладимая печать удивления...)
У о т с о н.  (Крайне удивлённый, обращается к Шерлоку-Холмсу.)
Сэр, я стою перед лицом совершенно непередаваемого чуда...   
Ш е р л о к-Х о л м с.  (торжествующе) 
Что вы теперь на это скажете, друг мой Уотсон?!
У о т с о н.   (широко улыбаясь)
Сэр, все мои сомнения развенчаны. Воистину - это письмо от самого Моцарта! Другого мнения здесь и быть не может. Что же нам в этом весьма деликатном случае следует предпринять, сэр?
Ш е р л о к-Х о л м с. (решительным тоном)
Что за вопрос, Уотсон? Что следует делать, когда виновник полностью уличён?..
У о т с е н.  (Отвечает не задумываясь.)
Следует запустить процесс по делу, сэр!..
Ш е р л о к-Х о л м с. 
Вот именно, друг мой. Пусть пойдёт процесс по этому делу, как положено по закону тех мест, где находится виновник торжества, а мы можем преспокойно умыть  руки. И так, быстро принимаемся за дело! У нас нет времени на раскачку! Первое: необходимо срочно оповестить всех истинных друзей Моцарта об удивительном юбилее. Согласитесь, что 250-летие со дня рождения бывает лишь однажды. А во-вторых, незамедлительно на всех парусах плывём в Россию. Все пути сейчас ведут  в Москву, на торжество!..
(Оба спешно уходят за кулисы, под звуки бессмертной мелодии Моцарта «Маленькая ночная серенада».)

                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

                КАРТИНА ВТОРАЯ
 
   Моцарт сидит за клавесином, исполняет мелодию из своего произведения «Маленькая ночная серенада». Входит Сальери, слушает музыку и, указывая пальцем на небо, обращается к зрителям:
С а л ь е р и. (говорит шепотом) 
Боже, Боже! Одному тебе доподлинно известно, как я завидую  таланту Моцарта, в котором так беспечно отдыхает тщеславие!  (обращается к Моцарту): дорогой, нежный друг  Вольфганг Амадей, у меня нет слов, чтобы выразить своё восхищение твоей музыкальной новинкой!..
 М о ц а р т.   Полно тебе, Сальери, ты же знаешь, что похвалы у меня не в чести. Послушай лучше одну мою последнюю вещицу…
С а л ь е р и.   (Решительно удерживает Моцарта.)
Только не теперь, друг мой. Я прошу: воздержись от игры, иначе я позабуду обо всём на свете и не справлюсь со своими обязанностями на предстоящем концерте. Не следует забывать о том, что нынче у тебя необычный 250-летний юбилей. Кроме того, сегодня необычный 150-летний юбилей у выдающегося русского композитора Сергея Ивановича Танеева и поэтому случаю здесь соберётся множество почитателей ваших талантов. Бесчисленные паломники со всего света уже в пути!..
М о ц а р т.   (взволнованно)
О каких паломниках ты говоришь, Сальери, в каком они пути?!
С а л ь е р и.   (Пытается успокоить Моцарта.)
Не надо так сильно волноваться, мой небесный друг... Что сделано, то сделано: я послал чистый лист из твоей нотной тетради Шерлоку-Холмсу, тот самый лист, который ты подарил мне из своего нового альбома в знак нашей дружбы. Так что с минуты на минуту будем встречать званых гостей со всей вселенной в столице России!..
М о ц а р т.  (взволнованно)
Ах, Сальери, Сальери, какой же ты максималист и заставляешь друга излишне волноваться. Вот видишь – я просто в растерянности от столь стремительных  событий!..
С а л ь е р и.   (разводит руками)
Что сделано, то сделано, мой дорогой, мой несравненный друг. Тебе остаётся только одно: успеть надеть свой концертный фрак.
М о ц а р т.  Слава Богу, если хоть это я успею сделать.
(Оба поспешно уходят за кулисы).

                КАРТИНА ТРЕТЬЯ

С а л ь е р и.    (Выходит на сцену рассуждает вслух.)
Я не ожидал такого столпотворения. Все хотят выступить непременно первыми. Как поступить, чтобы никого не обидеть? – ума не приложу…
   На сцену стремительно выходят Дон-Кихот и Санчо Пансо. Сальери с большим удивлением наблюдает за действиями столь почтенных гостей. Дон- Кихот обращается к Санчо, не замечая присутствующего на сцене Сальери.
Д о н-К и х о т. (Хлопает друга по плечу.)
Ну, Санчо, кажется, мы благополучно достигли желанной цели!..    
С а н ч о  П а н с о. 
(Пошатнулся от рыцарского приветственного хлопка по плечу, отвечает Дон-Кихоту, поглаживая своё ушибленное плечо.)
Да, мой господин, сомнений быть не может – мы достигли желанной цели...
Д о н-К и х о т.   (Ещё раз хлопает друга по второму плечу, от чего Санчо сильно поморщился, как от нестерпимой боли.)
 Скажи мне, Санчо, ты ещё не забыл о том, для чего мы прибыли в Россию?! Почему у тебя не наготове гитара?!
С а н ч о  П а н с о.  (С лёгкостью переворачивает гитару из-за своей спины к себе на  грудь.)
Готово, мой господин!..
Д о н-К и х о т.   
Ну-ка, Санчо Пансо, так настрой гитару, что бы сердце русских занялось пожаром!..
С а л ь е р и. 
(Крайне озабоченный развитием событий на сцене, решительно становится между Дон-Кихотом и Санчо Пансо.)
Господа! Господа! Я вас умоляю: не устраивайте самодеятельности! У нас вся программа расписана до мелочей. Всякое отклонение от программы может привести к диссонансу! Вы понимаете?!  Всему миру известны ваши уникальные вокальные достоинства, о доблестный рыцарь Дон-Кихот из Ла-Манчи. Сценический этикет требует от нас выдержки и терпения.
Почтенные гости из солнечной Испании деликатно покидают сцену. На подмостках театра появляется Ходжа Насреддин. Он ведёт за уздечку ослика, на котором величественно восседает очаровательная подруга Хаджи, восхитительная Фатима, украшая собой всё вокруг, подобно цветку лотоса на водах необыкновенного озера. В своих руках она бережно держит цветик семицветик, вдыхая его тонкий аромат.
Х о д ж а  Н а с р е д д и н. (обращается к Фатиме)
О Фатима, свет очей моих, мы уже прибыли на праздник, почему же ты печальна, как осенняя луна? Подари мне цветик семицветик…
( Фатима одаривает Ходжу Насреддина несравненной улыбкой, но не в силах расстаться  со своим очаровательным цветком, прижимая его к своей груди…)
С а л ь е р и.  (Обращается к зрителям, сидящим в зале.)
Какая неожиданная и блестящая находка – этот цветик семицветик. Он поможет нам определить очерёдность выступлений на этом юбилейном концерте.  Никому из участников, желающих выступить со своим номером, не будет обидно.
(Обращается к Фатиме)
О, Фатима, вы так великодушны, что соблаговолили украсить наш  праздник своим присутствием, и этот цветик семицветик в ваших руках, как символ вашей чистой красоты, доброты и очарования. Этот совершенно очаровательный  ваш цветик семицветик очень кстати на нашем празднике, он внесёт необыкновенное, свежее очарование в наш праздничный концерт и ликованию почтенной публики не будет конца. Пожертвуйте мне ваш цветик семицветик, ради всеобщего блага: он укажет нам очерёдность выступлений артистов на нашем празднике...
    (Смущённая Фатима дарит Сальери свой цветок. Сальери счастливый отходит в сторону. Ходжа Насреддин достаёт у себя из-за пазухи новый цветик семицветик, и дарит его Фатиме. Они  счастливые  уходят за кулисы.)
С а л ь е р и.   (Торжественно по ходу концертной программы объявляет названия исполняемых музыкальных произведений, фамилии авторов и исполнителей.)

                Песня «Маленькие Моцарты».

Нелёгкие в музах к признанью пути –
Мы их одолеем упрямо...
Нам к цели заветной помогут придти:
Сольфеджио, фуги и гаммы...

Проходят века... в звуках Моцарт живёт,
И вот собрались мы все вместе, -
Как Солнце, признанье таланта встаёт,
И в сердце рождаются песни!..

Припев:
Маленькие Моцарты музыкой живут,
Скрипки не смолкают их, флейты их поют!..
Маленькие Моцарты дарят красоту -
Покоряют музыкой звёздную мечту!..

Наш юный маэстро божественно прост:
Он жил, и играл - величаво;
В сердцах зажигается музыка звёзд,
Когда его флейта звучала!..

И бывший утёнок, как лебедь парит,
Он славою Моцарта светел!..
Лети, моё сердце к созвездьям в зенит,
К чистейшему счастью на свете!..

Припев:
Маленькие Моцарты музыкой живут,
Скрипки не смолкают их, флейты их поют!..
Маленькие Моцарты дарят красоту –
Покоряют музыкой звёздную мечту!..

   В заключение концертной программы Сальери отрывает последний лепесток у цветика семицветика, и объявляет последний номер праздничного концерта.
С а л ь е р и.  (произносит торжественно)
Друзья, сочту за честь объявить вам: встречайте великого маэстро Вольфганга Амадея Моцарта.
(На сцене появляются В.А. Моцарт. усаживаются за старинный инструмент – клавесин, исполняет своё удивительное произведение «Маленькая серенада». Сальери кладет руку к себе на сердце.
С а л ь е р и. (говорит в сторону)
Ах, зависть, зависть, что ты, в самом деле –
Гнездишься в сердце у Сальери?!
Нигде, нигде покоя нету мне:
Нет и на небе, нет и на земле...

   Сальери уходит за кулисы, не отнимая руки от своего сердца. На сцене появляется маленький мальчик, дарит В.А.Моцарту букеты белых роз, которые он в начале концерта в «Интермедии» положил на клавесин. В.А. Моцарт, взяв мальчика за руки, проходят через весь зрительный зал к выходу.
               
                Конец музыкальной пьесы.