Тихвин. 4. Возле Иконы

Алкора
(Путевые заметки от 21.06.14)
Из http://www.stihi.ru/2014/06/26/7255

Стремительно несётся время в Лету.
Поездка в Тихвин с каждым днём бледней
На фотоснимке, где сирень и лето. -
А было ли? В краю монастырей
Была ли я? А, может быть, другая?
Тогда жила надежда, что война
Пройдет страницей яркою, играя
И мучая…  Мне  верилось - не к нам…

Не обошлось… Я вспоминаю Тихвин,
Всё то, что созерцала свысока…
Акафистом ворвавшись в сердце, стих он,
Оставив след  -  биенье у виска…

Что помнится? Шеренги экскурсантов,
Платки и юбка долу - сверху брюк.
К чему уродство это? Если сам ты
Далёк от веры, если рубишь сук,
Который хрупко держит нас над бездной,
Ни плат, ни юбка казнь не отведут…
Переоделись - спорить бесполезно,
Когда к святыне выверен маршрут.

До потолка расписанные стены,
На тёмном фоне - лики. Их глаза
Глядят сурово: видят перемены
В народе русском - смуту и базар,
А благочестье прячется стыдливо...
Перед иконой опускаясь ниц,
Поочерёдно шепчем торопливо
Наказы, просьбы… Не молитва - блиц!
Языческий обряд и поклоненье…
Увешен подношеньями оклад,
Не Бог в душе, а чудо! Мановенье
Святой руки - и всё пойдёт на лад?

И я грешила, к Деве припадая,
Прося Её, чтоб не было резни:
Не надо мне ни роскоши, ни Рая,
Но тех, кто перессорил нас, пронзи…

Издано.

Тихвинская икона Божией Матери - икона Богородицы, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Написана, по преданию, евангелистом Лукой. Икона существует в нескольких списках с иконы, находящихся в различных городах.

В новгородских пределах её появление относится к 1383 г. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», (так в сказании), икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки. Согласно «Сказанию», икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти, в Вымоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем - на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. Как свидетельствует легенда, её появление в малообжитых и ещё не христианизированных землях проявляло её чудотворную силу. На месте её последнего явления в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой.

После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году и взятия Константинополя турками 25 годами ранее явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней утративших благочестие Рима и второго Рима (Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы - Святой Руси, ставшей третьим Римом. Икона как бы подтверждала особый статус России «перед лицом Бога» и, соответственно, становилась ярким символом Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии, как «Путеводительницы».

В 1507-1515 году по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор, ставший своеобразным реликварием для списка. В XVI веке Тихвин становится известным местом богомолья. В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 г. накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство - Иоанн Васильевич Грозный, который основывает здесь в 1560 году Богородицкий монастырь.

После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах, икона была экспонатом местного краеведческого музея. До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года. Потом икона попала весной 1944 г. в Ригу, Либаву, Яблонец-над-Нисоу, американскую оккупационную зону в Германии. В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится. В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён. В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.