Не судите, да не судимы будете

Александр Сигачёв
Фрагмент из поэмы "Исповедь..." Эпизод 25.

Спектакль окончен. Дом Учёных,
Что на Пречистенской стоит, -
Зеркальным залом знаменит.
Буфет. Был вечер долог, тёмен…
За столиком, уединённо,
Среди цветов поэт сидел.
Где поэтическое слово
Впитало общество людей.


ДАМА.
Поэт, неужто чужеземец?
Слыхала: чужестранец он…

ЮНОША.
Быть может, да. Как европеец,
Точнее, как германец он.

ГВАРДЕЕЦ.
Да полно вам. Он из Рязани,
Как есть – рязанский чернозём.
По духу – вылитый Есенин,
И выпивоха, как и он.

ДАМА.
Нет, нет! Я так бы не сказала.
Германцем, верно, он рождён.
Но более всего смущало:
В стихах, как индиане он.

ЮНОША.
Представь, в нём и меня смутила
Любовь к индийским чудесам:
Как будто он вращал светило –
Звезду арийцев в небесах.

ДАМА.
Отчасти цель его понятна, -
Быть необычным он желает.
Арийской темой привлекает, -
К Восточной музе все пристрастны.

ЮНОША,
Сумел превознести он мир, -
В арийской теме – мыслей пир.

ПОЭТ. (Говорит в сторону.)
Весьма приятны для поэта
И юноша, и дама эта…

ГВАРДЕЕЦ.
К чему все ваши умиленья?
Нет ни вступленья, ни движенья.
Пошла Русь-Матушка писать.
Вопрос: «Кто станет их читать?»

ДАМА.
Судить не стану здесь достоинств,
Прочитанных стихов его.
Отметить, несомненно, стоит, -
Открыл пыл сердца своего!..

ГВАРДЕЕЦ.
Какой там пыл? Помилуй, Боже!
В чём удовольствие стиха?

ДАМА.
Но согласитесь, есть там всё же,
Такое… Пусть не без греха…

ГВАРДЕЕЦ.
Да что там есть в стихах такое?
В стихах такого – ничего…
В самой-то жизни всё иное,
Не так, как в виршах у него…

ЮНОША. (Обращается к гвардейцу.)
Вы аплодировали громче,
Ему, чем все. И долго очень…

ГВАРДЕЕЦ.
Да хлопал. Так лишь, между прочим,
Чтоб только поддержать его.

Я сам писал стихи неплохо,
Легко текли стихи к стихам.
Не то, что эти стихоплёты, -
Так пишут, просто стыд и срам…

Нет никаких соображений
У автора, поверьте мне.
Причудливые самомненья,
Как детский лепет при луне.

Стихи все – фарс и пустоцветы,
Все – без начала и конца.
Героев нет и нет сюжета, -
Цветочки всё да деревца…

Пусть нет у нас сейчас поэтов,
Но этот, тоже не поэт.
Ответственно скажу вам это:
На пустоцвете – пустоцвет.

ДАМА.
Ведь, не к плохому он стремится,
Зачем стесняться добрых дел?
Не только соловьям поётся,
Мы рады малым птахам всем.

Пусть не Шекспир он и не Пушкин,
Пусть не Есенин тот поэт.
Но в этот век, не самый лучший,
Пусть своим голосом поёт.

ГВАРДЕЕЦ,
Что толковать вам? Бесполезно,
Не понимаете того.
Я запретил бы петь невеждам,
Всем запретил – до одного…

ЮНОША.
Поэт, по-вашему, невежда,
Посредственность и даже глуп?

ГВАРДЕЕЦ.
Я не сказал, что глуп, но прежде,
Чем лезть на сцену, тут побудь…
(Негромко хлопает ладонью по столу, указывая этим, - где поэту надо побывать. К их столику присел человек со скрипкой и цветами. Дарит даме цветы. За их столом наметилось оживление.)

ГВАРДЕЕЦ,
Что скажешь о стихах поэта?
Хоть ночевали там стихи?

ЧЕЛОВЕК СО СКРИПКОЙ.
Я не из тех, кто в свете судит
Набором отзывов худых.
Лишь только те такое любят,
Кто сам порочен, зол и лих;
Кто сам – кладбище всех грехов,
Не мастер двух связать он слов.

ГВАРДЕЕЦ.
В стихах поэта нет завязок,
И сплошь побасенки и сказки.

ЧЕЛОВЕК СО СКРИПКОЙ.
Всё в мире изменилось. Старым
Конём не пашет уж поэт.
Давно избавиться пора нам
От штампов допотопных лет.

Поэт не частную завязку
Использует в стихах своих.
Ему завязкою прекрасно
Весь целиком в служенье стих.

Глядеть не на слова лишь только,
Вникать в глубинный надо смысл.
Ведь в форме, неприметно столько,
Что в глубине содержит мысль.

Облекши формой содержанье,
Как море скрашено волной.
Не только ширью море славно,
Но также славно глубиной.

ГВАРДЕЕЦ.
Считаю я: пора поэтов,
Разгорячённых, через, чур
Патриотизмом несусветным,
Отсечь от древних, вредных мудр [20].

ЧЕЛОВЕК СО СКРИПКОЙ.
По-вашему, срывавший маски,
Быть должен, строго осуждён.
Порок, цветущий без огласки,
Плоды, какие дарит он?

ГВАРДЕЕЦ.
На что уж были воеводы
Крутыми, Боже упаси!
Они бледнели, как берёзы
Перед расправой на Руси!

ЧЕЛОВЕК СО СКРИПКОЙ.
Черпаете вы мысли гордо,
Со времени опричных книг.
Поэт же из самой природы,
Черпать свои слова привык.

Как белый день поэту ясно,
И ясность людям дарит он:
Пора с балластом расставаться,
Что на Руси нагромождён.

Поэт сказал лишь то, что людям,
Всё видится, как ясным днём.
Поэт лишь говорит, не судит, -
Простым и точным языком.

Неужто же пирог с капустой,
От пирога с икрою красной
Народ не отличит? Напрасно
Так мыслит деловар искусный.

Поэту высказать устами
По совести, есть божий дар: 
Правители уже устали
От ненасытных ртов бояр…

ЮНОША. (Обращается к человеку со скрипкой.)
Неужто, все, без исключенья
Бояре плохи, никудышны?
Мне важно слышать ваше мненье,
Коль довелось мне Вас услышать.

ЧЕЛОВЕК СО СКРИПКОЙ.
Вопрос хороший и ответить
Полней хотелось бы, мой друг.
Но главное, - царит на свете
Избранников боярских круг.

И много надо там усилий
Душе потратить, в круге том,
Чтоб душу сохранить красивой,
Какой - с рожденья наделён.

Живя с людьми в порочном веке,
Остаться чистым нелегко,
И, как до Бога далеко, -
Остаться трудно человеком.

Всяк о себе высоко мыслит,
Как со звездами говорит.
И свысока на всех глядит,
Так, будто всем «конюшни чистит» [21].

Есть люди – склонны делать пакость, -
Охаивать других людей:
Твою же мысль переиначат,
Злорадствуя с упрёком к ней.

И что за страсть у них такая –
Копаются в чужом белье.
Коль не найдут, то измышляют,
И тычут всем: тебе и мне.

Всё пакостят, но не открыто,
Напялив маску на лицо.
Всё это низменно и мерзко, -
Быть лестно тайным подлецом.

В том суть натуры парасита, -
Чтоб опорочив, шантажом
И вымогательством до нитки
Очистить подчистую дом.

ГВАРДЕЕЦ.
И всё же, что ни говорите, -
Поэт – пустейший человек.
И пишут пустяки поэты,
И сам, как бубен, пуст поэт.

Побасенки их пустяковы.
Любой - бери и, знай, – пиши…
И пишут вздор! Вздор, право слово!
Ни слова больше!.. Я спешу!..

(Резко поднимается из-за стола, уходит, не попрощавшись. Остальные за его столиком также поднимаются из-за стола. Уходят.) 
 
ПОЭТ.
Мне повезло и, даже, очень.
Услышал мнения других.
Не зря бессонны были ночи,
Не зря пустил по свету стих.

Довольно рад, но грустно всё же
Так стало сердцу моему;
Что в жизни человек - прохожий, - 
Не до прекрасного ему.

Мне самому видны пороки
Моих творений, строф моих.
Но горькими порой упрёки,
Что от «безделицы» мой стих…

Не мелочное самомненье
«Безделицей» задето, нет.
Но и высокие творенья
Крестил «безделицами» свет.

Но отчего смеюсь и плачу,
Читая строки тех певцов.
Казались мне, как знак удачи,
Явившись мне - сквозь тьму веков!

Народы гибли, гибли царства,
И возникали царства вновь.
«Безделицы», сквозь тьму веков
В народах чтутся ежечасно…

Нередко, ведь, и так случалось:
Кто был на горе обречён -
Поэта, словом исцелён,
И к жизни сердце возрождалось!

Пусть не смутит души поэта,
Ни осуждений клевета;
Ни толка, пошлые наветы…
Стань солнцем, - слова красота!..

Пусть, как зерно, сквозь землю летом,
Сумеет к свету возрасти!
Ты, красота, свети поэту,
Облегчив путь, сквозь тьму идти!

Кто много зла творит поэту,
И насмехается над ним,
«Безделицей», быть может, этой,
Пронзённый будет до глубин!..
 





ССЫЛКИ:

[20] Мудра - (на санскрите  mudr;, «печать, знак») — в индуизме и буддизме — символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов.
[21]  Словосочетанием «конюшни чистит» автор намекает на эпизод из древнегреческой мифологии, где Геркулес очистил сильно загрязнённые конюшни царя Элиды Авгия. А в наши есть люди, которые считают грязными «конюшни» всех в округе, кроме своей собственной.