Обзор по 1 туру 2014 от Елены Рышковой

Литературный Фестиваль Рунета
От редакции ЛФР:
запланированный ранее пятый член жюри, к сожалению, не смог написать обзор. Мы обратились к Елене Рышковой с просьбой выступить в роли эксперта на тур раньше и пожюрить стихи не летнего (как первоначально предполагалось), а весеннего лонга.
Елена выручила нас, за что ей БОЛЬШОЕ СПАСИБО.

Ниже приводим шорт-лист Елены Рышковой и комментарии к вошедшим в него стихам:

....................
....................


1. Александр Ковальчук "В брусничном сне"

В брусничном сне
И, в клюквенном, за ним –
Вином переливается залив...
 
Рубиновый, кипрейный, на меду...

Я, не проснувшись, по воде иду,
Залив пересекая напрямик…

Лови меня на электричек крик...

Поймай меня за Пойменным мостом,
Не оставляй надолго, на потом…

В брусничном сне
И, в клюквенном, за ним –
Вином переливается залив…

Необыкновенно  красивая звукопись у этого стиха – малиновый вечерний звон.
Красота не спасёт мир, потому что она принадлежит только человеку – им осознаётся и в нём продолжается. Ни берёзе, ни зайцу красота не нужна, только нам можно её увидеть и в этом есть Слово, а значит Бог.
Автор увидел и услышал это Божье Слово и сумел донести его читетелю.
Спасибо.


4. Анискина Вс "ласточка"

и вот она смотрит в окно (из-за тюлевых штор)
не женщина, ласточка в платье из синей тафты
и щурится лампочка, и опадают цветы
когда она смотрит в окно на пустующий двор

и вот подъезжает к воротам родное авто
распахнута дверца (в проеме – движение рук)
и ласточка – в форточку, в небо ( так было, не вру)
и вниз, до ладоней мужчины в коротком пальто

и падает прямо в ладони мужчины с небес
мужчина сердит на себя – неумело поймал
(и щурится лампочка: ласточка, холодно, март)
и дышит на ласточку, и открывает подъезд

тот самый мужчина (которого женщина ждет
и знает движениям счет от дверей до дверей)
он дышит на ласточку, бьется со связкой ключей
и дверь поддается, как раз – на второй оборот...


Мгновенье поймано, как ручная птица.
И эта женщина, её ожидание, подобно ожиданию смерти от холодного мартовского взгляда.
Хорошо передан временной такт, он отграничен «и», как  взмахами камертонной палочки – туда-сюда, жизнь –  смерть, взмах крыла –  поворот ключа…
Весь стих пронизан этим тактом взмаха крыльев, стука женского сердца.
Замирания и перебив его, когда «и» следуют друг за другом –  это, как задержка дыхания в ожидании, напряжении всех душевных сил – это сжатие пружины страха –   запоздал, не придёт.
И в конце восстановление ритма с таким «прозаическим» поворотом ключа.
Прозаическим ли?


9. Владимир Цюпин "В ночь"

Темнеет
монохромный снимок дня               
в оконных рамах с трещинками века;               
дворняга на ветру, глаза подняв,               
следит за беспокойством чутких веток.         
Из дома прочь,
ни взгляда на окно,               
попутав пуговицы, руки спрячешь               
в промокшее насквозь сукно.
Озноб;   
да в отблесках огней в глазах собачьих
давно ушедшее мелькнёт враньём,
оставшееся – бесконечно нищим;      
ночь ждёт, пока останемся вдвоём,
клинок луны тая за голенищем.

Совершенный стих, где в теле единой метафоры соединено всё – красота образа, милозвучность слога, неожиданность взгляда, глубина понимания любви и жизни в ней.
Чего стоит эта чёткость психологического рисунка – «попутав пуговицы, руки прячешь в промокшее насквозь сукно».
Меня пробрал озноб, как всегда, когда встречаюсь с настоящей поэзией.


14. Елена Наильевна "я не хочу об этом"

я не хочу об этом говорить
как пропадает в сполохах зари
вчерашний вечер, становясь далёким
смотри в окно: туманная Москва
велит шептать какие-то слова
чтоб не молчать о том, что одиноки
и ты и я
какой сегодня день
до краешка души меня раздень
а юбку и чулки сниму сама я
а впрочем, не мешают и чулки
на, погадай по линиям руки
я доживу в душе твоей до мая?

я не хочу об этом говорить
что я замру – лишь скажешь мне "замри"
при этом сам замрёшь тоской щемящей
смотри: от чучел зайцев и ворон
нас окружает страх со всех сторон
матрёшками укладывая в ящик
мне страшно
я почти что не спала
мне пресен суп на белизне стола
мне холоден халат и свежесть спальни
и чуждо отраженье в зеркалах
и злато не горит на куполах
молчат колокола, и берег дальний
не манит

я об этом говорить
не буду
я хочу тебе дарить
мою Москву – чужую и святую
прими её из маленькой горсти
прости меня, капризную, прости
что я ещё жива от поцелуя



Я не люблю названья «женские стихи»,
Но автора прошу меня простить –
Мужчине так не написать.
Под стать.
Очень чувственные и тонкие стихи с беспредельной красотой  и точностью переживания.
В небольшом объёме спрятан целый роман, да ещё какой.
Его можно читать долго, каждый раз находя новые детали и объяснения происходящему.
Стих позволяет находить эти замечательные крохи, ведущие от начала до конца и даже может быть к счастливому концу.
Или несчастному.
В конце концов, разве в этом дело, если читателю столь интересно его читать.



16. Инга Сташевска "Осень"

Чем дольше веришь – тише слова молитв.
Светлее ночь. Размереннее строка.
Невероятно ярок осенний лист,
И растекается в рамке небес закат.

Из города – все дороги ведут к воде,
(Чем ближе дюны – пронзительней синева),
И в янтаре тает короткий день.
Всё – забывай. Намеренно – забывай!

Касается края воды золотой клубок,
Идешь, почти не касаясь седой земли....

И вдруг понимаешь, как равнодушен Бог.
И как – нечеловечески – справедлив.


Этот стих я отметила уже давно и навсегда.
В нём есть понимание бытия, к которому приходишь далеко не сразу.
Если вообще приходишь.
И тогда не нужны молитвы, потому что начинаешь говорить с Богом в себе.
Прекрасный, уравновешенный стих, приводящий через красоту построения к истине, заключенной в нескольких последних словах.
Он похож на мантру, вносящую в душу покой и свет.


17. Кошаков "Ветер и вода"

Ветер на долю секунды придержит волну –
птица успеет увидеть на влажном песке
детский чертеж и забудет за рыбой нырнуть.
Рыба в сачок поплывет, не встречаясь ни с кем,
чтобы затем оказаться в настольном дворце
в комнате девочки – той, что у края воды
чертит всегда находящие нужную цель
символы жизни и смерти. Немало седых
и молодых рыбаков спасено, но еще
столько же сброшено в море капризной рукой –
детство и случай, бездумно играя ключом,
ветер и воду себе подчиняют легко.
Девочке скоро откроются зло и добро,
возраст сотрет понимание древней игры.
Станет другое дитя рисовать на сырой
глади песка, привнося перемены в миры.

Красивый, полнозвучный стих, замкнутый внутри себя, как замкнута капля дождя, летящая к земле в летнем ливне.
Не соприкасаясь с другими, не растворяясь в них.
Одна, но несущая всю полноту мира.
Меня заворожил ритм стиха, позволяющий ему замести следы не очень звучных рифм и поставить на первое место в нём мысль –  кольцевую дорогу всего стиха.

Елена Рышкова

.................
.................

О нашем эксперте:
ЕЛЕНА РЫШКОВА - поэт, редактор нескольких литературных журналов. Создатель литературного конкурса «Согласование времён» и литературно-просветительского портала «Русский Автобан», сопредседатель Общества русско-немецкой культуры во Франкфурте-на-Майне. Постоянный судья нескольких литературных конкурсов. Родилась и жила в Одессе. Образование высшее.
http://www.stihi.ru/avtor/bagira23